Практический аспект тактико-специальной подготовки включает:




- сбор и изучение данных об обстановке;

- принятие решений и доведение задач до подчиненных;

планирование мероприятий;

- подготовка подразделений и обучение всех категорий сотрудников;

- всестороннее обеспечение действия сил и средств в ходе выполнения служебно-боевых задач;

- взаимодействия всех элементов боевых порядков, группировок сил;

- непосредственное управление силами и средствами.

Вместе с тем практика наглядно показывает, что органы и подразделения внутренних дел не всегда действуют четко и согласованно при возникновении чрезвычайных обстоятельств, проявляют медлительность, нерешительность при принятии решений по реагированию на обострение оперативной обстановки. Медленно обеспечивается комплексное использование сил и средств в борьбе с преступностью и правонарушениями, особенно в областных центрах и крупных городах. Не налажено четкое взаимодействие между территориальными, транспортными органами внутренних дел, учебными заведениями МВД и Национальной гвардией в деле обеспечения правопорядка.

С целью совершенствования координации действий органов и подразделений внутренних дел, повышения эффективности согласованного использования сил и средств при охране общественного порядка и борьбы с преступностью Министром внутренних дел МВД Украины 30 августа 1993 года издан приказ № 543 «О полномочиях территориальных органов внутренних дел, как старших оперативных начальников из руководства силами и средствами органов и подразделений внутренних дел», который на сегодня уже утратил силу. Этим приказом определено, что начальники ГУМВД Республики Крым, г. Киева и Киевской области, УМВД областей и г. Севастополя оказываются старшими оперативными начальниками в отношении всех других органов и подразделений внутренних дел, которые дислоцируются на соответствующих административных территориях. Вышеуказанным начальникам предоставлено право использовать силы и средства других органов и подразделений внутренних дел, которые расположены на соответствующих территориях на случай возникновения чрезвычайных (экстремальных) ситуаций.

Все это в полной мере касается деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, однако следует иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности слово «противник» имеет чисто условный характер и подчеркивает обстоятельства протекания этой деятельности в условиях противодействия.

Рассматривая специальную тактику как силовую составляющую борьбы органов внутренних дел с преступностью, следует отметить, что она выступает как часть или отдельный случай военной тактики, и вместе с тем она как область научных знаний сформировалась на базе общей теории управления органами внутренних дел. Поскольку военная тактика рассматривает подготовку и ведение боя, то нам необходимо выделить и охарактеризовать, что именно понимают под понятием «бой» в деятельности подразделений полиции общественной безопасности.

С точки зрения военной терминологии, бой – это организованное вооруженное столкновение воюющих сторон, имеющая целью уничтожения, разгрома или взятия в плен противника, а также оборона, удержание или захват важных районов (рубежей, объектов). Такое понимание боя отвечает задачам органов внутренних дел и подразделений Национальной гвардии МВД Украины в период военного времени.

В мирное же время содержание боя будет несколько иным. В практической деятельности ОВД говорить о организованное вооруженное столкновение следует осторожно. Ведь в тех экстремальных ситуациях, когда преступники не оказывают активного сопротивления сотрудникам полиции, а также когда они захватили заложников, все же предпочтение отдается ненасильственным методам воздействия, в том числе ведению переговоров. Ведь верно выбранная тактика переговоров позволяет выиграть время и свести к минимуму потери в ходе проведения специальной силовой операции.

И лишь в тех случаях, когда преступники подготовили или оказывающих вооруженное сопротивление, применяются силовые методы, специальные средства и огнестрельное оружие, то есть осуществляются меры насильственного воздействия. Именно тогда, при осуществлении непосредственного силового захвата вооруженных преступников, возникает необходимость в проведении операции (по задержанию преступника), где и организуется (предполагается) ведения боевых действий.

Специальная тактика – продукт творческого осмысления и переработки положений общевойсковой тактики, административной, режимной и других видов деятельности органов внутренних дел.

Система тактико-специальной подготовки органов внутренних дел, построена на сочетании специальной тактике, гражданской обороне, военной топографии, позволяет досконально изучить вопрос управления, всестороннего обеспечения действий личного состава в экстремальных ситуациях и выработать практические рекомендации по их решению.

Суть тактико-специальной подготовки руководителя органа внутренних дел сводится к умению создавать группировки сил, наиболее оптимальное для каждой конкретной ситуации, использовать виды и способы боевых действий соответственно характеру составленной обстановки; организации четкого взаимодействия сил, участвующих в специальной операции; создание тактического преимущества на основном направлении путем своевременного проведения маневра силами и средствами.

Являясь составной частью общей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, тактико-специальная подготовка тесно связана со многими науками общеобразовательного и отраслевого характера.

Связь тактико-специальной подготовки с правовыми юридическими дисциплинами основывается на строгом соблюдении принципов законности на всех этапах разработки, организации и проведения специальных операций с участием сил органов внутренних дел.

Специальная тактика отличается от общевойсковой специфическим составом сил и средств, характером взаимодействия, а также способами достижения целей в условиях сложной оперативной обстановки. Именно этим и объясняется употребление термина «специальная».

Специальная тактика связана с юридическими дисциплинами, в частности с административной деятельностью, криминологией, менеджментом, основами управления органами внутренних дел, уголовным правом и уголовным процессом. Незнание норм права может привести к нарушениям законности, неправомерного применения оружия, специальных средств, мер физического действия и, в конце концов, повлечь тяжелые последствия.

Специальная тактика как учебная и научная дисциплина связана также с другими юридическими, социально-экономическими, управленческими, техническими, военными и другими науками. Ее связь с социально-экономическими науками заключается в общих закономерностях развития гражданского общества и правового государства в современных условиях.

Подготовка личного состава органов внутренних дел к действиям в особых условиях осуществляется в системе профессиональной подготовки, а также на специальных занятиях: оперативно-тактических и тактико-специальных, командно-штабных учениях, штабных тренировках, тактико-специальных занятиях, практических тренировках.

Вопросы деятельности и управления органами внутренних дел в особых условиях изучаются в высших учебных заведениях МВД (курсы специальной тактики или тактико-специальной подготовки, основы управления органами внутренних дел). Эти вопросы включаются в учебные планы подготовки, повышения квалификации, переподготовки, стажировки, служебной подготовки по месту службы, а также изучаются самостоятельно.

Важной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел тактико-специальная подготовка, целью которой является обучение личного состава органов, подразделений, учреждений, учебных заведений системы МВД умелым действиям в экстремальных ситуациях, заблаговременная подготовка руководящего и командного состава к выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств мирного и военного времени.

Основу данной подготовки составляет разработка и изучение тактических способов и приемов действий в экстремальных ситуациях, порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники, соблюдения руководителями и начальственным составом методики принятия решений и управления силами и средствами, боевыми порядками в ходе проведения специальных операций по задержанию преступников в экстремальных ситуациях.

Основными формами подготовки личного состава к действиям в экстремальной обстановке являются: для групп боевого порядка и оперативного построения – тактико-специальные учения и тренировки; для аппаратов управления – командно-штабные учения (игры).

Высшая форма подготовки аппаратов управления и личного состава групп боевого порядка (оперативного построения) – оперативно-тактические и тактико-специальные учения. Согласно результатам учений определяются меры по дальнейшему повышению готовности сил и средств к действиям в специальных операциях.

В системе подготовки личного состава к деятельности в особых условиях используются все организационные формы и виды занятий, а также все методы обучения, известные современной педагогической науке.

В педагогике под методами обучения понимают способы совместной работы преподавателя и обучающихся, направленные на усвоение слушателями теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений, развитие у них познавательных способностей, формирования высоких моральных, деловых и профессиональных качеств.

В высшей школе принято выделять такие главные методы обучения: лекционный, самостоятельной работы, обсуждение учебного материала, показа (демонстрации), упражнений, исследований, практических работ.

Эта классификация в определенной мере условна, поскольку в практике обучения все методы взаимосвязаны и используются комплексно.

Руководящими документами по организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗах и системе профессиональной подготовки МВД предусматриваются следующие основные виды учебных занятий (форм обучения): лекции, семинары, групповые занятия и упражнения, практические занятия, тренировки, тактические (тактико-специальные) учения (занятия), командно-штабные учения на картах и местности.

Кроме того, в высших учебных заведениях применяются лабораторные занятия, стажировки и производственная практика, курсовые и дипломные работы (проекты), контрольные работы, консультации, индивидуальные занятия и прочее.

Умелое сочетание форм и методов обучения позволяет более успешно достигать поставленных учебных целей, открывает широкие возможности для осуществления принципа единства обучения и воспитания.

Базовый уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения должен включать минимальный перечень знаний и умений. Усвоив программы учебных дисциплин «Основы управления в органах внутренних дел», «Административная деятельность», «Тактико-специальная подготовка» или «Специальная тактика», «Основы оперативно-розыскной деятельности», «Организация и тактика деятельности полиции общественной безопасности», «Правовые основы деятельности полиции» и других, выпускник должен знать:

1) основы законодательства, которое регламентирует деятельность внутренних дел в особых условиях;

2) основное содержание ведомственных нормативов МВД по этому вопросу;

3) организационную структуру органов внутренних дел, назначение и возможности в повседневной оперативно-служебной деятельности (повседневно-оперативную организацию), а также в особых условиях и в военное время (оперативно-боевую организацию);

4) организацию, порядок и тактические способы решения боевых и других оперативно-служебных задач в специальной операции;

5) организацию группировка сил и средств в специальных операциях, виды нарядов, их состав и назначение;

6) тактико-технические характеристики боевой, специальной техники и вооружения подразделений внутренних дел Украины;

7) основы организации и ведения специальных операций и тактика действий подразделений внутренних дел по задержанию вооруженных преступников, освобождению заложников, обороны объектов и освобождение их от захвата, прекращения массовых беспорядков, борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями противника, террористическими группами;

8) порядок, содержание и методы работы старшего наряда, группы боевого порядка, подразделения органов внутренних дел во время организации и проведения специальной операции в различных условиях;

9) систему мероприятий по предотвращению потерь личного состава во время специальных боевых действий;

10) меры личной безопасности при проведении отдельных действий по задержанию преступников и в других экстремальных ситуациях.

Выпускник высшего учебного заведения МВД должен уметь:

1) оценивать оперативную (боевую) обстановку, принимать целесообразные решения в роли командира подразделения, старшего группы боевого порядка или наряда, четко ставить задачи подчиненным, организовывать взаимодействие и управлять группой, нарядом при выполнении специальных боевых задач;

2) выполнять специальные боевые и оперативно-служебные задачи в составе любой группы боевого порядка и наряда;

3) осуществлять мероприятия по всестороннему обеспечению действий подразделений органов внутренних дел при выполнении оперативно-служебных и боевых заданий;

4) применять специальные средства, средства наблюдения, сигнализации, связи и оружие во время специальных операций, выполнения нарядами задач по охране общественного порядка;

5) вести оперативную и рабочую карту, грамотно составлять боевые графические и другие служебные документы;

6) принимать меры к предупреждению потерь личного состава и мер личной безопасности во время специальных боевых действий и в других экстремальных ситуациях.

Он должен знать:

1) последовательность и содержание работы руководителя оперативного штаба и рабочей группы оперативного штаба по организации и ведению специальной операции в различных условиях;

2) основы взаимодействия с подразделениями внутренних войск МВД во время выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях; методику индивидуального обучения сотрудников органов внутренних дел и подготовку подразделений к действиям в особых условиях.

Обучение переменного состава высших учебных заведений МВД действий в особых условиях происходит непрерывно, начиная от прохождения курса молодого бойца в период лагерного сбора и вплоть до выпускных экзаменов, включая стажировку в практических органах внутренних дел.

Основные вопросы изучаются на занятиях по тактико-специальной подготовке (специальной тактики), но это обучение должно быть тесно связано в структурной последовательности с другими дисциплинами: административным, уголовным правом и процессом, основами профессиональной деятельности, основами управления в органах внутренних дел, криминалистикой, основами оперативно-розыскной деятельности, специальной технике, огневой и специальной физической подготовкой.

Учитывая, что большинство курсантов высших учебных заведений МВД поступают на обучение непосредственно со школьной скамьи, необходим минимум начальной военной подготовки они должны получить в период лагерного сбора.

С целью боевого и строевого комплектования подразделений применяются и специфические виды практического обучения – тактико-специальные и тактические занятия, а также высшая форма подготовки личного состава и управления – тактико-специальные учения.

Тактико-строевые занятия – форма тактической подготовки подразделений, которая применяется для отработки их действий в различных видах обстановки. Как правило, эти занятия предшествуют тактическим занятиям и учениям. Руководят тактико-строевыми занятиями командиры подразделений, а в высших учебных заведениях МВД – преподаватели тактико-специальной подготовки, иногда совместно с командирами курсантских строевых подразделений.

На тактико-строевых занятиях происходит обучение личного состава и подразделений действий, а не вопросов управления подразделениями. Основным методом обучения на этих занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. При необходимости могут применяться объяснение и показ.

Тактико-строевые занятия проводятся на оборудованных учебных полях или небольших участках местности на фоне тактической обстановки. В начале занятия руководитель объявляет порядок отработки учебных вопросов, создает тактическую обстановку, ставит боевую задачу подразделения.

Далее боевое комплектования небольших тактических подразделений в ходе тактических занятий. При этом отрабатываются и вопросы управления этими подразделениями, включая оценку обстановки, уяснения боевой задачи принятия решения, отдачу боевого приказа, постановка задач подчиненным и тому подобное. На тактических занятиях отрабатывается весь комплекс действий в составе подразделений или групп боевого порядка в специальных операциях по пресечению массовых беспорядков, действия штурмовых групп, групп прикрытия, применения специальных средств снайперских групп в антитеррористических операциях, операциях по задержанию вооруженных преступников, освобождение от захвата административных зданий, заложников и тому подобное.

Разновидностью тактических занятий является тренировка личного состава штурмовых групп и групп захвата, которые в соответствии с требованиями наставлений и учебных программ должны проводиться ежемесячно.

Следующий этап – организация взаимодействия боевых троек (четверок) между собой, а также всей штурмовой группе (захвата) с группами прикрытия, применения специальных средств, отвлечение внимания, снайперской группой. Эти вопросы отрабатываются как на тактических занятиях, так и в ходе тактико-специальных учений.

Тактические (тактико-специальные) учения проводятся с целью совершенствования умений и навыков в организации специальных боевых действий и управление подразделениями (группами боевого порядка в специальной операции. Обучение проходят на местности, как правило, по комплексным темам, которые охватывают несколько видов специальных боевых действий, в условиях, максимально приближенных к реальным. Они могут быть двусторонними и односторонними с обозначением противника. Тактические тренировки, занятия и обучение – это разновидности одной формы обучения, отличающиеся друг от друга масштабом и сложностью вопросов, которые отрабатываются.

Все указанные формы обучения образуют единую систему подготовки подразделений к действиям в особых условиях, направленную на боевое комплектование элементов боевого порядка, отработки их взаимодействия и эффективное решение поставленных задач группировкой сил и средств в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: