Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:
1) законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательного процесса;
2) приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;
3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;
4) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности.
Основные цели участия общественности в управлении образованием:
1) развития образования в интересах как общества, так и государства, наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение прав граждан в области образования;
2) вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательного процесса и качества образования;
3) регулирование отношений, возникающих между органами управления образованием в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в области образования, подведомственными им образовательными учреждениями и обществом ‑ участниками образовательного процесса (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг;
4) организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, основными формами которого являются:
|
взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретном образовательном учреждении и получения информации об общественном мнении по вопросам образования;
взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам образования;
взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства общества об образовании;
управленческое взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере образования.
Формы государственно-общественного управления образованием
Органы ГОУО создаются на уровне региона, муниципальных образований и образовательных организацийи их объединений, при этом могут придерживаться как принципа ведомственной принадлежности, так и межведомственногопринципа; принципа ведомственной принадлежности, либо межведомственного принципа.
На уровне регионов и муниципалитетовсоздаются региональные и муниципальные государственно-общественные советы, общественные советы при исполнительных органах государственной власти (департаментах образования).
На уровне образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:
общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут создаваться:
попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации (ст.26 Федерального Закона №273-ФЗ).Ниже приведем характеристики возможных форм государственно-общественного управления образованием.
|
Региональные имуниципальныеобщественные советы
Определение
Региональный и/или муниципальный общественный совет –это коллегиальный (состоящий из группы лиц), представительный (представляет интересы региональных и муниципальных образовательных организаций, региональных органов власти, органов местного самоуправления и населения) орган в целостности управления региональной (муниципальной)системой образования, формируемый через процедуры делегирования (выборов), назначения и кооптации [19].Региональные и муниципальные общественные советы по образованию являются формой участия населения в осуществлении полномочий субъекта Российской Федерациии местного самоуправления по вопросам непосредственного обеспечения образованием населения региона (городского округа, муниципального района).