КОММУНИКАЦИЯ? ДА, НО С КЕМ И ГДЕ?




Допустим, вы только что овладели необходимым видом коммуникации и узнали ее раз-личные функции. Теперь вы должны научиться использовать их, общаясь с различными людьми в самых разнообразных ситуациях. Мы уже говорили о том, что для людей, страдаю-щих аутизмом, спонтанное обобщение представляет большую трудность. Это ярко проявляет-ся и при коммуникации. Здесь важную роль играет то, что они предпочитают перцептивную информацию концептуальной.

Один мальчик, страдающий аутизмом, вел себя очень хорошо по отношению к своей учительнице, только в том случае, если он видел на ее голове голубую ленту. В остальных случаях он относился к ней, как если бы не знал ее, как к любому незнакомому человеку. Су-ществует связь между поведением я объектом восприятия. Использование слов и тартинок также может быть связано с воспринимаемыми объектами: ребенок показывает картинку учи-телю, а отцу никогда; или только отцу, а не учителям; иди никогда не показывает их брату или сестре. Иногда дети делают это только в классе речевой терапии, или только за рабочим сто-лом.

Рассмотрим пример, который ярко иллюстрирует негибкий способ мышления. Однажды в ходе практических занятий участники нашего курса заметили, что Том, глу-

хой мальчик, страдающий аутизмом, любил, чтобы его щекотали, особенно когда он находил-ся в игровом уголке. Хотя ему это очень нравилось, он не мог сказать об этом. Обычно для коммуникации он пользовался карточками, но карточки «щекотать» не было. Нам предстояло решить трудную, но в то же время интересную задачу. Участники курса хотели найти способ, с помощью которого Том сможет просить о том, что ему нравиться. Для этого они сделали но-вую коммуникативную карточку (с изображением двух рук).

Когда наступило время для игр и отдыха, группа студентов окружила Тома. Все ожида-ли, что Том покажет им карточку, символизирующую щекотание. Но он не попросил, чтобы его пощекотали. Неужели он не понял, что означает карточка? Они были уверены, что он по-нял, они его тестировали. Все были очень расстроены. Где была допущена ошибка? Вдруг один студент заметил, что все коммуникативные карточки были закреплены у мальчика на ремне, кроме последней. Здесь мы имеем пример проблем, связанных с контекстом. Новую


карточку просто дали Тому в руки, ее не закрепили у него на ремне вместе с другими комму-никативными карточками. Так как эта карточка была вырвана из контекста, она не ассоцииро-валась у него с коммуникацией. Как только она оказалась рядом с другими коммуникативны-ми карточками, Том засмеялся, и сразу же показал ее.

Для того чтобы получить полное представление о характере проблем, связанных с кон-текстом, мы исследовали виды и функции коммуникации в различных ситуациях. Мы не были удивлены, когда результаты показали, что люди, страдающие аутизмом общались лучше в той обстановке, где их хорошо понимают, где они чувствуют себя комфортно, и которая наилуч-шим образом адаптирована к их потребностям. Еще меньше удивления вызывают утвержде-ния, что должна быть последовательность в подходах к ребенку в разнообразном окружении. В противном случае, у ребенка появляется ненужные проблемы из-за плохой координации усилий.

Часто приходилось отмечать, что профессионалы из школы и интерната работают вме-сте не достаточно эффективно. Если бы речь шла о детях с интеллектуальными нарушениями, это было бы не так опасно. Но для детей, страдающих аутизмом, это будет катастрофой. Мы нередко наблюдаем, что дети в классе (где с ними работают специально подготовленные учи-теля) могут привлечь внимание или попросить еду с помощью карточек. Но когда эти дети оказываются вечером в интернате, они снова прибегают к стереотипам, вспышкам раздраже-ния в тех случаях, когда они в чем-либо нуждаются. Вместо того, чтобы показать карточку, они будут корчиться на животе. Профессионалы в интернате часто жаловались на то, что дети так упорно занимались в классе, что в конечном итоге привело к проблемам в поведении. Учи-теля на это отвечают: «Не удивительно, что у детей в интернате возникает так много проблем с поведением: среда и подход к детям не адаптированы к их нуждам». Проблема, связанная с контекстом? Несомненно. Но подобные проблемы чаше всего вызываются неадекватной коор-динацией. Где все усилия успешно объединены (интернат, класс, семья), там дети чувствуют себя более счастливыми.

 

ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ОТСТАВАНИИ В РАЗВИТИИ, НЕ ПОДХОДИТ ЛЮДЯМ,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: