Порядок выполнения работы. ЭКОНОМЕТРИКА




ЭКОНОМЕТРИКА

Методические указания к лабораторным работам

для бакалавров по направлению подготовки

38.03.01 – Экономика

Воронеж 2016


УДК 330.43:519.2

ББК 65в631

 

Писарева, С. В. Эконометрика [Текст]: методические указания к лабораторным работам для бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика / С.В.Писарева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2015. – 39 с.

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГЛТУ» (протокол № 3 от 29.01.2016 г.)

 

 

Рецензент доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой

математического моделирования ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный университет» В.А. Костин

 

 


Оглавление

 

Введение  
Лабораторная работа №1. Построение и анализ линейной модели парной регрессии  
Лабораторная работа № 2. Построение и анализ нелинейной модели парной регрессии  
Лабораторная работа № 3. Построение линейной модели множественной регрессии  
Лабораторная работа № 4. Проверка существенности факторов и показатели качества уравнения множественной регрессии  
Лабораторная работа № 5. Анализ автокорреляции уровней временных рядов  
Лабораторная работа № 6. Анализ аддитивных и мультипликативных моделей временных рядов  
Приложение 1.  
Приложение 2.  
Библиографический список  

Введение

Развитие экономики, усложнение экономических процессов и повышение требований к принимаемым управленческим решениям в области макро- и микроэкономики потребовало более тщательного и объективного анализа реально протекающих процессов на основе привлечения современных математических и статистических методов.

С другой стороны, проблема нарушения предпосылок классических статистических методов при решении реальных экономических задач привели к необходимости развития и совершенствования классических методов математической статистики и уточнения постановок соответствующих задач.

В результате этих процессов осуществилось выделение и формирование новой отрасти знания под названием «эконометрика», связанной с разработкой и применением методов количественной оценки экономических явлений, процессов и их взаимосвязей.

Методические указания состоят из шести лабораторных работ, в результате выполнения которых, пользователь должен освоить умения и навыки построения парной и множественной регрессии, анализу их факторов и показателей, анализу моделей временных рядов.

Каждая лабораторная работа содержит необходимые теоретические сведения, задания к работе, порядок выполнения лабораторной работы, варианты исходных данных для построения и анализа эконометрических моделей.

Данные методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Эконометрика» предназначены для бакалавров по направлению подготовки 38.03.01 – «Экономика», целью преподавания которой является формирование у студентов способности к количественному анализу реальных экономических явлений.

 

.
Лабораторная работа № 1

ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ ЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ

ПАРНОЙ РЕГРЕССИИ

Цель работы: на основе исходных данных построить и провести анализ линейной модели парной регрессии.

 

Теоретическая часть

 

Линейная модель парной регрессии представляет собой уравнение вида

(1.1)

где – зависимая переменная (результативный признак); – независимая переменная (признак фактор).

Данное уравнение позволяет по заданным значениям фактора находить теоретические значения результативного признака , подставляя в него фактические значения фактора .

Построение линейной регрессии сводиться к оценке ее параметров – и . Классический подход к оцениванию параметров линейной регрессии основан на методе наименьших квадратов (МНК). Согласно данному методу параметры и находятся из решения системы линейных уравнений

(1.2)

где – число наблюдений.

Решая систему уравнений (1.2) относительно параметров и получим

(1.3)

где

Уравнение регрессии всегда дополняется показателем тесноты связи. При использовании линейной регрессии в качестве такого показателя выступает линейный коэффициент корреляции , который можно рассчитать по формуле

(1.4)

где

Линейный коэффициент корреляции находиться в пределах: . Чем ближе абсолютное значение к единице, тем сильнее линейная связь между факторами (при имеем строгую функциональную зависимость), чем ближе к нулю, тем линейная связь слабее.

Для оценки качества подбора линейной функции рассчитывается квадрат линейного коэффициента корреляции , называемый коэффициентом детерминации

(1.5)

где .

Для качества модели по относительным отклонениям по каждому наблюдению, определяют ошибку аппроксимации

(1.6)

Оценка значимости уравнения регрессии в целом производиться на основе F -критерия Фишера. Значение F -критерия для линейной модели регрессии может быть определено через коэффициент детерминации по следующей формуле

(1.7)

Фактическое значение F -критерия Фишера (1.7) сравнивается с табличным значением при уровне значимости и степенях свободы и , где – число независимых переменных в уравнении регрессии (в случае парной регрессии ). При этом, если фактическое значение F -критерия больше табличного, то признается статистическая значимость уравнения в целом.

В парной линейной регрессии оценивается значимость не только уравнения в целом, но и отдельных его параметров. С этой целью по каждому из параметров определяется его стандартная ошибка: и . Кроме того стандартная ошибка определяется для линейного коэффициента корреляции .

Стандартные ошибки определяется из соответствующих выражений

(1.8)

(1.9)

(1.10)

где - корень несмещенной оценки остаточной дисперсии.

Фактические значения t -критерия Стьюдента для параметров , и линейного коэффициента корреляции определяются из выражений

(1.11)

Далее фактические значения t -критериев сравниваются с табличным значением при определенном уровне значимости и числе степеней свободы . Если фактическое значение t -критерия больше табличного, то признается статистическая значимость данного параметра уравнения регрессии. Доверительные интервалы для параметров регрессии и определяются как и .

В прогнозных расчетах по уравнению регрессии определяется предсказываемое значение как точный прогноз , при , т.е. путем подстановки в уравнение регрессии соответствующего значения . Поэтому он дополняется расчетом стандартной ошибки прогнозируемого индивидуального значения

(1.12)

и, соответственно, интервальной оценкой прогнозируемого индивидуального значения

(1.13)

где .

 

Практическая часть

Задание к работе

1. На основе исходных данных (см. таб. 1.1), где N – номер варианта, соответствующий трем последним цифрам номера зачетной книжки, построить и провести анализ линейной модели парной регрессии.

2. Выписать пояснения к каждому выполненному пункту задания.

3. Сделать итоговый вывод об обоснованных результатах, полученных в ходе выполнения работы.

 

Таблица 1.1

Исходные данные для лабораторных работ №1 и №2

Номер измерения x y
  1,2 N 0,9 N
  3,2 N 1,2 N
  5,3 N 1,8 N
  7,4 N 2,2 N
  9,6 N 2,6 N
  11,8 N 2,9 N
  14,5 N 3,3 N
  18,7 N 3,8 N
  20,8 N 4,1 N
  24,1 N 4,4 N
D, %= 100+N

 

Порядок выполнения работы

1. Для удобства проводимых в ходе выполнения работы вычислений составить таблицу 1.2 на основе исходных данных к работе (столбцы 7, 8, 9 заполняются после выполнения п. 2 данного порядка, столбец 10 – после выполнения п. 3).

Таблица 1.2

,%
                   
                   
                   
                 
Сумма                  
Среднее значение                  
                 
                 

 

2. Построить линейное уравнение парной регрессии от вида (1.1), найдя его параметры и из выражений (1.3).

3. Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции (1.4), коэффициент детерминации (1.5) и ошибку аппроксимации (1.6).

4. Оценить статистическую значимость уравнения регрессии в целом на основе F -критерия Фишера. Необходимо рассчитать фактическое значение F -критерия (1.7) и сравнить его с табличным значением (см. прил. 1).

5. Оценить статистическую значимость параметров уравнения регрессии и линейного коэффициента корреляции на основе t -критерия Стьюдента. Необходимо рассчитать фактические значения t -критерия для , и с помощью выражений (1.11) и сравнить их с табличным значением (см. прил. 2). Далее рассчитать доверительные интервалы параметров регрессии и .

6. Выполнить прогноз при прогнозном значении , составляющем D % от среднего уровня . Оценить точность прогноза, рассчитав ошибку прогноза (1.12) и его доверительный интервал (1.13).

7. На одном графике построить исходные данные (зависимость y от x) и теоретическую прямую.

Лабораторная работа № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: