Правительство РФ 1 декабря 2009 года - постановление №982 утвердило перечень товаров, при производстве которых необходимо получать сертификат соответствия, и перечень товаров, в отношении которых может применяться процедура декларирования. К объектам, подлежащим обязательной сертификации, в том числе, были отнесены автомобильные шины.
Несмотря на столь позднюю актуализацию данного вопроса на законодательном уровне, ОАО «Нефтекамскшина» стабильно работает над повышением качества продукции с конца 1990-х гг. С февраля 2001 года предприятие имеет международный сертификат TUV CERT, который подтверждает, что система управления качеством в объединении соответствует международному стандарту качества ISO 9001. Этому предшествовала перестройка многих заводских служб, подготовка специалистов, получение дополнительного образования высшими менеджерами предприятия. В апреле 2003 года был успешно пройден аудит на соответствие ISO 9001 в новой версии стандарта 2000 года. В направлении обеспечения качества деятельности предприятия его субъекты руководствуются:
политикой и Целями ОАО в области качества, экологической политикой в области охраны окружающей среды;
целями предприятия в области качества и задачами производства по системе экологического менеджмента (далее СЭМ);
руководством по качеству и по экологическому менеджменту;
положением о заводе;
политикой информационной безопасности ОАО «Татнефть»;
основами трудового и природоохранного законодательства;
технологическими регламентами (ТР) и картами (ТК), стандартами предприятия (СТП), техническими заданиями, ГОСТами;
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, «Положением о системе управления охраной труда в ОАО «Нефтекамскшина»;
|
правилами внутреннего трудового распорядка;
основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99);
нормами радиационной безопасности (НРБ-99);
документированными процедурами системы менеджмента качества (далее СМК) и СЭМ;
стандартом корпоративных отношений УК ООО «Татнефть-Нефтехим» и подконтрольных ему предприятий в области финансов [19].
Системныйподход к управлению качеством для обеспечения надежности, безопасности и стабильности качества шин - давняя практика предприятия. Соответствие шин государственным стандартам и международным требованиям подтверждено сертификатами соответствия в системе ГОСТ Р и Европейская Экономическая Комиссия ООН, определенных в правилах №30 и №54 Европейская Экономическая Комиссия ООН. Однако требование основных потребителей - ведущих автомобильных предприятий: ОАО «ВАЗ» КамАЗ, ОАО «ГАЗ», ОАО «УралАз» о наличии сертификата на систему качества, как гарантии стабильности производства заставили руководство предприятия по-новому взглянуть на действующую систему. Стало очевидным, что для поддержания имиджа надежного поставщика, сохранения и расширения рынков сбыта в России, странах СНГ и за рубежом необходимо иметь систему качества, соответствующую требованиям международных стандартов и подтвердить это сертификатом международного образца [16].
В целях обеспечения качества производственной деятельности ОАО «Нефтекамскшина» взаимодействует с другими подразделения предприятия. Они предоставляют планы, нормы и нормативы, стандарты и предписания, которых необходимо следовать. В ответ на это ОАО «Нефтекамскшина» предоставляет отчетные документы об их выполнении.
|
С целью установления соответствия СМК требованиям ИСО 9001, ИСО/ТУ 16949, требованиям внутренних документированных процедур и запланированным мероприятиям, а также оценки эффективности работы СМК на предприятии проводится внутренний и внешний аудит.
Все требования ИСО 9001 и ИСО/ТУ 16949 подлежат проверке в течение года. Все подразделения, входящие в СМК, проверяются не реже одного раза в течение трех лет.
Программы внутренних аудитов планируются с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов.
Критерии, область применения, частота и методы аудитов, ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчету о результатах аудита и поддержанию в рабочем состоянии записей определены в следующих документированных процедурах: СТП 11.28 - в части аудитов СМК; СТП 11.32 - в части аудитов технологических процессов [1].
В 2003 году было завершено совершенствование СМК в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000.
Таким образом, ОАО «Нефтекамскшина» вошло в XXI век с международным сертификатом TUV CERT на систему качества, соответствующую стандартам ИСО 9000.
В 2009 году работы по системе менеджмента качества (СМК) проводились в двух направлениях:
поддержание действующей СМК в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000;
|
совершенствование СМК в соответствии с требованиями ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 для организаций - производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности» - по требованиям автомобильных заводов.
В 2011 году продолжено изучение требований потребителей-автозаводов. Актуализированы Перечни требований и ожиданий потребителей, осуществлялась разработка механизма реализации требований.
Для получения информации от потребителей используется метод анкетирования потребителей, осуществляется мониторинг результатов анкетирования потребителей - автозаводов, дилеров и организаций, проводящих эксплуатационные испытания шин.
Для поддержания связи с потребителями специалисты предприятий Нефтехимический комплекс ОАО «Татнефть» принимают участие в семинарах и конференциях, организуемых предприятиями автомобильной промышленности по вопросам качества и перспективных требований к продукции, принимают участие в международных и региональных выставках шин и проч.
Наличие сертификата по ИСО/ТУ 16949:2002 является необходимым не только для сохранения поставки шин на комплектацию отечественных автозаводов (ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», Управляющая компания «Группа ГАЗ», ОАО «ИжАвто», ОАО «НефАЗ»), но и для выхода на комплектацию сборочных автопроизводств иностранных компаний - «Ford», «GM», «KIA», «Hyundai», «Volkswagen» и др., активно создающих конкуренцию отечественному автопрому. Кроме того, целенаправленность СМК на упорядочивание процессов и всей деятельности по обеспечению качества продукции ведет к снижению как внутренних, так и внешних издержек (за счет работы с поставщиками сырья и материалов, оборудования и оснастки), повышению эффективности производства [2].
Высокое качество продукции стало обеспечиваться действующей системой качества на всех этапах, включая проектирование шин, работу с поставщиками сырья и потребителями продукции, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, внедрение статистических методов и т.д., а также системой жесткого контроля. В то же время предприятие обладает хорошей испытательной базой, достаточной для полной и объективной оценки качества выпускаемой продукции.
Система управления качеством применяет такие современные инструменты как:
PFMEA - Анализ видов и последствий потенциальных отказов процесса;
MSA - Анализ измерительных систем;
SPS - Статистическое управление процессами и др.
Мониторинг данных по переделам производства позволяет своевременно принимать корректирующие, предупреждающие и улучшающие действия.
Работа с поставщиками и изготовителями сырья и материалов для обеспечения качества поставок осуществляется в соответствии со стандартами НХК:
СТП-НХК-26 «Оценка поставщиков сырья и материалов»;
СТП-НХК-31 «Одобрение новых видов сырья и материалов»;
СТП-НХК-22 «Порядок обеспечения сырьем и материалами»;
СТП-НХК-11 «Порядок проведения аудитов поставщиков»;
СТП-НХК-63 «Входной контроль качества сырья и материалов».
Оценка функционирования СМК представлена в таблице 2.2.1.
Таблица 2.3.1. Оценка функционирования СМК по СТП 11.01
% от max возможной ∑ баллов, ранг | ||||
2011 г. | 2012 г. | |||
ОАО | 96,3 | «Хорошо» | 96,5 | «Хорошо» |
ЗМШ | «Отлично» | 95,6 | ||
ЗГШ | 94,2 | «Хорошо» | 92,5 |
Причины снижения оценки:
По Заводу массовых шин (ЗМШ):
6 процессов изготовления продукции отнесены к рангу «Условно приемлемо» (- 5 баллов);
снижение оценки удовлетворенности потребителей до «Потребитель удовлетворен» (- 2 балла).
По Заводу грузовых шин (ЗГШ):
снижение оценки удовлетворенности потребителей до «Потребитель удовлетворен» (- 2 балла);
не эффективность процесса из-за отсутствия запчастей и слабого уровня профессиональной подготовки обслуживающего персонала (ОАО
«Нефтекамский механический завод») (- 10 баллов).
По ОАО «Нефтекамскшина»:
6 процессов изготовления продукции Завода массовых шин отнесены к рангу «Условно приемлемо» (-5 баллов);
снижение оценки удовлетворенности потребителей до «Потребитель удовлетворен» (- 2 балла) [36].
На предприятии встречаются случаи рекламации. Рекламация - это письменное заявление от эксплуатирующих шины, юридических и физических лиц на несоответствие качества шины установленным требованиям.
Рекламация предъявляется в следующих случаях:
- объективное несоответствие качества вещи условиям договора;
государственным стандартам, техническим условиям, образцам;
ассортиментное несоответствие поставляемого товара, поставки недоброкачественной, некомплектной продукции;
несоответствие количества товара условиям договора;
нарушение правил торговли;
изменение цены.
Рекламация может предъявляться только по таким вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, произведенной в соответствии с условиями договора.
Договор купли-продажи, как правило, содержит статью, в которой регулируются основные вопросы, связанные с рекламациями:
порядок предъявления рекламаций;
сроки заявления рекламаций;
права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламаций;
способы урегулирования рекламаций.
Поступившие рекламации к качеству шин регистрируются в административно-хозяйственном отделе ОАО «Нефтекамскшина» и передаются в отдел технического контроля. Обследование и анализ шин проводит техническая комиссия, состав которой определяется приказом по ОАО, где указывается время и периодичность работы данной комиссии. Комиссия осматривает шины по внешнему виду и устанавливает характер дефекта. В случае невозможности установления характера дефекта по внешнему виду шины, комиссия может проводить рентгенодефектоскопию покрышки или направить ее в центральную заводскую лабораторию управления главного технолога для изготовления радиального среза и проведения физико-механических испытаний.
При отклонении рекламации отдел технического контроля ОАО «Нефтекамскшина» направляет предъявителю письмо, в котором предлагает распорядиться шиной. По письменному распоряжению предъявителя управления обеспечения производства и отгрузок отправляет ему отклоненную шину. В случае отсутствия письменного распоряжения предъявителя на возвращение шины или ее утилизацию шина остается в ОАО «Нефтекамскшина» и хранится в течение трех лет, затем утилизируется. В таблице 2.3.2 приведена рекламация качества шин по стандарту предприятия ОАО «Нижнекасмкшина» 11.21 - 2002.
Таблица 2.2.2. Динамика количества поданных рекламаций за 2010-2012 годы
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение 2012-2012 гг. | Отклонение 2012-2011 гг. | ||||||
шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % | |
ЗМШ | +3 | +3 | ||||||||
ЗГШ | +2 | |||||||||
ПЛРШ | -3 | -5 | ||||||||
Всего |
По данным таблицы видно, что в течение трех лет происходит снижение дефектов автошин, так в 2010 году они составили 248 шт., в 2011 году уменьшились на 41 шт. и составляют 207 шт., а в 2012 году уменьшились на 32 шт. и составили 175 шт. По ОАО рекламации составили 0,0013% от объема выпущенной продукции. По результатам анализа причин рекламаций разработано 114, внедрено 113 корректирующих мероприятий. Одно мероприятие Завода грузовых шин перенесено на 2012 г. - приобретение катушек для закатки металлокордного брекера (50 шт.), в связи с отсутствием финансирования.
Таблица 2.2.3. Отчет о дефектах выпущенных шин ОАО «Нефтекамскшина» за 2010-2012 годы
Наименование дефектов | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Итого | |
шт. | % дефекта | ||||
Раздвиг нитей корда | - | 100,0 | |||
Отпечаток от посторонних включений | - | - | 100,0 | ||
Деформация борта | - | - | 100,0 | ||
Разрыв бортового кольца | - | - | 33,3 | ||
Выпадение шипов | - | - | 66,7 | ||
Отслоение минибоковины | - | - | 33,3 | ||
Отслоение резины по борту | - | - | 50,0 | ||
Механическое повреждение | - | - | 33,3 | ||
Разряжение нитей корда | - | - | 100,0 |
Анализ показал, что со 100% дефектом были такие наименования, как: раздвиг нитей корда, отпечаток от посторонних включений, деформация борта. На дефект 66,7% приходились такие, как: выпадение шипов, с 50,0% дефектом - отслоение резины по борту. Наименьшие показатели дефектов были по разрыву бортового кольца, отслоение минибоковины, механическое повреждение, которые составили всего лишь 33,3% дефекта.
Для снижения бракованной продукции в ОАО «Нефтекамскшина» используются различные резервы повышения качества продукции, которая выполняется по «Программе совершенствования СМК по ИСО/ТУ 16949: 2002», являющейся составной частью «Программы стратегического развития ОАО «Нефтекамскшина» до 2012 года». Работа, запланированная на 2011 год, выполнена в полном объеме [11].
Таким образом, на ОАО «Нефтекамскшина» целесообразно осуществлять планирование возможных потерь от внутреннего и внешнего брака. Даже при достаточно высокой квалификации работников и наличии современного оборудования и оснастки брак может возникать по различным объективным причинам. Если ОАО «Нефтекамскшина» в целом и его отдельным подразделениям планировать нулевые показатели брака, то его просто начнут скрывать. В результате не будет серьезного анализа причин брака и эффективном работы по его минимизации. Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику ОАО «Нефтекамскшина», приводя к увеличению себестоимости продукции нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы. Для повышения ответственности за качество, осуществляется контроль за соблюдением технологических процессов изготовления шин в соответствии с действующими документированными процедурами и нормами [21].