КОММУНИКАЦИЯ И НЕГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ




Сравнительные исследования, проведенные П.Менюком и К.Киллом (1985), дали неожиданные результаты. Они сравнивали раннее развитие значения в речи здоровых детей и детей, страдающих аутизмом. (Следует понимать здесь и в других примерах, что речь идет о детях, имеющих специфический уровень развития. Поэтому не следует из этих примеров де-


лать общие выводы и применять их к абсолютно всем аутичным детям). Нами уже отмечалось, что на самых ранних стадиях приобретения языковых навыков обычные дети часто делают ошибки, чрезмерно обобщая понятия. Например, они понимают связь между звуком «стул» и предметом «стул». Однако на короткое время они имеют тенденцию называть диван, табурет-ку, скамейку словом «стул»

 

Таблица 3.1. Характеристики нормального развития ребенка в дошкольном возрасте: речь и коммуникация.

 

Возраст в месяцах   Нормальное развитие
  Издавание гласных звуков, гуление.
  «Диалоги» в виде издавания гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появле-ние согласных.
  Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса. Повторяющиеся слоговые про-изнесения: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты.
  Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложение. Язык более часто используется для комментирования окружающей среды. Игра с использованием гласных звуков. Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объ-ектов и просьб.
  Словарный запас 3–50 слов. Начинает составлять словосочетания из 2-х слов. Перенесение зна-чений слов (напр., «папа» — обращение ко всем мужчинам). Использование языка для коммен-тариев, прошения объектов и совершения действий. Привлечение внимания. Старается привлечь внимание людей. Возможны частые эхолалия и имитация.
  Сочетание от 3 до 5 слов («телеграфная речь»). Задает простые вопросы (напр., «Где папа? Иди?»). Использование слова «это» сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как «я». Может кратко повторить высказывания. Не может поддержать тему раз-говора. Речь сфокусирована на настоящее время и место.
  Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы (мн. ч., прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение нечасто в этом возрасте. Возрастает использование языка для обозначения «там и тогда». Задает много вопросов, глав-ным образом, для продолжения разговора, чем для получения информации.
  Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и до-бавлять новую информацию. Будет спрашивать объяснения высказываний. Приспосабливает уровень языка в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя).
  Использует больший комплекс структур. В основном владеет грамматическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические / неграмматические структуры и делать исправления. Развивается понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности. Рост способности приспособления языка в соответствии с положением и ролью слушателя.

 

 

Таблица 3.2. Раннее развитие при аутизме: речь и коммуникация

 

Возраст в месяцах   Раннее развитие при аутизме
  Плач тяжело интерпретировать.
  Ограниченные или необычные гуления (такие как визги или крики). Не имитируют звуки, жесты, выражения.
  Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.
  Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развива-ются; присутствуют несколько указывающих на объект жестов.
    Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование язы-ка не творческое. Плохой ритм, интонация. Бедная артикуляция примерно у половины говоря-щих детей. У половины или более детей речь не осмысленная (без понимания значений). Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет.
  Может творчески создать несколько комбинаций из 2–3 слов. Эхолалня остается: может исполь-зоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ передач (рекламу). Произносит просьбы.

 

Из Ватсон Л., Маркус Л., Диагностика и оценка дошкольников. 1988.

 

Также маленькие дети могут не только называть словом «стакан» сам предмет, но они используют это слов и для чашки или даже бутылки, поскольку из всех предметов можно


пить. Впоследствии, они понимают свою ошибку и сами ее исправляют. Но самое интересное в этом то, что здесь мы имеем возможность увидеть, как работает их мозг. В процессе приоб-ретения знаний они следуют за значением, а не за восприятием. Самым существенным для по-нимания слова «стул» является не визуальный образ, а значение, которое стоит за этим сло-вом: это то, на чем сидят.

На самых ранних стадиях развития речи дети, страдающие аутизмом, таких ошибок не делают. Более того, у них наблюдается совершенно противоположная картина. Аутичный ре-бенок имеет тенденцию использовать слово «стул» только для одного конкретного предмета, определенной высоты и цвета, с 4 ножками. С его точки зрения было бы нелогично называть тем же именем предмет, имеющий больший размер: другой цвет и только 3 ножки. Его пони-мание, прежде всего, основано на том, что он видит. И это делает спонтанное обобщение не-возможным. (Важно понимать, что данное утверждение не исключает надежду. Я не хочу ска-зать, что люди, страдающие аутизмом, совсем не могут обобщать. Но не многие из них имеют способность к спонтанному обобщению. В таких случаях им необходимо помочь).

 

Я заметил, что в период когда у Тома только начинали развиваться речевые навыки, он придумывал свои собственные имена для различных предметов, которые, в сущности, были одинаковыми, но выглядели по-разному. Например, велосипед он называл различными имена-ми. Среди них были: «велосипед», «трактор», «колеса в грязи», «колеса в траве», а также «ноги на педалях». Все считали его «творческим молодым человеком», но я знал, что это было связа-но с его беспомощностью. Он не смог понять мою фразу: «Садись на велосипед», так как перед ним в тот момент находился «ноги на педалях». Он не был в состоянии понять, что то, что он называет «ноги на педалях», мы называем велосипедом.

 

Хильде де Клерк

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: