Общественное наблюдение – это участие представителей органов управления образовательных организаций, представителей профессиональнойи родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в процедурах аттестации учащихся (деятельности аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, действующих на всех уровнях системы образования), процедурах лицензирования образовательных организаций.
Формы общественного наблюдения используются для повышения эффективности общественного контроля в сфере образования, обеспечения открытости и прозрачности аттестационных процедур [24].Объекты общественного наблюдения показаны на рисунке 6.
Рисунок 6 – Объекты общественного наблюдения
Органами управления образования субъектов Российской Федерацииразрабатывается Положение об организации системы общественного наблюдения применительно к каждой процедуре (объекту) наблюдения. Каждая из указанных процедур имеет свою специфику, определяющую особенности работы общественных наблюдателей.
В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы [11]:
члены родительских комитетов образовательных организаций;
члены региональных и муниципальных общественных советов;
члены попечительских и управляющих советов образовательных организаций;
члены общественных объединений и организаций;
работники образовательных организаций из других регионов;
представители органов законодательной власти;
работники средств массовой информации;
представители органов местного самоуправления.
Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей в образовательных организациях, в которых проходят аттестацию их родственники.
|
Член родительского комитета, член попечительского или управляющего совета образовательной организации не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в образовательной организации, которое он представляет.
Лица, желающие приобрести статус общественного наблюдателя, подают заявление в орган управления образованием. Подпись заявителя должна быть удостоверена подписью руководителя и печатью организации, от которой он направляется.
В случае положительного решения вопроса об аккредитации в качестве общественного наблюдателя претендент получает персональное удостоверение, содержащее его паспортные данные и заверенное печатью и подписью руководителя органа управления образованием, выдавшего удостоверение.
Оформленное удостоверение выдается общественному наблюдателю на руки или высылается по адресу, указанному в заявлении.
Прием заявлений на аккредитацию и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее установленной в соответствующих положениях даты [11].
Рекомендуются следующие направления создания условий и механизмов для осуществления общественного наблюдения за качеством образования:
1. Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на всех уровнях образования.
Рекомендуемыми механизмами участия являются:
создание органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном и школьном уровнях;
организация общественных слушаний;
|
организация общественной экспертизы программных и нормативных документов.
2. Обеспечение участия общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации общественного заказа [8].
Целесообразно использовать систему информирования (публичная отчетность всех уровней, сайты, публикации в СМИ) для обеспечения представителей общественности и гражданских институтов достоверной, качественной и своевременной информацией о деятельности системы образования и образовательных организаций.
3. Обеспечение участия общественности в сопровождении процесса практической реализации общественного заказа.
Основным условием участия является наличие у общественности инструментов управления, в т.ч. в вопросах распределения ресурсов и кадровой политики:
участиев формировании бюджета и контроле за его исполнением;
в оценке качества деятельности школы и педагогов для распределения стимулирующих выплат и премий;
в экспертизе образовательных проектов и программ для распределения грантов и премий;
в аттестации руководителей и педагогов.
Рекомендуется использовать результаты общественного наблюдения за качеством образования при решении следующих задач:
прогнозировании и сравнительном анализе эффективности различных организационных моделей и образовательных систем в сфере образования;
инновационном проектированииопределенного кластера образования;
разработке систем и механизмов управления и государственно-частного партнерства в образовании;
внутриведомственной и межотраслевой координации, а также консолидации усилий органов управления, родительской общественности и экспертного сообщества в ускорении процессов модернизации системы образования.