ДРУГАЯ ПРИЧИНА, ДРУГОЙ ПОДХОД




Современные принципы терапии поведения были бы совершенно другими, если бы со-бака Павлов была больна аутизмом. Если стереотипное поведение людей при аутизме часто выполняет совершенно другую функцию (отличную от той, которую часто называют), то, воз-можно, нам удастся найти другие способы реакции на это поведение.

Далее приводится ряд практических советов, следуя которым вы легко сможете внести некоторые важные изменения в учебную программу.

 

1. Превентивные меры: необходимо определить, какие факторы провоцируют данное по-ведение, и в будущем следует их сократить или по возможности избегать. Чем больши-ми знаниями об аутизме владеет профессионал, тем легче ему предупредить возникно-вение проблем.

 

2. При правильном подходе к решению проблемы шансы на успех значительно повыша-ются. Чем лучше (более эффективна) образовательная программа, тем меньше потреб-ность в стереотипном поведении.

 

3. Стереотипное поведение, используемое как вознаграждение. Хочешь поиграть с верев-кой? Да, это возможно, но сначала ты должен провести две минуты за рабочим столом. Хочешь послушать музыку? Хорошо, но ты можешь делать то, что хочется тебе только после того, как сделаешь то, что хочу я.

 

4. Необходимо внести элемент предсказуемости в ежедневный распорядок дня с помо-щью индивидуального расписания.

 

5. Индивидуальный план (сценарии) каждого занятия поможет сделать его продолжи-тельность предсказуемой.

 

6. Программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка, направ-лены на развитие всех основных навыков: коммуникация, навыки проведения свобод-ного времени, навыки, необходимые в работе, правила поведения во время работы, со-циальные навыки, самопомощь.

 

7. Индивидуальная визуализация заданий, соответствующая уровню развития ребенка.


8. Иногда заведенный порядок нарушается в результате изменений в окружающей обста-новке (эффект медового месяца)

 

9. Как только ребенок научится понимать расписание (сценарий) и с его помощью будет узнавать о том, что его ждет в течение дня, можно вносить некоторые изменения в рас-писание, чтобы он мог приобрести новый опыт.

 

10. Будьте готовы к компромиссам. Некоторые вещи могут быть разрешены при выполне-нии определенных условий. Он всегда хочет говорить об одном и том же? Последние 15 минут перед окончанием занятий он сможет об этом говорить. Ему нравится бить стекло? Это можно делать, но только в зеленом контейнере. Прыгать? Да, но на батуте, а не на кровати. Забираться вверх по шторам нельзя, но можно взбираться по веревоч-ной лестнице. Любит бросать предметы? Научите его кидать кольца в цель. Таким об-разом, вы сможете заменить стереотипы поведения более безопасными занятиями, ко-торые выполняют приблизительно одинаковые функции.

 

11. Постарайтесь отвлечь его внимание на другие виды деятельности. Прекратите данное занятие (с помощью визуальных средств) и помогите ребенку перейти к выполнению другого действия.

 

В ходе практических курсов в Швеции у меня был очень интересный случай. Ларс страдал аутизмом, и у него были «ужасные» вербальные навыки (с утра до вечера он не пере-ставал браниться, используя неприличные слова, которые он слышал от других). В школе он не выполнял никаких заданий и очень часто убегал с занятий в туалет. Однажды он опять от-правился в туалет и закрыл дверь на замок. Все остальные ученики просили, даже умоляли его выйти, но ничего не помогало. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не просунул под дверь его расписание. (Посмотри на расписание: тебе пора заниматься.) Дверь немедленно от-крылась.

 

12. Некоторые стереотипные интересы могут быть использованы конструктивно, они даже могут стать в будущем основой для профессиональной деятельности. Рисование? Неко-торые люди, страдающим аутизмом, зарабатывают этим себе на жизнь. Музыка? Один или двое может быть, станут настройщиками пианино. Интересуется продуктами? Воз-можно, он будет работать на кухне. Вода и пылесос вызывают у него большой интерес? У него есть шанс найти работу, связанную с уборкой помещений. Я знал мальчика, страдающего аутизмом, который очень любил бить стекла и окна. Сейчас он работает стеклодувом.

 

Л.Каннер (1992) записал о Дональде, который жил с семьей на ферме (это был один из 11 детей, страдающих аутизмом, описанных Л.Каннером в его исследовании, проведенном в 1943 году):

 

Когда я посетил их в мае 1945 года, я был поражен мудростью той супружеской пары, которая заботилась о нем. Им удалось дать мальчику цель в его стереотипах. Например, повы-шенный интерес у него вызывали всевозможные измерения. Тогда они просили его вырыть ко-лодец и измерить его глубину. Когда он стал заниматься подсчетом мертвых птиц и жуков, они выделили ему место для «кладбища», где он должен был делать пометки с указанием имени, отчества (вид животного или насекомого), а также он должен был написать фамилию. Напри-мер, такая запись могла выглядеть следующим образом: Джейн Улитка Льюис. Дата рождения неизвестна. Скончалась (здесь он обычно указывал ту дату, когда была сделана находка). Когда он увлекся подсчетом рядов для посева пшеницы, они попросили его пропахать те ряды, кото-рые он сосчитал. В день моего визита, он пропахал шесть длинных рядов. Я был удивлен тем, как умело он справлялся с плугом и лошадью.

 

Однако я должен отметить, что специализированная индивидуально разработанная про-грамма, охватывающая мероприятия в течение всего дня, для человека, страдающего аутиз-мом, намного важнее, чем эти практические советы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: