Задачами муниципальных органов управления образованием в части государственно-общественного управления образованием являются:
формирование и организация деятельности органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
расширение сферы социального партнерства в системе образования с целью решения актуальных проблем образования через развитие средств общественной составляющей в управлении образованием;
создание системы общественного контроля качества образования и полноты выполнения социального заказа;
независимая оценка качества деятельности муниципальных образовательных организаций (требование ст. 95.2 №273-ФЗ);
организация совместной деятельности родительской общественности, бизнес-структур, органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов развития образования конкретной территории[17].
Для решения этих задач муниципального образования может быть создан такой коллегиальный орган, как общественный совет, обеспечивающий взаимодействие образовательных организаций в развитии системы образования района, согласованность в реализации совместных решений, проектов и программ. Совет формируется через процедуры делегирования, назначения и кооптации, его примерная численность может составлять порядка 20–30 человек.
Общественный совет создается и утверждается главой администрации по предложению управления образованием. Состав назначается и утверждается постановлением главы администрации муниципального района.
В состав совета (рисунок 4) могут быть приглашены и включены граждане, чья профессиональная или общественная деятельность, знания, опыт и возможности могут содействовать функционированию и развитию региональной и муниципальной системы образования. Общее количество кооптированных членов не должно превышать 30% от общего количества членов совета. В состав совета должны быть включены и уполномоченные представители управляющих советов муниципальных образовательных организаций [18].
|
Муниципальными органами управления образованием могут быть созданы такие общественные органы управления образованием, как:
общее собрание руководителей муниципальных образовательных организаций;
районный методический совет (в него могут входить руководители районных и межшкольных методических объединений учителей-предметников, руководители учебно-методических площадок и пр.);
районная конференция педагогических работников системы образования муниципального района;
районное родительское собрание;
районный совет старшеклассников муниципального района;
районная ученическая конференция;
совет председателей управляющих советов;
управляющий совет малокомплектных сельских школ;
управляющий совет системы образования муниципального района.
Рисунок 4 – Состав совета
При этом следует отметить, что органы местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации могут разрабатывать и реализовывать собственные формы и способы содействия и поддержки деятельности коллегиальных органов управления образованием с участием представителей муниципальных органов управления образованием и общественности, органов самоуправления в сфере образования, образовательных организаций, что также необходимо учитывать при организации ГОУО на муниципальном уровне.
|
На региональном уровне могут быть созданы такие общественные органы управления образованием, как [19]:
Региональное родительское собрание;
Совет по образовательной политике;
Общественный совет;
Общественный совет при органе управления образованием;
Совет детских инициатив.
Еще один способ организации ГОУО – это организация муниципальными органами управления образованием частно-государственных партнерств (далее – ЧГП) в сфере образования, ориентированных на участие общественности в государственно-общественном управлении образованием. ЧГП – это такая форма сотрудничества между органами управления образованием и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружения, реконструкции, управления и содержания объекта инфраструктуры или предоставления различных услуг. Для ЧГП характерны такие черты, как:
долгосрочный характер отношений;
объединение ресурсов государства и бизнеса;
распределение ответственности и рисков.
В форме ЧГП могут быть созданы:
попечительские, управляющие, наблюдательные советы;
родительские комитеты (в том числе советы отцов, советы матерей);
объединения учащихся (ученические советы, советы старшеклассников), ассоциации выпускников;
экспертные и рабочие группы.
В этом случае между муниципальным органом управления образованием и другими сторонами ЧГП делятся полномочия по финансированию образовательных мероприятий, формированию программ развития образовательных организаций и контролю за их исполнением. Фактом заключения ЧГП между представителями бизнеса и муниципальными органами управления образованием является заключение соглашения о сотрудничестве или подписание протокола о намерениях.
|
Важным аспектом в вопросах ГОУО является публичная отчетность в сфере образования на территории муниципального образования. Публичная отчетность может осуществляться в форме регулярного (как правило, не реже одного раза в год) информирования общественности о состоянии дел и результатах функционирования и развития сферы образования и образовательных организаций в виде подготовки и распространения (публикации в средствах массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет) особого документа – публичного доклада [7].
Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГОУО на региональном уровне; если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержится в ст. 7Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются [19]:
организация обсуждения проектов и программ развития региональной образовательной системы, разработка документов, направленных на развитие общественного управления образованием;
обеспечение роста объема привлеченных интеллектуальных и материальных ресурсов в систему образования, создание организационно-методического обеспечения;создание и эффективное использование механизмов общественного контроля;
создание системы стимулирования, поддержки и продвижения гражданских инициатив образовательных организаций и социальных партнеров через формы интеграции и взаимодействия, выстраивание каналов коммуникаций на муниципальном, региональном, межрегиональном уровнях;
проведение мероприятий на муниципальном и региональном уровнях, стимулирующих развитие образовательной системы и др.