ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ МВД ДНР ИМ. Ф.Э.ДЗЕРЖИНСКОГО»
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД
ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Организация и тактика деятельности полиции общественной безопасности»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры административной деятельности ОВД ГОО ВПО ДАВД МВД ДНР
Протокол № __ от «__» ________ 201__ г.
Начальник факультета ПОБ к.ю.н.,
полковник полиции
________________ А.М.Цалюк
Направление подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»
Профиль «Административная деятельность ОВД»
Факультет Специального юридического образования
Курс _ 4_
Форма обучения ___ заочная _____ (очная, очно/заочная, заочная)
Учебный год 2021 / 2022
Донецк 2022
План
Введение
Задачи и функции полиции общественной безопасности.
Организационная деятельность подразделений полиции общественной безопасности.
Правовое положение, задачи и структура Полиции общественной безопасности.
Понятие и сущность тактико-специальной подготовки подразделений полиции общественной безопасности.
Тактика, как составляющая организации деятельности полиции общественной безопасности и ее принципы.
Выводы
Основные определения по теме: | Тактика деятельности ПОБ, организация ПОБ, общественній порчдок, средства ПОБ |
Литература: |
1. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах. Учебное пособие. – К.: ООО «Директ-Лайн», 2014. – 236 с.
2. Административные проступки, подведомственные милиции: квалификация, доказывания, особенности производства: Учебное пособие. Издание второе. – К.: ООО «Директ Лайн». – Киев. – 2012. – 240 с.
|
3. Организация деятельности милиции общественной безопасности: Учеб. пособ. // За ред. В.И.Олефира. – Киев: КНТ, 2010 г. – 262 с.
4. Организация деятельности милиции общественной безопасности: Учеб. пособие / Кол. авт.; рук. авт. кол. д-р юридическим. наук, проф. засл. юрист Украины О.В. Негодченко. – Днепропетровск: Днепропе. Гос. ун-т внутр. дел, 2011. – 164 с.
5. Порядок доставления в ОВД и кратковременного задержания лиц, совершивших административных правонарушений: [Метод. рэк.] / МВД Украины. КНУВД. ННІПКГБПС. И. М. Коптун, В. Л. Костюк, А. Г. Пелагеша, И. Г. Салита, Е. В. Чеботарев. – Киев, 2008 г. – 31 сек.
6. О совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью: Указ президента Украины от 12 фев. 2000 г. № 229. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
7. Об утверждении Инструкции о порядке и тактики действий при ведении плана «Перехват»: приказ МВД Украины от 2 фев. 2013 г. № 141 дск.
8. Об утверждении Инструкции о порядке перевода органов и подразделений системы Министерства внутренних дел Украины на усиленный вариант оперативно-служебной деятельности: приказ МВД Украины от 03 дек. 2012 г. № 1111.
9. Об утверждении Положения о Департаменте общественной безопасности Министерства внутренних дел Украины: приказ МВД Украины от 31 трав. 2012 г. № 492.
10. Об утверждении Положения о подразделениях милиции общественной безопасности особого назначения: приказ МВД Украины от 8 трав. 2014 г. № 447.
11. Об утверждении Положения о порядке применения огнестрельного оружия: Постановление Кабинета Министров Украины от 12 окт. 1992 г. № 575. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
|
12. Об утверждении Положения о строевой подразделение патрульной службы Министерства внутренних дел Украины: приказ МВД Украины от 23 січ. 2010 г. № 16.
13. Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка: Постановление Совета Министров Украины от 27 фев. 1991 г. № 49. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
14. Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины: приказ МВД Украины от 28 лип. 1994 г. № 404.
15. О мерах по дальнейшему укреплению правопорядка, охраны прав и свобод граждан: Указ Президента Украины от 18 фев. 2002 г. № 143/2002. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
16. О милиции: Закон Украины от 20 дек. 1990 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
17. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Украины от 18 фев. 1992 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakon.rada.gov.ua.
18. Об организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств: приказ МВД Украины от 28 апр. 2009 г. № 181.
19. Об организации реагирования на сообщения об уголовных правонарушениях, другие правонарушения, чрезвычайные ситуации и другие события и обеспечения оперативного информирования в органах и подразделениях внутренних дел Украины: приказ МВД Украины от 22 окт. 2012 № 940.
20. Тактико-специальная подготовка (тактика профессиональной деятельности). Учебное пособие. / По общей редакцией Пєткова В.П./ Ю.Бы. Оболенский, С.Ф. Константинов и др. – К.: КНТ, 2010 – 341 с.
|
Введение
Реформирование органов внутренних дел является неотъемлемой частью демократизации общественной жизни и построения правового государства. Глубокие изменения социально-экономических и политико-правовых условий функционирования системы МВД, курс нашей страны на четкое соответствие работы полиции европейским стандартам правоохранительной деятельности, требуют качественного совершенствования как самой системы управления ОВД в целом, так и системы подготовки профессионального персонала. Современные правоохранители должны соответствовать мировым стандартам, быть способными противостоять угрозам и вызовам времени, быть надежными защитниками общественного порядка и спокойствия.
Современный сотрудник полиции должен быть способен вобрать в себя и реализовать на практике новые знания, соответствующие духу времени. Поэтому в этом направлении и ориентированы учебные программы по профессиональной подготовке будущих правоохранителей.
Одной из составных частей профессиональной подготовки курсантов, слушателей, специалистов и магистров является организация и тактика деятельности полиции общественной безопасности, которая должна обеспечить их специальными знаниями, навыками и умениями организовывать и вести тактические действия силами и средствами органов МВД совместно с взаимодействующими подразделениями других ведомств как в повседневных условиях, так и во время возникновения чрезвычайных ситуаций.
Изучение курса «Организация и тактика деятельности полиции общественной безопасности» ставит целью овладение курсантами, слушателями, специалистами, магистрами знаниями по организации деятельности полиции общественной безопасности и основ теории тактико-специальной подготовки, методологии и практики действий сотрудников органов МВД, выполняющих служебно-боевые задачи в различных условиях оперативной обстановки; усвоить основы организации охраны общественного порядка, конвоирование задержанных и лиц, находящихся под стражей, обеспечение норм, правил и стандартов безопасности дорожного движения, охрану объектов, ценных грузов, денежных средств и физических лиц, организационно-правовые основы ведения специальных операций, порядок организации и тактике действий сил и средств органов МВД по охране общественного порядка в условиях сложной оперативной обстановки.
Задачи и функции полиции общественной безопасности
Разнообразие задач, которые выполняют подразделения полиции общественной безопасности требует разветвленного правового регулирования. Вообще, деятельность полиции может иметь место только на правовой основе, в строгом соответствии с действующим законодательством.
Задачи, принципы, структура, права и обязанности органов внутренних дел отдельных подразделений полиции определены как в отдельных законах, так и в подзаконных нормативных актах органов власти. Вместе с тем, внутренние вопросы, относящиеся к деятельности отдельных служб и направлений в работе полиции общественной безопасности, регулируются отдельными ведомственными нормативными актами (приказами, инструкциями) при условии, что они не противоречат положениям принципа верховенства права – законы и другие нормативные акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать.
Реальные частичные цели, которых следует достичь для получения главного результата деятельности, составляющие содержание задач, поставленных перед полицией общественной безопасности. Среди главных задач деятельности подразделений полиции общественной безопасности особенно следует подчеркнуть обеспечение личной безопасности граждан, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита собственности от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, оказание в пределах компетенции полиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям граждан по осуществлению их прав и законных интересов. Перечисленные задачи являются обязательными к исполнению работниками всех структурных подразделений и служб полиции, независимо от направленности их работы и возложенных на них непосредственных обязанностей.
Полномочия полиции общественной безопасности по обеспечению личной безопасности граждан осуществляется через сеть мероприятий, которые направлены на предупреждение угрозы жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, возникающих вследствие противоправных действий или бездействия со стороны любого. Защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заключается в том, что граждане имеют право обращаться в орган полиции, а ее представители, убедившись в наличии фактов нарушения, должны принять меры по пресечению противоправных действий, установить и привлечь к ответственности виновных и обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан.
Требования охраны и обеспечения общественного порядка означают поддержку установленных правовыми актами правил поведения и отношений между людьми, которые находятся в общественных местах, предотвращения угрозы их жизни, здоровью и имуществу со стороны источников повышенной опасности (транспортных средств, огнестрельного оружия) или непредвиденных действий вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных событий.
Решения задач по выявлению преступлений нацеливает работников полиции общественной безопасности не ограничиваться сугубо сообщениям о преступлениях, поступающих от государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц или граждан, а активно своими действиями отыскивать факты совершения преступлений. С целью достижения этого полиция общественной безопасности использует различные источники информации, основными среди которых являются представления следователей или отдельные определения суда о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, различные учеты, свидетельства, полученные в результате проведения оперативно-розыскных, следственных или профилактических мероприятий, встреч с гражданами и тому подобное.
Подразделения полиции общественной безопасности выполняют определенный круг задач по обеспечению безопасности дорожного движения. Для их успешного решения работники этих подразделений применяют меры, связанные с предупреждением угрозы нормальному движению транспортных средств и пешеходов, соблюдение как правил перевозок пассажиров, грузов, багажа, контролем за состоянием автомобильных дорог и оборудованием их средствами регулирования, проведением неотложных мероприятий на месте дорожно-транспортных происшествий, выявлением и устранением причин и условий, им способствующих, и тому подобное.
Обеспечения защиты собственности от преступных посягательств выступает одной из задач полиции общественной безопасности, сущность которой заключается в создании условий, затрудняющих попытки нанести ущерб чужой собственности, уничтожить ее или незаконно присвоить или завладеть ею, в охране собственности путем предупреждения и пресечения противоправных действий и раскрытия соответствующих видов преступлений.
В процессе своей многосторонней правоохранительной деятельности должностные лица органов и подразделений полиции общественной безопасности широко применяют меры административно-юрисдикционного характера.
Определяя социальную роль полиции общественной безопасности следует остановиться на ее полномочиях по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных условиях, пострадавшим в результате противоправных действий или преступлений, совершенных в отношении них, аварий или стихийных бедствий и требующих неотложной медицинской помощи, несовершеннолетним, которые заблудились или остались без присмотра родителей и тому подобное. Вхождение гражданами в круг процессуальных отношений требует от работников полиции разъяснения им их прав и обязанностей, последствий их несоблюдения, обращения для оказания помощи к адвокату.