НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МНЕ НЕ ЧУЖДО.




Аутизм — это особое поведение, отличающее аутичные людей от «нормальных». Но различия между аутизмом и обычным развитием нельзя возводить в абсолют. Анализируя свои собственные поступки, мы видим, что многие действия, казавшиеся сначала необъясни-мыми, оказываются на деле не очень странными. Возьмем, например, поведение с «повторя-ющимися» движениями. Разве мы не любим повторять тех действий, которые у нас хорошо получаются? А разве танцы и раскачивания не являются примерами «повторяющихся дей-ствий», которые доставляют нам удовольствие? А поведение с «ограниченными действия-ми»?.. В конце концов, понятие «ограниченный» — относительно. Сфера наших интересов значительно больше, чем у людей с аутизмом, но с учетом всего спектра возможных интере-сов, наш набор тоже достаточно ограничен. На самом деле, определения «повторяющийся» и «ограниченный» можно применить и для оценки поведения людей с нормальным развитием.

Мы все — творения привычки. У нас у всех есть действия, которые мы совершаем еже-дневно, это наши ежедневные привязки к реальности. В стрессовых ситуациях они помогают нам сохранять присутствие духа. В сложные моменты жизни мы, как и люди с аутизмом, под-чиняемся своим привычкам. От многих привычек трудно отказаться; среди обычных» людей есть много таких, кого преследуют навязчивые идеи и потребность выполнять определенные действия. Таких «обычных» людей на самом деле намного больше, чем мы могли бы предпо-ложить. Иногда грань, отделяющая наши привычки от пристрастий людей с аутизмом, стано-вится почти неразличимой. (Заметим: так называемый «тик» обычных людей лечат кломипра-мином, сильным антидепрессантом. Кломипрамин воздействует на обмен веществ нейро-трансмиттера, нарушение которого часто наблюдается у людей с аутизмом.)

Страдания, связанные с «навязчивыми идеями», одно время называли «мозговой ико-той». Можно сказать, что мы являемся жертвами электрического «минишока» в мозгу. Оче-видно, люди с аутизмом страдают больше нас: и от «сомнений», и от неодолимой потребности удостовериться, что ничего не изменилось. Они успокаиваются, узнав, что все в порядке, но в некоторых случаях они могут оказаться жертвами «проверочного» наваждения. Тогда вступа-ет в силу подкорковая структура с ее непроизвольным примитивным механизмом. Вместо со-знательного выбора и осмысленных желаний, отдельные мысли и действия возникают спон-танно, как «икота».

Чтобы помочь кому-нибудь, мы должны сначала понять человека, проникнуть в его со-знание. Именно таким способом мы обнаружили, что проявления эхолалии имеют определен-ный смысл. Теперь мы можем утверждать, что многие «повторяющиеся» и «ограниченные» действия не такие уж странные, как мы считали прежде. Мы вскрыли некоторые мотивы пове-дения и установили причины, объясняющие определенные действия.

Не пытаясь получить исчерпывающий список, подведем некоторые итоги.

 

1. Выполнение действий просто для удовольствия

 

Примерами являются игры со словами, которые оканчиваются на «ас», разглядывание автобусов одинакового цвета, ощупывание разных тканей, рассмотрение картинок и узоров, получающихся при вращении кувшина с сотней пластмассовых солдатиков, выстраивание ку-биков или других предметов в один ряд и т.п. В статье о жизни своего брата, страдающего аутизмом, Роберт Фромберг справедливо заметил о «взгляде художника»: от брата он научил-


ся получать удовольствие от рассматривания различных «картинок» и наслаждаться зритель-ными впечатлениями, которых в обычной жизни мы никогда не замечаем.

Наряду с этим, формами самостимуляции могут служить необычные механические движения (например, размахивание руками, вращение вокруг себя и даже что-то вроде члено-вредительства). Такие странные движения могут доставлять большее удовольствие, чем слу-ховые или зрительные впечатления, хотя это трудно понять обычному человеку.

 

2. Исполнение неодолимого желания

 

«Это похоже на утоление жажды» — так однажды оценил подобное состояние кто-то из людей, страдающих аутизмом. Вы выполняете команды, внезапно поступающие, подобно ико-те, из подкорковых структур. Такие как Мартин, боятся этого: «Что случится, если... Я знаю, что я не хочу этого делать, но что будет, если...». Некоторые виды двигательного тика сначала служат выполнению особой функции, а в последствии становятся автоматическими.

 

3. Обеспечение успеха. Самозащита от трудного и неприятного

 

«Я хотел быть свободным. Я сам изобретал повторяющиеся игры. В конце концов, у меня не могли не получиться те действия, которые я сам выбрал для себя» — писал Шон. Он разработал свой собственный маршрут, как у школьных автобусов, — это был для Шона спо-соб компенсации непредсказуемости окружающей его действительности. Темпл Грэндин и другие защищали себя от шума и других раздражителей, которые они не в состоянии были пе-реносить: «Это было похоже на сверление зуба у стоматолога». Отсюда мы можем объяснить причины некоторых двигательных тиков и некоторых форм членовредительства. Мы кусаем руки, если зубная боль становится невыносимой. Мы причиняем себе боль, чтобы отвлечься от более сильных мучений.

 

4. Познавание мира собственным методом

 

Если можно учить аутичных людей с помощью ощущений, то я думаю, что следует применить это на практике. Я не могла правильно расставить вилку и нож у тарелки, пока мне просто говорили, как это сделать, но после того, как кто-то вложил приборы мне в руки, а затем положил мои руки правильно по отношению к тарелке, я запомнила это раз и навсегда. Точно также, несколько лет я не умела правильно обуваться, не зная какой ботинок надеть на правую или левую ногу. Однажды кто-то взял меня за руку и провел моими пальцами — сначала по краю ноги, а потом по краю ботинка. После повторения этой процедуры несколько раз, я сама стала ощупывать пальцами свои ноги и ботинки, чтобы нога и ботинок соответствовали друг другу.

Тереза Жолифф и др., 1992

Это объясняет, почему люди с аутизмом хотят потрогать предметы, чтобы удостове-риться в том, что они видят и слышат.

Еще одним способом расширения познаний является накопление фактов: выучить наизусть расписания самолетов и поездов, собрать все сведения о местных властях Йоркшира, знать высоту холмов, гор и соборов. Энциклопедические данные не требуют знания гибких, промежуточных звеньев. Факты — определенны, а представления часто оказываются слишком зыбкими, нечеткими.

 

5. Реакция на стресс.

 

Опора на привычки и возвращение к повседневным действиям могут помочь в преодо-лении чувства страха и в обретении самообладания. Джералдина Даусон отмечает, что ствол мозга запускает механизм гиперизбирательности, если ощущения становятся слишком слож-ными. Чем больше усложняется ситуация, тем сильнее становится избирательность людей с аутизмом, и их внимание сосредотачивается на деталях.

 

6. Уступки настойчивой потребности, что-то выяснить в сочетании с развитием на уровне раннего возраста.

 

Этот раздел связан с разделом 4 (Познавание мира). При нормальном развитии дети ча-сто кладут в рот различные предметы. Они познают мир на вкус, пока зрение не станет зани-


мать доминирующего положения. Люди с аутизмом значительно дольше сохраняют привычки раннего возраста. Если мы примем во внимание, что близкие ощущения имеют особое значе-ние, мы поймем, почему они так долго сохраняют привычку держать предметы во рту и любят облизывать их и пробовать на вкус.

 

7. Сохранение предсказуемости

 

Этот раздел связан с разделом 3 (Обеспечение успеха). «Все должно быть правиль-ным». В этом кроется причина поисков стабильности. Мир, в котором люди о аутизмом пони-мают так мало, должен оставаться таким, каким они его осознали и поняли с самого начала. В мире не должно происходить сильных и резких изменений. Даже включение и выключение света является примером предсказуемой ситуации. (В то же время — это эксперимент, уста-навливающий связь причины и результата).

 

8. Коммуникация через определенное действие

 

Некоторые виды самостимуляции, включая и членовредительство, настоятельно тре-буют специального исследования. Родители также замечают, что некоторые физические дей-ствия и беспокойство говорят о том, что ребенок хочет пить, либо он голоден или хочет спать.

 

9. Уход от трудной ситуации

 

Способы ухода от трудностей частично совпадают с некоторыми формами поведения, упомянутыми выше. «Полет на Марс» помогает забыть о ситуации в Огайо; точно также, мы могли бы отвлечься кинофильмом или уйти от действительности в мечты и грезы. Определен-ные ритуалы и повторяющиеся действия человека с аутизмом являются примерами «механиз-мов ухода». Например, всякий раз, когда кто-то задает вам трудный вопрос, вы обычно целуе-те его в ответ.

Почему вопросы тоже могут дать результат? Потому что ваш собеседник прекращает говорить, и какое-то время от вас ничего не ждет:

 

Мне все время хотелось задавать вопросы о штатах, потому что я чувствовал что не мо-гу говорить так, как говорят «нормальные» люди; я не мог принимать участия в разговорах, т.к. я не понимал собеседников. Я нуждался в компенсации того, чего мне недоставало; лучше все-го было — показать людям, что я знаю все 50 штатов, где они расположены на карте, и какую конфигурацию имеет каждый штат. Мне было необходимо показать всем, какой я способный: задавая вопросы, я доказывал людям какой я умница. Я никогда не опрашивал: «В каких шта-гах вы были?» Я предпочитал вопросы типа: «Вы были и штате Монтана?» Задавая такой во-прос, я мог показать, что я знаю все штаты страны.

Эти вопросы тоже были для меня способом ухода.

Шон Бэррон, 1992

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: