Государственно-общественное управление образованием




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. государственно-общественное управление образованием.. 8

1.1 Государственно-общественное управление образованием: от теории к практике. 8

1.1.1 Понятие и система государственно-общественного управления образованием. 8

1.1.2 Принципы и цели государственно-общественного управления образованием. 10

1.2 Формы государственно-общественного управления образованием. 11

1.2.1 Региональные и муниципальные общественные советы.. 12

1.2.2 Общее собрание (конференция) работников образовательной организации. 15

1.2.3 Педагогический совет. 16

1.2.4 Попечительский совет. 18

1.2.5 Управляющий совет. 20

1.2.6 Наблюдательный совет. 25

1.2.7 Советы обучающихся. 27

1.2.8. Советы родителей. 29

1.2.9 Представительные органы работников (профсоюзы работников) образовательной организации. 30

1.3 Нормативно-правовые основания внедрения форм общественного участия в образовании. 32

1.4 Рекомендации по организации деятельности органов государственно-общественного управления образованием в формате «управляющего совета» в образовательных организациях. 34

1.4.1 Рекомендации по структуре и численности управляющего совета. 35

1.4.2 Рекомендации по формированию управляющего совета. 38

1.4.3 Рекомендации по организации деятельности управляющего совета. 40

1.5 Рекомендации по деятельности органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном и региональном уровне. 43

2. включение общественности в мероприятия по независимой оценке качества образования. 49

2.1 Независимая оценка качества образования – действенный общественный механизм контроля качества образования. 49

2.2 Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по независимой оценке качества образования. 52

2.3 Рекомендации по привлечению общественности к процедурам по общественному наблюдению.. 53

2.4 Рекомендации по привлечению общественности к участию в процедурах по общественной экспертизе (оценке) качества образования. 57

2.5 Рекомендации по привлечению общественности к организации общественного контроля в сфере образования. 60

Список используемых источников. 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 71

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип демократического характера управления образованием.

Развитие государственно-общественного взаимодействия в управлении отечественным образованием на протяжении последних десятилетий дает основание говорить о том, что сформировался особый тип управления ‑ государственно-общественный, который характеризуется тем, что субъекты, осуществляющие политику в сфере образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности. Государственно-общественное взаимодействие в управлении образованием осуществляется сегодня путем создания как раздельных, но в то же время взаимодействующих органов и форм государственно-общественного управления образованием, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления образованием.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формированияобщественного запросана условия реализации образовательных прав, осуществленияконтроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственныхобразовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере [9].

Нормативное правовое закрепление общественной составляющей в управлении образованием в Российской Федерации было осуществлено в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», установившего принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием (ст.2).

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строилось на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являлись советы образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определялись уставом образовательного учреждения (ст. 35).

Однако общественная составляющая в управлении системой образования, по сравнению с государственной составляющей, не нашла четкого нормативного закрепления в законах, а получила в большей степени смысловое значение.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26). К коллегиальным органам управления закон относит общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования ‑ общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования ‑ ученый совет), а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ст.26). Педагогические работники имеют право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации (ст.46).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях также действуют: советы обучающихся, профессиональные союзы. В то же время необходимо дальнейшее развитие нормативной правовой основы, механизмов реализации норм закона для обеспечения эффективного управления системой образования.

Отношения в сфере государственно-общественного управления образованиемв субъектахРоссийской Федерации развиваются и имеют свои особенности в каждом регионе. Поэтому одним из основных направлений деятельности образовательных организаций становится развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления, используя потенциал лучших практик, наработанных во всех субъектах Российской Федерации.

государственно-общественное управление образованием



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: