Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) предусмотрен открытый перечень коллегиальных форм управления в образовательной организации. Право самостоятельно определять их перечень, наименование и компетенции оставлено за образовательной организацией.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организации, в том числе и о коллегиальных органах, порядке их формирования и сроках полномочий (ст.25 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
При становлении государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне актуальной задачей является реализация принятого регионального законодательства в этой сфере, нормативных документов регионального уровня по вопросам участия общественности в управлении образованием, разработка и принятие нормативных актов местного самоуправления, которые призваны регламентировать:
участие общественности в управлении образовательной организацией;
публичную отчетность муниципальныхобразовательных организаций;
общественную экспертизу образовательных организаций;
обучение общественных управляющих и их статус;
участие общественности в установлении порядка премирования руководителей и работников образовательных организаций;
участие учредителя в государственно-общественном управлении образовательных организаций.
По каждому из вышеперечисленных направлений может быть разработан и принят отдельный специальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления или все указанные направления можно объединить в едином муниципальном нормативном акте о государственно-общественном управлении в сети муниципальных образовательных организаций.
|
Для организации работы коллегиальных органов управления всех уровней, включая управляющий совет образовательной организации, необходимы, кроме законов, устава, положений и т.п., также специальные документы-регламенты.
Регламенты, регулирующие процедуры деятельности коллегиальных органов, как правило, принимаются коллегиальными органами самостоятельно и являются документами, обязательными только для данных коллегиальных органов. Регламенты, которые регулируют процедуры взаимодействия коллегиального органа с другими органами управления, органами и формами самоуправления, являются обязательными для всех таких органов управления и самоуправления. Можно разделить регламенты на общий регламент деятельности коллегиального органа и на специальные регламенты деятельности коллегиального органа по выполнению определенных специфических процедур. Регламенты являются локальными актами образовательной организации.
Рекомендации по организации деятельности органов государственно-общественного управления образованием в формате «управляющего совета» в образовательных организациях
Министерством образования и науки Российской Федерации каждой образовательной организации рекомендовано строить взаимоотношения с семьями учащихся на основе договора между организацией и родителями. Гражданско-правовой договор является не только юридической фиксацией равноправного отношения сторон, но содержит в себе соглашение о совместной деятельности, об ответственности сторон за ее результаты итем самымзакладывает правовые и организационные основы совместного управления такой совместной образовательной деятельностью образовательной организации и семьи воспитанника (ученика).
|
Для расширения возможностей участия родителей в ГОУО можно использовать широко апробированный опыт общеобразовательных организаций по внедрению управляющих советов. Как показывает практика, такой орган позволяет включать в деятельность образовательной организации не только родителей воспитанников (учеников), но и представителей местного сообщества – депутатов, работников СМИ, активную педагогическую общественность общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, деятелей науки, культуры, образования, участников некоммерческих организаций и общественных объединений, работодателей и др.
Управляющий совет создается путем внесения изменений в устав (или принятия новой редакции устава) организации и принятия впоследствии локальных нормативных актов, регламентирующих формирование и деятельность Совета. [22].