Общественная экспертиза качества образования построена на основе выявления мнений социума о результатах деятельности образовательной организации с привлечением общественных экспертов, представляющих самые разные интересы общественности [17].
В роли экспертов могут выступать как участники образовательных отношений (педагогические работники образовательной организации, администрация образовательной организации, родители), так и представители социума (члены общественных организаций, представители муниципальных методических служб и органов управления образованием и т.д.). К сообществам, выполняющим функцию экспертов в оценке качества профессиональных достижений (результатов) деятельности образовательной организации, можно отнести различные структуры, имеющие коллегиальное право на принятие решения: родительский комитет, педагогический совет, методическое объединение образовательной организации и городское методическое объединение и т.д.
В связи с этим оценку деятельности образовательной организации с привлечением общественности можно рассматривать как компонент образовательной системы, функционально обеспечивающей, с одной стороны, процессы контроля общественностью качества образования, а с другой – общественная экспертиза позволяет оценить ресурсы системы образования и способствовать ее развитию.
Рекомендуется следующий выбор объектов общественной экспертизы качества образования:
проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, регламентирующих деятельность в сфере образования;
проекты программ развития системы образования и образовательных организаций;
|
материалы участников конкурсов профессионального мастерства по социально значимым направлениям развития системы образования;
материалы конкурсов образовательных программ и программ развития образовательной организации на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней;
материалы публичных докладов;
материалы отчетов о самообследованииобразовательной организации.
Целесообразно определить задачи общественной экспертизы качества образования следующим образом [21]:
проведение добровольной экспертизы качества образования на основе обращений родителей (законных представителей), граждан, общественных объединений, образовательных организаций, работодателей, предприятий и других хозяйствующих субъектов в областной орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, к учредителям образовательных организаций;
представительство в экспертных комиссиях, создаваемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или областным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования;
организация сравнительной экспертизы в образовательной организации и в муниципальных системах образования;
участие в работе по созданию и совершенствованию стандартов, норм, показателей и индикаторов, других нормативов, регулирующих вопросы качества образования;
участие в разработке программ по защите прав и сохранению здоровья участников образовательных отношений в образовательной организации, обеспечению качества образования;
|
формирование и распространение достоверной, объективной и полной информации о качестве образования;
выдача рекомендаций образовательной организации, региональным и муниципальным системам образования о применении ими форм управления и оценки качества образования, организации образовательной деятельности, образовательных технологий и методик;
содействие в разрешении споров по результатам экспертизы качества образования, осуществленных государственными органами.
Необходимо обратить внимание на основные принципы общественной экспертизы качества образования [21]:
законность;
добровольность проведения экспертизы и ее договорная основа;
независимость и объективность, полнота и достоверность используемой и выдаваемой информации;
общественная открытость и широкое использование средств массовой информации в оповещении о результатах проведенной экспертизы, при особом внимании к неудовлетворительным результатам;
защита прав участников экспертизы;
равные возможности для получения объективных данных по актам экспертных оценок для всех заинтересованных сторон: обучающихся и их родителей (законных представителей), граждан, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественных объединений, иныхзаявителей по вопросам качества образования) [20].