Кейс содержит описание реальных и вымышленных обстоятельств, включающих комплекс дискуссионных правовых вопросов.
Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Условия кейса необходимо читать внимательно. Каждое предложение в кейсе может иметь значение для его правильного решения.
Решение кейс-задачи предполагает знание литературы по дисциплине, а также судебной практики или практики международных органов, свободное ориентирование в дискуссионных вопросах.
Решение должно быть аргументировано. При оценке учитывается не только правильность, но и полнота решения кейс-задачи. Особо ценным является умение студента выделить юридически значимые факты, определить нарушение какого права произошло и выбрать способ его защиты. Умение составлять юридические тексты оценивается дополнительно.
На первом этапе магистрант среди всех изложенных в кейс-задаче обстоятельств должен выявить факты, имеющие юридическое значение. При этом от магистранта требуется точное исследование обстоятельств, изложенных в кейс-задаче, без отступления от текста. На втором этапе – магистрант должен предложить подробное мотивированное решение каждой выявленной проблемы на основе доктрины, действующего российского законодательства и судебной практики международных судов и практики международных органов.
Обучение с помощью кейс-задачи помогает магистрантам приобрести широкий набор профессиональных навыков. Во-первых, решение кейс-задачи, с одной стороны, позволяет освоить методику юридической работы с конкретными делами, с другой стороны, закрепить полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке знания теоретических положений, норм международных договоров, национального законодательства, практики международных и национальных судов. Решение кейсов направлено на формирование навыков письменного юридического анализа и выработки позиции по конкретному делу.
Для решения кейс-задачи магистранту необходимо знать:
- международные и национальные нормы, регулирующие спорное правоотношение;
- способы толкования норм права (грамматическое, системное и т.д.);
- правила восполнения пробелов в правовом регулировании (аналогия закона, аналогия права);
- правила цитирования международных договоров и нормативных правовых актов;
- правила применения международно-правовых норм;
- способы разрешения правовых коллизий (соотношение международных и национальных норм, общей и специальной нормы права и т.д.);
- правила работы с правовыми позициями ЕСПЧ, высших федеральных судов.
Кейс-задачи решаются в устном или письменном виде согласно структуре решения, предложенной преподавателем или выработанной студентом самостоятельно.
Структура решения кейс-задачи. Кейсы необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. С одной стороны, это позволит выработать определенные алгоритмы работы с юридическими делами, с другой стороны, получить системные знания.
Традиционная структура решения кейс-задачи может состоять из двух частей: процессуальной и материальной. В процессуальной части решения анализируются процессуальные вопросы, если такие проблемы содержатся в кейс-задаче.
В материальной части решения исследуются вопросы материального права. Например, вопрос о соответствии законодательства или правоприменительной практики международным стандартам.
Для иллюстрации работы с кейс-задачей в настоящих методических указаниях приводится перечень вопросов, последовательно отвечая на которые можно решить кейс-задачу.
При решении конкретного кейс-задачи нельзя руководствоваться предложенной структурой. Необходимо всегда проверять те правовые обстоятельства, которые имеют значение для разрешения конкретной ситуации, изложенной в кейс-задаче.
В решении должно быть аргументированное мнение магистранта о том, какое вывод в данной ситуации сделает Суд по данному спору
Для поисков оригинального решения магистрант должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.
Технология работы с кейс-задачами в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа магистрантов с материалами кейс-задачи (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации, а также аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные умения.
Критерии оценки:
Баллы | Описание |
1)Проявляет способность анализировать ситуацию, делать собственные выводы; 2)Демонстрирует навыки решения реальных юридических проблем; 3)Демонстрирует активное профессиональное мышление; 4)Демонстрирует способность работать в команде; 5) Принимает очень активное участие в решении кейс-задачи; 6)Демонстрирует навыки четкой, ясной и аргументированной презентации результата; | |
1)Проявляет способность анализировать ситуацию, делать выводы; 2)Демонстрирует навыки решения реальных правовых проблем; 3)Демонстрирует профессиональное мышление; 4)Демонстрирует способность работать в команде; 5) Принимает значительное участие в решении кейс-задачи; 6)Демонстрирует навыки презентации результата; | |
1)Проявляет частичную способность анализировать ситуацию, делать выводы; 2)С трудом демонстрирует навыки решения реальных правовых проблем; 3) Не демонстрирует профессиональное мышление; 4)Не демонстрирует способность работать в команде; 5) Принимает не значительное участие в решении кейс-задачи; 6) Не демонстрирует навыки аргументированной презентации результата | |
1)Не проявляет способность анализировать ситуацию, делать выводы; 2)Не демонстрирует навыки решения реальных правовых проблем; 3) Не демонстрирует профессиональное мышление; 4)Не демонстрирует способность работать в команде; 5) Не принимает значительное участие в решении кейс-задачи; 6) Не демонстрирует навыки аргументированной презентации результата; |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра международного права
Вопросы для коллоквиумов, собеседования