Часть В. Задания для проведения экзамена.




Задание 1 Прочитайте текст и выполните задание.

· Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (33) предложении текста. Ответ:

.

· Древние представления греков о форме Земли встречаются в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада». (2) <…> эти поэмы передавались из уст в уста, а потом, в VI веке до н.э., были записаны, и сейчас они хорошо известны даже школьникам. (3) Из этих произведений ясно, что греки представляли себе Землю в виде диска, а над ним, по их мнению, находился медный небосвод.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (22) предложении текста. Запишите это наречие. Ответ:

Задание 2 Прочитайте текст и выполните задание.

· Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОММУНИКАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (33) предложении текста.

КОММУНИКАЦИЯ, -и, ж.

  1. Связь одной территории с другой, путь сообщения. Транспортные коммуникации. Железнодорожные коммуникации.
  2. Комплекс инженерных систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей: линии энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения. Теплокоммуникация.
  3. Вербальное общение. Межличностная к. Массовая к. Цели коммуникации..
  4. Невербальное общение. Способы неречевой коммуникации..

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задание.

· Древние представления греков о форме Земли встречаются в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада». (2) <…> эти поэмы передавались из уст в уста, а потом, в VI веке до н.э., были записаны, и сейчас они хорошо известны даже школьникам. (3) Из этих произведений ясно, что греки представляли себе Землю в виде диска, а над ним, по их мнению, находился медный небосвод.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (11) предложении текста.

ФОРМА, -ы, ж.

  1. Внешнее выражение чего-л. Содержание и ф.
  2. Наружный вид. В форме груши. Облака причудливых форм.
  3. Установленный образец. Написать отчёт по форме.
  4. Приспособление для придания чему-л. определенных очертаний. Ф. для выпечки. Ф. для литья.
  5. Одинаковая по цвету и покрою одежда. Ф. военнослужащих. Школьная ф.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Ответ:

 

Задание 3

· В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. несколько БАШЕН
  2. шерстяные СВИТЕРЫ
  3. НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция
  4. возьми нитку ПОТОЛЩЕ
  5. в ПОЛУТОРАСТАХ милях

Ответ:

· В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. к ВОСЬМИСОТОМУ году
  2. НАПОИВ чаем
  3. в ДВУХСТА экземплярах
  4. голос ЗВОНЧЕ
  5. стебли ГЕОРГИНОВ

Ответ:

Задание 4

· Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1.Порывистый ветер рвал тонкие занавески, украшавшие террасу, вихрями гонял по саду жёлтую листву.
Б. Нарушение в построении предложения с косвенной речью 2.Человек, вошедший в подъезд и который стал подниматься на самый верхний этаж, привлёк моё внимание.
В. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 3.Я совершенно убеждён: каждый их двух братьев велики в своём актёрском мастерстве!
Г. Неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом 4.Простодушно улыбаясь, из-за спины Саши появился букет ромашек, которые он нарвал в поле неподалёку от дороги.
Д.Нарушение в построении предложения с однородными членами 5.На улице было прохладно, и мы, пытаясь согреться, начали бегать по пустынному скверу.
  6.Багаж можно будет получить в терминале аэропорта через час по прилёту лайнера.
  7.«Я так скучала по вас, мои дорогие!» – восклицала маменька, обнимая поочерёдно Машу и Лёню.
  8.Костик решил не только активно заняться спортом, но и начать внимательнее относиться к учёбе.
  9.Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что я совершенно уверен в успешности лечения и что сомневаться не стоит.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

· Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка. В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1.Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.
Б. Неправильное построение предложения с причастным оборотом 2.Приехав в поместье, мне стало легко, будто камень с души свалился.
В. Нарушение в построении сложного предложения 3.Юля бросилась наперерез всадника, чтобы попросить его о помощи.
Г. Нарушение в построении предложения с однородными членами 4.Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.
Д. Неправильный выбор предложно-падежной формы существительного 5.Няня, поставив вазу с цветами на стол, принялась за уборку, но то и дело останавливалась, чтобы полюбоваться букетом.
  6.Лежавшие у меня на столе книги Вальтера Скотта были прочитаны уже много раз и имели потрёпанный вид.
  7.Согласно распоряжению нового министра, в ближайшее время специальная комиссия будет проводить проверки на местах.
  8.Я хорошо знал и искренне восторгался сильным и одновременно мягким, деликатным характером своего отца.
  9.Так думала она, вдохновляясь открытием и не подозревая, какой монолог госпожи Тучковой предшествовал этому умиротворяющему чаепитию.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

Задание 5

· Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. ижд..венец, д..ревья, подж..гать
  2. ср..щение, зап..реть, выск..чка
  3. г..релка, м..кулатура, к..смонавт
  4. попл..вок, т..рпение, пон..тый (смысл)
  5. выж..мать, закл..нание, зам..рание (сердца)

Ответ:

· Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. выр..стил, вык..сил (траву), пл..вчиха
  2. зап..реть, з..ря, изл..жение
  3. выск..чил, к..сание, подж..гать
  4. см..рился, приг..рюнился, тв..рец
  5. бл..стать, сж..мать, выг..реть

Ответ:

Задание 6

· Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. пр..творил (в жизнь), пр..дел (храма)
  2. вз..скал, вз..мать (плату)
  3. и..подлобья, и..чез
  4. пере..дал, ни..верг
  5. в..юнок, из..ян

Ответ:

· Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. непр..ходящие (ценности), пр..влёк (внимание)
  2. в..бил (пену), и..подтишка
  3. в..ётся (верёвочка), с..езд
  4. без..гольная (инъекция), роз..ск
  5. с..блюсти, пр..язык

Ответ:

Задание 7.

· Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1.плать..це

2.душ..нька

3.посп..вает

4.продл..ваю

5.доч..чка

Ответ:

 

· Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. юрод..вый

2. позван..вать

3. красав..ца

4. повизг..вая

5. затм..вает

Ответ:

Задание 8.

· В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1.Выскаж…м, потрат…вший

2.Крикн…м, муч…мый

3.Прибегн…м, раскле…нный

4.Получ…м, излага…мый

Запишите номер ответа.

Ответ:

· В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1.выбер…м; выраст…вший

2.исправ…м; засуш…нный

3.колот…м; леле…мый

4.вспомн…м; испорт…вший

Запишите номер ответа.

Ответ:

Задание 9

· - Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.Вскоре Петру стало скучно, но всё же (НЕ)ТАК плохо, как в прошлые дни.

2.Многие уповали на разум советника, но он был человеком далеко (НЕ)РАЗУМНЫМ.

3.(НЕ)РЕШЕННАЯ задача мучила ребят, словно кошмар, которому нет конца и края.

4.(НЕ)МЕРЗКИМ и злым показался он ей, а спокойным и даже человечным.

5.Даже (НЕ)ВСПОМИНАЯ о беде, спали дети из рук вон плохо.

Ответ:

· Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов между ними.

1.ЧТО(БЫ) добраться до речки, где водилось много рыбы, нужно было (С)НАЧАЛА ехать шестьдесят километров на электричке, а потом километров пять ехать на велосипеде.

2.У Алёши не было никого, кто бы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ понимал его, люди лицемерили ему в лицо постоянно, и сам он стал вести себя ТАК(ЖЕ).

3.(В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни старику и в голову не приходило, что можно жить, ЧТО(БЫ) просто радоваться.

4.(ПО)ТОМУ(ЧТО) говорила бабушка, было ясно, (НА)СКОЛЬКО сильно она любит свою деревню и свой маленький бревенчатый домик.

5.(С)НИЗУ постучали, но никто из ребят пока не нагляделся на горы и не был готов спуститься вниз, поэтому они решили побыть еще, по крайней мере, (В)ТЕЧЕНИЕ пятнадцати минут.

Ответ:

 

 

Задание10

· Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов между ними.

1.Алёшка (С)НАЧАЛА звонил каждый день, а (В)ТЕЧЕНИЕ следующего года всё реже и реже.

2.Правда, ИЗ(ЗА) недостатка света, а ТАК(ЖЕ) от книжной пыли у него стала слабеть грудь и притупилось зрение.

3.Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.

4.И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.

5.(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

Ответ:

Задание 11.

· Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Всё было реше(1)о: герцог передал Герману измаза(2)ые краской книги, деревя(3)ую шкатулку с чертежами и ветхую рва(4)ую карту.

Начало формы

Ответ:

· Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Рассвет, раскраше(1)ый самыми яркими красками палитры небесного художника соверше(2)о поразил Машу, отчего пальцы ее невольно сжались на краях шерстя(3)ой шали.

Ответ:

Задание 12

· Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Или вот сидишь за столом что-нибудь выпил или съел и в животе как заурчит и кто-нибудь на тебя так посмотрит дескать ну как так можно…
  2. Солнце то выглядывало то скрывалось за пушистыми облаками.
  3. От восторга тот вроде бы запьянел на миг и рогатая голова пошла кругом.
  4. Но Ёжик открыл люк спустился в погреб достал и грибков и брусники и орехов - всего что было у них в доме.
  5. В шкафу и на столе оказались фрукты и разнообразные сладости.

Ответ:

· Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Тащить слонёнка было тяжело и как-то бессмысленно и ураган Бык бросил его на островке посреди океана.
  2. Пока всё шло довольно успешно и учитель даже начал сомневаться в обоснованности своих прежних сомнений.
  3. Охотников-то на нектар тьма-тьмущая: и шмели и осы и мухи всякие.
  4. Я запутался в поводках упал и они разбежались.
  5. Мальчики и девочки вместе посещали утренники и уроки.

Ответ:

 

Задание 13

· Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Будто (1) окружённый синим воздухом (2) он быстро приближался (3) по привычке своей торопливо и шумно влетая (4) в класс (5) и потом долго и увлечённо говорил.

Ответ:

· Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствуя (1) направленные на себя (2) взгляды (3) арестантка Маслова (4) не поворачивая головы (5) косилась на тех, кто смотрел на неё, и это (6) обращённое на неё внимание (7) веселило Маслову.

Ответ:

 

Задание 14

· Расставьте все недостающие знаки препинания.

Звени, звени (1) молодость (2)
Быстрая да злая,
Звёздами да грозами
Дополна пылая.
Видно (3) впрямь нездорово
Конному опешить,
Голову, как олово,
На ладони вешать.
Как её ни вешаешь
Низко на ладони,
Всё равно не сделаешь
Снова молодою.
Раззвенись же (4) молодость (5)
До глухого места,
Помоги мне с осенью
Сдуматься и спеться.
(Н.Н. Асеев)

Ответ:

· Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но (1) господа (2) забавный случай сей
Другой пример (3) на память (4) мне приводит:
Ведь (5) каждый день пред нами солнце ходит (6)
Однако ж (7) прав упрямый Галилей.
(А.С. Пушкин)

Ответ:

 

Задание15

· Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впереди войска (1) колонны (2) которого (3) растянулись на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст, за ним следовала личная охрана и позади на гнедой кобыле ― главный кригсман, недавний библиотекарь Готлиб.

Ответ:

· Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он раздобыл где-то магнитофон (1) корпус (2) которого (3) был весь замотан изолентой (4) отчего казался раздувшимся, будто щека с флюсом.

Ответ:

Задание 16

· Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.

Ответ:

· Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Была она подтянута, разумом богата, стремительна, характером резка (1) и (2) хотя с виду не красавица (3) но мужчины задерживали на ней алчущие взоры.

Ответ:

Задание 17

· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (если с ним находится предлог, выписывать нужно вместе с предлогом).

Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл.

Ответ:

· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Ответ:

Задание 18. Прочитайте текст. Определите стиль текста. Составьте и запишите тезисный план текста. Вы можете цитировать текст или самостоятельно сформулировать положения.

ТЕМПЕРАТУРНАЯ ДИНАМИКА ОЗОНАТОРА И МНОГОКРАТНОЕ ОЗОНИРОВАНИЕ

Одним из недостатков озонаторов, работающих в настоящее время на очистке воды, является необходимость их периодической остановки, разборки и профилактической чистки электродов. К этой трудоемкой операции вынуждает образование тонкого слоя из азотистых соединений и пыли на стеклянных барьерах. Загрязнение барьеров резко ухудшает их поверхностное сопротивление. Хорошее же поверхностное сопротивление диэлектрических барьеров является непременным условием сохранения состояния барьерного разряда в воздушных промежутках озонатора.

По этой причине приходится устанавливать на объектах очистки сразу два озонатора. В работе постоянно находится только один из них, а второй – в профилактической чистке по специальной технологии. Отмеченную проблему можно устранить, если прокачивать озонируемый газ через разрядный промежуток в турбулентном режиме. В работе выяснено, что самоочищение разрядных промежутков озонаторов наступает когда гидродинамические силы (отрывающие посторонние твердые и жидкие частицы от поверхности электродов) начинают преобладать над электрическими, притягивающими частицы к электродам. Высокие же скорости протекания газа через разрядный промежуток ведут к снижению времени пребывания газа в разряде, что снижает концентрацию образующегося озона. Чтобы получать в таком озонаторе озон высокой концентрации, приходится озонируемый газ пропускать через разряд многократно, или же существенно повышать удельную мощность разряда. И в том и в другом случае неизбежно нагревание озонатора. А это ведет к снижению эффективности электросинтеза озона.

В настоящем исследовании для расчета рационального соотношения между характеристиками озонатора построена и исследована математическая модель, учитывающая температурную динамику и многократное прохождение газа через барьерный разряд.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: