6.2.1. Зачет
а) Типовые вопросы к зачету
1. Проблемы педагогической психологии развития в системе наук о человеке.
2. Место педагогической психологии развития в системе человекознания.
3. Круг актуальных проблем педагогической психологии развития.
4. Виды исследований и методы педагогической психологии развития.
5. Междисциплинарные и межотраслевые подходы к изучению развития психики человека.
6. Методологические проблемы педагогической психологии развития
7. Онтологический подход к изучению развития. Онтогенез. Топологические характеристики нормального развития.
8. Феномены развития здоровой личности.
9. Проблемы нравственного, гражданского развития.
10. Жизненный путь. Развитие как социокультурное явление.
11. Уровни социализации личности и их значение для достижения зрелости.
12. Хронологический аспект изучения возрастной изменчивости психики.
13. Проблема периодизации психического развития.
14. Хронологические характеристики индивидуального развития человека.
15. Макрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики. Гетерохрония и противоречивость развития.
16. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека.
17. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики. Акселерация и ретардация.
18. Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека.
19. Значение структурно-генетического подхода в психологии.
20. Структурно-динамическая характеристика развивающейся личности.
21. Каузальный подход к изучению развития психики. Детерминация психического развития человека.
22. Внешние и внутренние условия, факторы, способствующие развитию. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии. Игра и ее роль в психическом развитии.
|
23. Субъективные факторы развития: стремление к самореализации. Значение самораскрытия потенциалов, творческих способностей.
24. Проблемы развития в трудах представителей различных психологических школ.
25. Проблемы развития в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза.
26. Отечественные исследования проблем развития.
27. Проблема оценки и прогнозирования развития.
28. Диагностический инструментарий для определения характеристик развития психики в различных сферах жизнедеятельности
б) критерии оценивания компетенций (результатов)
Оценка сформированности компетенций осуществляется по четырехбалльной шкале
в) описание шкалы оценивания
Отметка «3» ставится, если ответы магистранта на основные вопросы билета, а также дополнительные вопросы отличаются глубиной и содержательностью:
· магистрант свободно владеет научной терминологией;
· ответ магистранта структурирован, содержит анализ существующих направлений и их авторов по вопросу билета;
· логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;
· ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;
· ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;
· магистрант демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.
Отметка «2» ставится, если полностью раскрыто содержание вопросов билета, имеются отдельные затруднения в ответах на уточняющие вопросы, при этом:
|
· знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью;
· содержание билета раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;
· имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, магистрант способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;
· недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;
· недостаточно логично изложен вопрос;
· магистрант не может назвать авторов той или иной теории по вопросу билета;
· ответ прозвучал недостаточно уверенно;
· магистрант не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.
Отметка «1» ставится, если:
· магистрант обнаружил знания только основного материала, но не усвоил детали и допускает ошибки принципиального характера по основным и дополнительным вопросам;
· справляется с вопросами, предусмотренными программой, но допускает погрешности в ответе;
· для устранения допущенных ошибок необходимо руководство преподавателя;
· при ответах на дополнительные вопросы не может увязать материал со смежными разделами дисциплины;
· у магистранта недостаточно сформированы представления о межпредметных связях.
Отметка «0» ставится, если:
· магистрант не смог раскрыть содержание вопросов билета, обнаружены пробелы в знаниях основного программного материала;
· допускаются существенные фактические ошибки, которые магистрант не может исправить самостоятельно;
· допущены принципиальные ошибки в ответах на основные и дополнительные вопросы;
|
· магистрант не способен к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.
Коллоквиум
а) типовые вопросы
1. Современные особенности рассмотрения предмета и объекта педагогической психологии.
2. Последовательность и процедура использования различных методов психологии.
3. Прикладное и теоретическое значение психологии
4. Задачи педагогической психологии.
5. Классификация методов психологии (по Е. Ф. Рыбалко).
6. Психологические концепции учения.
7. Психологические концепции научения.
8. Структура и формирование учебной деятельности.
9. Деятельностная теория учения.
10. Развитие познавательной деятельности в образовательном процессе.
11. Психологические закономерности управления учебной деятельностью
12. Онтологический подход к развитию (основные положения).
13. Своеобразие биологического в человеке и его значение в формировании социальной сущности человека.
14. Основные хронологические характеристики индивидуального развития человека.
15. Биогенетический принцип в психологии.
16. Нормативный подход к исследованию развития.
17. Основные подходы к анализу внутренних причин психического развития.
18. Психоаналитическая теория З.Фрейда.
19. Классический психоанализ в работах А. Фрейд.
20. Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.
21. Особенности возрастных изменений в теории социального научения.
22. Механизмы приобретения нового опыта.