Рекомендации по организации текущего контроля успеваемости




Предметная область «Искусство»позволяет систематизировать знания, полученные не только на уроках изобразительного искусства и музыки, но также формирует целостное представление об искусстве, логике его развития в исторической перспективе, о его месте и роли в жизни общества и каждогочеловека.

Изучение музыки и изобразительного искусства направлено не только на усвоение определенной системы знаний искусствоведческого характера, но и на развитие умений выбора путей своего культурного развития; организацииличного и коллективного досуга; выражении собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; развитии самостоятельного художественного творчества.

В рамках усилениямежпредметных связей в последние годы произошло увеличение заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих от учащихся знаний по теории и истории искусства, о культурных процессах в современном обществе. При реализации Историко-культурного стандарта по отечественной истории (https://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksapo-otechestvennoj-istorii/istoriko-kuiturnyj-standart.html)уделяется большое внимание антропологическому и историко-культурологическому подходам в преподавании учебного предмета «История». Стандарт существенно расширяет содержание тем, посвященных культурному пространству России различных эпох (объекты культуры, понятия, персоналии, даты), что в целом актуализирует роль учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство» в системе общего образования и требует от учителя усиления межпредметных связей с историей и поиска новых подходов в преподавании предмета.

В целях совершенствования общего культурного образования и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по учебным предметам предметной области «Искусство» предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, видео, аудио) для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.

Совершенствование контрольно-измерительных материаловосуществляется через усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения школьников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации учащихся, планирующих продолжение образования в вузах гуманитарного профиля с различным уровнем требований к культурологической подготовке выпускников. В связи с этим учителям музыки, изобразительного искусства необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего контроля успеваемости и поэтапного тематического повторения, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки. Для осуществления текущего контроля успеваемости необходимо разработать задания, позволяющие эффективно оценить уровень подготовки учащихся.

Для успешной разработки контрольных заданий рекомендуется обратиться к следующим публикациям:

Пинская М.А. Новые формы оценивания. М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам). (в данном изданиии рассматриваются такие методики оценивания, как критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, карта понятий, составление теста);

КашековаИ. Э, Олесина Е. П. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. ФГОС, М: Просвещение2013г.;

Назарова, Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин.-М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (Педагогика будущего сегодня);

С. А. Жигайлова//Искусство. Всё для учителя! -2012. -№ 4. -С.14-19.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство»(Музыка») должны отражать:

1) формирование основ музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкойдля дальнейшегодуховно-нравственногоразвития,социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» (Изобразительное искусство) должны отражать:

1) формирование основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовныхценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуредизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Для успешной разработки системы контроля освоения учащимися предметной области «Искусство» необходимо обратиться к следующим публикациям:

Оценивание на уроках музыки

Алексеева Л.Л.,Критская Е.Д.Музыка. Система заданий. 5-7 классы. Планируемые результаты/ под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2013.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Кондратюк И.Н. Музыкавшколе:Игры, конкурсы,современныеметоды. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Творческая тетрадь. Музыка (5,6,7 классы) - М.: Просвещение, 2012 – 2015.

Гатапьская Е.О. Тестовые проверочные задания с комментариями («Музыка», 4-й класс) / Е.О. Гатальская // Искусство. Все для учителя! - 2016. -№ 4. - С. 33-36.

Оценивание на урокахизобразительного искусства

Творческая тетрадь «Изобразительное искусство. 5 класс /сост. Т.Я. ШпикаловаЛ.В. Ершова,Г.А. Поровскаяидр.;подред.Т.Я. Шпикаловой – М.: Просвещение, 2016.

Для достижения планируемых результатов по предмету «Искусство» недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических коллективов, а также организации выставок и конкурсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: