Именно особенности социального поведения (социальная изоляция) 11 детей, которых наблюдал в своей клинике Лео Каннер на протяжении 5 лет, послужили основанием для него утверждать, что эти дети страдали аутизмом. Он считал, что у них был «ранний детский аутизм» с аутистическими нарушениями способности иметь эмоциональный контакт с други-ми людьми. Он отмечал, что социальная изоляция была у них с самого рождения.
Следовательно, мы должны признать, что эти дети появились на свет с врожденной не-способностью иметь нормальный, биологически обусловленный эмоциональный контакт с людьми.
Позднее Л.Каннер писал, что социальную отчужденность не следует рассматривать, как нечто окончательное, что имеется возможность выработать модель развития социального по-ведения, и что в конечном итоге многие дети, страдающие аутизмом, станут интересоваться другими людьми:
Люди, страдающие шизофренией, стараются решить свои проблемы, удаляясь от других людей. Но наши дети постепенно начинают приходить к компромиссу, пробираясь на ощупь, делая осторожные шаги, чтобы попасть в тот мир, где их первоначально считали чужими.
Термин «аутизм» продолжает порождать неразбериху, поскольку, несмотря на все по-следние публикации и результаты научных исследований, многие люди продолжают ассоции-ровать синдром аутизма с одним из его симптомов (отчужденность). Тем не менее, тот, кто внимательно прочтет определение аутизма, сможет прийти к заключению, что отчужденность возможна, но не обязательна, т.е. она не является самым существенным основанием для по-становки диагноза аутизма.
Г., 33-х летний мужчина, страдающий аутизмом. Он живет с родителями. Каждое утро он ждет почтальона. Он всегда стремится поцеловать его в губы. Про него нельзя сказать, что он стремится к отчужденности (как бывает при аутизме) в эмоциональном смысле этого слова. Его проблема скорее состоит в особом типе мышления. Он любит людей и с возрастом у него
|
усиливается мотивация поступать так же, как поступают другие люди. Но он не понимает, по-чему люди целуются, когда они делают это и как...
Многие люди, страдающие аутизмом, больше не испытывают изоляции, но продолжа-ют ощущать себя «как если бы были одни». Именно эта особенность заставила меня заняться изучением аутизма. Я знал об одиночестве из литературы и из своего собственного опыта, но мне всегда казалось, что чувство одиночества при аутизме было чем-то особенным, что выхо-дило далеко за пределы обычного эмоционального значения этого слова. Я чувствовал, что оно связано во многом с поиском смысла среди хаоса, который они ощущали вокруг себя. И вместе с тем все это усиливалось «интеллектуальным одиночеством». Во мне это вызывало одновременно и чувство ужаса, и чувство восхищения. Я стремился к большому пониманию этого «метафизического» одиночества.
К счастью давно прошло то время, когда родителей обвиняли в одиночестве своих де-тей. Но эта порочная идея господствовала в исследованиях в течение 40 лет. Для того чтобы исправить положение, потребовались исследования Б.Гермелина и Н.О’Коннора, которые по-могли нам понять, что для социального поведения требуется значительная интеллектуальная гибкость и абстрактное мышление, но они недоступны тем, у кого негибкий процесс познания. Именно здесь больше, чем в любой другой области жизни, необходимо иметь способность подняться над «буквальным» и помять смысл предметов, скрытый за воспринимаемым обра-зом. На самом деле, нас не должно удивлять, что, хотя некоторые аутичные люди с высоким уровнем интеллектуальных способностей, производят нормальное впечатление в разговоре, но позднее они могут допустить явные ошибки в социальном поведении, потому что оно пред-ставляет для них огромную трудность.
|
Я с большим трудом понимаю смысл всего, что относится к социальной сфере. Мне удается понять что-либо только тогда, когда каждый, даже самый мельчайший шаг или правило записаны и пронумерованы один за другим. Мне приходится повторять это неоднократно, пока я не выучу их наизусть. И все равно это еще не гарантия, что ты знаешь как, когда и где приме-нить эти правила, т.к. обстоятельства могут измениться, и ты чувствуешь себя совершенно рас-терянным. Когда меня пытались научить социальным навыкам, некоторые люди советовали мне устанавливать связи между схожими понятиями. Но это не всегда удается, т.к. нередко раз-личные понятия соединяются друг с другом настолько прочно, что мне бывает очень трудно определить, что есть что, а также как, когда и где следует применять эти понятия, поскольку не может быть двух абсолютно одинаковых ситуаций. К сожалению, я не знаю, каким образом можно научиться социальным навыкам. Все, что я могу сказать это то, что я бы предпочла, если бы у меня были письменные инструкции, как поступать, где все было бы разбито на отдельные пункты, которые к тому же должны быть пронумерованы. Но мой способ вряд ли имеет боль-шую ценность, потому что не каждый человек, страдающий аутизмом, умеет читать. В таком случае, я полагаю, можно было бы использовать картинки, иллюстрирующие каждый шаг, ко-торый содержится в инструкции. Но даже это может быть очень трудно понять человеку, стра-дающему аутизмом.
Тереза Жолифф, 1992
Однажды социальному взаимодействию было дано следующее определение: «аб-страктные символы в постоянном движении». В этом смысле язык является более «статич-ным» явлением, слова, по крайней мере, остаются без изменений. Однако социальные ситуа-ции никогда не повторяются в неизменном виде. Значение социальных взаимодействий почти никогда прямо не выражается. Для того чтобы понять, что они на самом деле означают, требу-ется постоянно анализировать все то, что человек наблюдает.