1. Сложные коллизионные нормы, порядок их толкования и применения.
2. Разные подходы учёных к оценке международного договора как источника МЧП.
3. Значение императивных норм национального законодательства в процессе реализации применимого права в МЧП.
4. Роль международного публичного права в регулировании внешнеэкономических сделок.
5. Национальный правовой режим иностранных инвестиций.
6. Организационно-правовые формы вложения иностранных инвестиций.
7. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах.
8. Особенности механизма охраны товарных знаков в МЧП.
9. Исполнение иностранных судебных поручений.
10. Международная судебная юрисдикция по трансграничным гражданским делам.
11. Последствия применения императивных коллизионных норм.
12. Способы устранения «хромающих правоотношений» в МЧП.
13. Изменения, внесённые в 3 часть ГК 6 раздел – Международное частное право.
14. Особенности разрешения международных инвестиционных споров.
15. Сложности правового регулирования международных транспортных правоотношений.
16. Различия в правовом регулировании вещных правоотношений в европейской и англо-американской правовых системах.
Программа проведения и методические рекомендации по подготовке и проведению круглого стола:
Цель круглого стола – обсудить важные для развития российской науки и совершенствования подготовки юридических кадров вопросы, касающиеся принятия мер по повышению роли науки международного частного права в достижении вышеназванных задач.
Методика организации и проведения круглого стола включила три этапа: подготовительный, дискуссионный и завершающий.
Подготовительный этап: Выбор проблемы. Проблема достаточно актуальная, имеющая различные пути решения, носит междисциплинарный характер, представляет практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций. Подбор ведущего, на высоком уровне владеющего искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации. Подбор выступающих. Подготовка сценария во избежание спонтанности и хаотичности в работе.
Сценарий предполагает:
• определение понятийного аппарата;
• краткую содержательную вступительную речь ведущего, в которой объявлена тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
• разработку «домашних заготовок» выступлений;
• заключительную речь ведущего;
• консультирование участников, что позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем они представят и будут отстаивать;
• подготовку презентации, включающую наглядный статистический материал с целью информированности участников и слушателей круглого стола.
Дискуссионный этап состоит из выступления ведущего, в котором дано определение проблем и понятийного аппарата, установлен регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.
К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:
• избегай общих фраз;
• ориентируйся на цель (задачу);
• умей слушать;
• будь активен в беседе;
• будь краток;
• осуществляй конструктивную критику;
Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние рассматриваемой проблемы. Выступления магистрантов и выявление существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии ведущими рекомендовано формулировать дополнительные вопросы и ответы на дискуссионные вопросы. Подведения ведущим мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
Завершающий этап включил в себя: • подведение заключительных итогов; • выработку рекомендаций или решений; • установление общих результатов проводимого мероприятия ведущим.
В основу проведения круглого стола преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.
Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые юридические проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению конкурентоспособности специалистов, обновлению содержания, методологии и способов сотрудничества преподавателя и магистров.
Критерии оценки:
Баллы | Описание |
1)Принимает активное участие в обсуждении тем круглого стола; 2)Демонстрирует аргументированность, убедительность доводов; 3)Демонстрирует коммуникативные навыки; 4)Свободно владеет материалом по теме круглого стола; 5)Владеет культурой речи, ясностью и четкостью формулировок; 6)Проявляет наличие собственного мнения и собственной позиции; | |
1)Принимает участие в обсуждении тем круглого стола; 2)Демонстрирует не в полной мере аргументированность, убедительность доводов; 3)Владеет материалом по теме круглого стола; 4)Владеет культурой речи, ясностью и четкостью формулировок, но не демонстрирует собственную позицию; | |
2-3 | 1)Принимает минимальное участие в обсуждении тем круглого стола; 2)Не демонстрирует аргументированность, убедительность выступления; 3)Частично владеет материалом по теме выступления; 4)Владеет культурой речи, ясностью и четкостью не в полной мере; 5)Не проявляет наличие собственного мнения по теме круглого стола; |
0-1 | 1)Не принимает участие в обсуждении темы круглого стола; 2)Не демонстрирует аргументированность, убедительность выступления; 3)Не владеет материалом по теме выступления; 4)Не владеет культурой речи, ясностью и четкостью; 5)Не проявляет наличие собственного мнения по теме круглого стола; |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра международного права
Кейс-задача