Глава пятая (продолжение) 9 глава




Напрашивается вопрос: что происходит с духовными функциями, когда человеку пересаживают чужой орган?

 

1) Если пересаживают почки, печень, селезенку и т.д.- меняется сущность человека. У него формируется новая душа.

 

2) Если пересаживают сердце - все зависит от того, сможет ли дух укорениться в новой почве. Если сможет - человек живет в прежнем своем качестве; если нет - происходит реакция отторжения. Потому что дух может приспособиться (в каких-то пределах) - но не измениться.

 

 

В чем отличие психомоторики - органа человека - от остальных органов, которые суть органы тела?

 

Психомоторика работает вне тела.

 

С природой и ноосферой. У нее три основные функции: она -

 

1) инструмент для «наружных работ», благодаря которому раб лепит раковину (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки), потребитель наслаждается гармониями, созидатель утилизирует дискомфорт;

 

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вне, а перерабатывает его механизмами души: раб на чувство отзывается стереотипом, потребитель - пред-мыслью, созидатель чувство превращает в мысль);

 

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственному идеалу: раб к спокойной - а по-нашему бесчувственной - совести; потребитель - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получаешь уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «да видали - слыхали, читали, едали, имели- - мы и это!..»; созидатель чувствует свое сродство с любым проявлением природы).

 

У внутренних органов - органов тела - совсем иные функции. Они -

 

1) поддерживают гомеостаз;

 

2) являются опорой душевной работы.

 

Различие - очевидное. Но и общность несомненна, поскольку у психомоторики - как и у органов жизнеобеспечения - двойственная природа. Психомоторика -

1. Орган человека, позволяющий жить в ноосфере.

2. Орган человека, обеспечивающий связь с логосом.

 

 

И последние два вопроса:

 

Если душа - это слиянные чувства, память и совесть, а у новорожденного ничего этого нет, то когда же рождается психомоторика?

 

И что за сила ведет ее от первого осмысленного движения к вершинам, добравшись до которых, человек, пережив богоборческую гордыню, смиренно признает себя рабом природы?

 

В чреве матери плод уже имеет душу, но это - растительная душа.

 

Рождение - это взрыв, это прорыв в иной мир. И первое же инстинктивное движение - поиск опоры, и первое инстинктивное желание - поиск материнской груди, - подтверждают: душа обрела новое качество - она стала животной.

 

Когда же рождается человеческая душа?

 

Когда малыш делает первое осмысленное движение. Например, надевает кружок на пирамидку. А когда он позвал: «мама», - человеческая душа начала работать.

 

Но ведь щенки и котята живут среди людей, и развиваются очень быстро, куда быстрей человеческих детенышей. Они постоянно слышат человеческую речь, с ними постоянно разговаривают - но ни одна собачка так и не смогла произнести даже самого простого слова, и ни у одного котенка душа не вышла из диапазона животной - почему?

 

Потому что с первой минуты жизни они развивались по иной программе - в них формировалась сенсомоторика.

 

Когда же разошлись пути развития человека и животного?

 

В первую минуту самостоятельной жизни.

 

Точнее - в тот момент, когда новорожденный человек делает первый самостоятельный вдох.

 

С ним - с первым вдохом - в новорожденного входит не только волна праны, которая подхватывает его, помогает уцелеть и акклиматизироваться в новом мире, компенсируя отсутствующий пока оперативный энергопотенциал, - с первым вдохом в новорожденного входит дух.

 

Пока плод находится во чреве матери - он часть матери; в нем нет самостоятельной сущности. Он живет по законам материнской природы. Именно ею он отгорожен от логоса (можно сказать иначе: он воспринимает логос из вторых рук - интерпретированным материнским телом и материнской душой).

 

Но вот человек родился, в него вошел дух; вместе с духом в него входит логос, по законам которого он будет развиваться. Развиваться - как человек?

 

Не обязательно.

 

Напомним, у человека, как и у любой его клетки, и любого его органа - двойственная природа:

программа жизнеобеспечения, заложенная в гены и реализуемая под их контролем, берет для себя материал и энергию из биосферы;

программа жизнедействия, заложенная в дух, берет материал и энергию из ноосферы.

 

До сих пор мы называли это гармониями («материал и энергия» - это энергия, которая благодаря гармонической форме стала удобной в употреблении). Теперь вы знаете, что речь идет о духовности. О духовности, которую благодаря духу мы получаем из ноосферы.

 

Духовность - это гармония, которая работает.

 

Дух создает душу.

 

Дух - это каменщик, который строит душу из кирпичей ноосферы.

 

Значит, если новорожденный не имеет контактов с ноосферой (Маугли, живущий среди зверей), его дух не будет иметь материала для строительства души. Вместо психомоторики в нем будет развиваться сенсомоторика.

 

И - главное отличие человека от животного - духовность - останется в нем нераспустившейся почкой.

 

Дух - это ЭПК, способное творить.

 

Глава шестая

КРИТИЧНОСТЬ

 

 

Признаемся: чтобы понять критичность, нам потребовалось много лет.

 

С психомоторикой у нас проблем не было: мы продолжали могучую отечественную традицию, корни ее были надежны. Но ветви на стволе были повернуты в одну сторону - к моторике: о душе вспоминали как бы между прочим. Нам оставалось осветить это дерево с другой стороны. Душа раскрылась - и психомоторика, выпрямившись, из кособокой золушки превратилась в чудную принцессу.

 

С энергопотенциалом было посложней. Эзотерические трактовки нас не устраивали: мы любим сказки, но - как образы, как меру, а не как научную истину в последней инстанции. А современная наука перед энергопотенциалом робеет. Признает: есть; старательно накапливает информацию; придет время - начнет обобщать- А мы ждать не могли, нам энергопотенциал был нужен уже вчера, поэтому пришлось возвратиться к Аристотелю, пришлось во многих местах самим торить первопуток, постигать сущность энергопотенциала и открывать законы, по которым он живет. Вроде бы неплохо получилось.

 

Упоминание Аристотеля не случайно. Сколь бы ни были оригинальны наши разработки в области энергетики тела и души человека, об этих проблемах думали и писали еще до нас. А вот о критичности - ничего. Нигде. Ни у кого. Мы-то чувствовали: она есть! Не может не быть, потому что иначе человек оказывался в пустоте, сам по себе, в воображаемом мире. А это не так. Если я ударился локтем о стол, то боль мне подсказывает, что стол - реален, он в чем-то ограничивает мои притязания, а какое-то мое чувство явно дефективно, иначе я бы не допустил испытания себя такой острой болью. И если троллейбус забит до отказа, а я все же пытаюсь в него влезть, пока от хорошего пинка не оказываюсь на асфальте, - это тоже мне подсказывает, что какое-то чувство в моей душе утратило меру. И когда - придумав велосипед - в своей гордыне мы воображаем себя сверхчеловеком (изобретатель велосипеда - не осознавая того - пользуется материалом ноосферы, а это не творческий процесс), либо - в еще большей гордыне - сознательно опускаемся до уровня травы, счастливой своим растительным существованием, - это тоже явные знаки, что какой-то заложенный в нас инструмент сломался, и мы утратили представление о своем месте в природе, о своем человеческом предназначении - творить.

 

Короче говоря, мы понимали, что несомненно есть какой-то механизм, инструмент, процесс, описывающий и разрабатывающий наши отношения с 1) природой, 2) обществом и 3) Богом. Инструмент, без которого жизнь превращалась в кошмар из блужданий в лабиринте, набивания шишек и утраты какой бы то ни было перспективы. Мы решили: раз без него невозможно, значит - он есть.

 

И нарекли его критичностью.

 

Критичность - это способность души находить гармонию с миром (природой, обществом и Богом).

 

 

Эта формулировка описывает наше сегодняшнее понимание критичности, тот уровень, на котором мы сегодня находимся.

 

Четверть века назад в нашей триаде ЭПК на месте третьей составляющей был «икс». Его заполняло нечто неведомое, без которого человек действующий был невозможен. Но и разглядеть этот инструмент (тем более - понять, как он работает) мы еще не могли. Мы знали одно: чтобы действовать - человек должен различать: «вот сюда я могу ступить, а здесь провалюсь», «эту стену я могу проломить, а к этой пока не стоит подступаться», «все полагают, что здесь тупик, а моя интуиция подсказывает, что здесь ход в огромный новый мир-»

 

Как назвать эту способность словно локатором ощупывать окружающий мир? Как назвать способность не верить очевидности? Как назвать способность мерить все собою?

 

Так появилось словечко «критичность».

 

Пока только словечко - на большее оно не тянуло.

 

Нас устраивало, что оно знакомо каждому грамотному человеку. Устраивало, что по первому впечатлению его будут трактовать, как способность критически относиться к миру, - и к тому, который вне, и к тому, который внутри нас. В этой трактовке нет ошибки; другое дело, что она простовата, если не сказать резче - примитивна.

 

Но именно с этого мы начинали: с фиксации разницы потенциалов положительных и отрицательных эмоций, гармонии и стереотипа, с обнаружения дисгармонии, которая суть дверь к задаче или проблеме. Словечко «критичность» заполнялось смыслом, наливалось сутью, теряло индивидуальные черты, обретая всеобщность. И вот наконец мы можем сказать, что в результате наших терпеливых трудов «критичность» развилась из слова в понятие. Слово только называет - вещь, состояние, процесс. Понятие описывает сущность вещи, состояния, процесса - и потому позволяет их 1) понимать, 2) направлять и 3) созидать по собственной мерке.

 

 

Если психомоторика описывает целостность души и тела,

 

если энергопотенциал дает этому механизму жизнь и возможность действовать, -

 

то критичность описывает условия, при которых эти действия совершаются в пределах дозволенного.

 

 

Критичность - столь же всеобщая функция живого, как и душа.

 

Она неотрывна от души - и соответствует ей. У примитивной души - примитивная критичность; у развитой - развитая.

 

Сколько видов души - столько и видов критичности.

 

Именно критичность -

 

1) определяет число степеней свободы данного живого (душа - ощущает дискомфорт; критичность нужна душе, чтобы дискомфорт разглядеть и понять - назвать; примитивная душа имеет лишь одну степень свободы, позволяющую закрыться от дискомфорта; более совершенная душа - имеющая две степени свободы - позволяет перестроиться, приспосабливаясь к дискомфорту; человеческая душа имеет три и более степеней свободы, что позволяет ей утилизировать дискомфорт, превращая его в комфорт, и значит - в часть себя),

 

3) описывает сферу жизни данного живого (критичность стоит на страже жизни, работая с дискомфортом, она ищет компромисс со средой, с другими жизнями, с другими душами - чтобы сохранить свою жизнь; с ее помощью живое охраняет свою территорию, и в зависимости от энергопотенциала программирует аппетит, который по-ученому называется территориальным императивом),

 

3) формирует цель - доминанту жизни данного живого (цель - это реализованный в душе территориальный императив; растение тянется к солнцу, животное ищет комфорт, человек - Бога).

 

Мы рассмотрим семь видов критичности:

1) критичность растительной души,

2) критичность животной души,

3) критичность раба,

4) критичность потребителя,

5) критичность таланта,

6) критичность гения,

7) критичность творца.

 

5 Критичность растительной души

 

Рассмотрим критичность живой клетки. Этого достаточно, чтобы понять проблему, потому что огромный баобаб отличается от микроскопической клетки только размерами.

 

В чем предназначение живой клетки?

 

Она сохраняет жизнь.

 

В частности - свою; а если взять в глобальном масштабе - жизнь на Земле.

 

Когда это началось, каким образом случилось: возникла жизнь! - нам не дано узнать. Мы привычно употребляем слово «случилось», говорим: «произошла жизнь», - но как близки к истине или как далеки от нее эти слова - мы не знаем. Стереотипное представление: «однажды жизнь началась», - всего лишь наш компромисс с огромным, бесконечным неведомым. Мы не могли бы спокойно, уютно жить рядом с провалом в бездну, и потому отгородились от него заслонкой, на которой написано: «однажды жизнь началась-»

 

Мы не знаем моста между живой и неживой природой. Вероятно, он где-то есть, но пока что огромный самовлюбленный монстр по имени Наука, преобразующий лик Земли, своевольно лепящий мировоззрение, психику и образ жизни целых поколений землян, - когда дело доходит до секрета маленькой живой клеточки, - теряет свой гонор, теряет голос, становится таким неприметным, что невольно возникает вопрос: а есть ли она вообще, эта Наука, если она не может ответить на самый первый вопрос: как возникла жизнь?

 

Обратите внимание: мы поставили глагол «возникла» в прошедшем времени, потому что убеждены: жизнь появилась на Земле лишь однажды. Все же остальное время она боролась за свое существование. А это было возможно лишь посредством 1) накопления жизненной энергии (энергопотенциала), который обеспечивал ее автономность, и 2) развития форм жизни (совершенствования психомоторики) для самого экономного и пластичного воплощения территориального императива.

 

А как же критичность живой клетки?

 

1. Критичность - как свойство живого - ищет компромисс с окружающим неживым.

 

2. Опираясь на гармонию жизни, критичность ищет в окружающем неживом недостающие элементы для построения гармонии клетки.

 

3. Обнаруживая в окружающем неживом дисгармонии, критичность прогнозирует возможность реализации территориального императива, - утилизует их, делая их частью себя.

 

 

Прежде, чем продолжать разговор о видах критичности, необходимо разобраться, как работает важнейший ее прибор - территориальный императив.

 

Расшифровать его несложно. Он означает, что живому (клетке, растению, животному, человеку) для нормального существования необходим некий пространственный минимум (моя территория). И живое - чтобы выжить - старается сохранить эту территорию (консервативная функция императива); либо - если позволяют обстоятельства - увеличить ее (радикальная функция).

 

Как проявляется территориальный императив растительной души?

 

Если клетка находится в равновесии с окружающей средой - ее территориальный императив стоит на страже этого равновесия, чем способствует выполнению клеткой ее основной функции - сохранения родовой программы.

 

Если в клетке накапливается энергопотенциал, превышающий энергопотенциал окружающей территории, она начинает оказывать давление на эту территорию. Дальнейшее развитие сюжета зависит от того, что на этой территории находится.

 

1. Если там нет живого, клетка, делясь, будет стремиться захватить столько территории, насколько хватит избыточного энергопотенциала.

 

2. Если на сопредельной территории находится чужеродное живое, клетка, пользуясь своим энергетическим превосходством, стремится это живое с территории вытеснить.

 

3. Если же там находятся родственные клетки - возникает кризис. Территориальный императив - это закон, запрещающий подавлять себе подобных. Обойти закон нельзя - если оставить все как есть - от избытка энергопотенциала клетка «перегреется» и погибнет. Чтобы спастись - есть единственная возможность: измениться самой, и тогда окружающие родственные клетки окажутся как бы чужеродными, и с ними можно будет разговаривать с позиции силы.

 

Что значит измениться самой?

 

Это значит - изменить свою растительную душу. Изменить сенсомоторику. Мутировать.

 

Клетка так и поступает: перерождается - и начинает давить окружающих вчерашних родичей почем зря.

 

(Широко известна теория мутаций, вызванных сильным облучением, например, радиационным. Но ведь это, по сути, то же самое. Клетка при облучении получает колоссальный энергетический импульс - это ли не знакомое вам появление избыточного энергопотенциала?)

 

7 Критичность животной души

 

Территория улитки - не только ее хрупкий домик, но и тот, скажем квадратный метр земли, с которого она кормится и на который ее соседи, обнаружив ее след, не посягают.

 

Территория собаки - не только ее будка (квартира), но и та часть улицы, которую она застолбила, поднимая в приметных местах заднюю лапу. И пусть это сделает плюгавая болонка - закон есть закон, и после нее на улице появится огромный дог, он не станет оспаривать ее прав, а будет как-то приспосабливаться к обстоятельствам.

 

Территориальные притязания улитки продиктованы необходимостью выжить. Чем же продиктованы территориальные притязания домашней собаки? Ведь кормят ее дома (если она подберет что-то с земли - хозяин ее накажет); если ей необходимо побегать, поразмяться - хозяин ведет ее от помеченных мест в парк или на собачью площадку; если в ней заговорит голос пола - дома или в кинологическом центре организуют случку. И все-таки, когда перед сном ее выводят на прогулку, она внимательно изучает «свою» территорию и освежает метки. Почему?

 

В ней говорит инстинкт.

 

Из поколения в поколение домашние собаки делают очевидно бессмысленную работу - а инстинкт не слабеет. (Как живая клетка на протяжении миллионов поколений стремится сохранить себя в неизменном виде, так и инстинкты - самые консервативные поведенческие инструменты животного - остаются неизменными, покуда животные существуют. И именно критичность следит, чтобы инстинкт работал в пределах дозволенного - в диапазоне поведенческой гармонии.) И в этом великий смысл: пусть в жизни сотни домашних собак этот инстинкт не играет роли, но сто первая оказывается выброшенной на улицу, в поле, в лес - и тогда инстинктивная способность пользоваться законом территориального императива становится для нее спасительной.

 

Вопрос: чем руководствуется собака, помечая территорию? Иначе говоря, что диктует территориальному императиву претензию именно на такую территорию, на такие ее размеры, а не на большие?

 

И тут же второй вопрос: почему дог «уважает» метки болонки?

 

На волка охотятся, обкладывая его флажками. Опасность надвигается, ситуация экстремальная - нужно спасать жизнь. Но чужая метка (ах! если бы вдруг отказала критичность - и чужое потеряло бы свое лицо -) - это святое, инстинкт сильнее страха. И волк бежит в свободное пространство навстречу ружьям.

 

Если бы у животного был разум, оно бы действовало не «как надо», а «как хочу» - не по закону природы, а по собственному закону. Оно бы постоянно подавляло свои инстинкты, и вместо поддержания гармонии в природе вносило бы в нее хаос. Но еще точнее будет сказать: в тот день, когда бы у животного появился разум (даже самый примитивный), жизнь на земле повернула бы к катастрофе.

 

Отвечаем: собака помечает такую территорию, на которой она может поддерживать свой собачий порядок. Не порядок среди собак - иначе будут нескончаемые драки (да другие собаки сюда и не забегут, разве что нечаянно), а порядок в природе - в том диапазоне жизни природы, который входит в компетенцию собаки.

 

Значит, собака помечает территорию, за порядок на которой она готова нести ответственность.

 

Ответственность за свою территорию - это тоже инстинкт.

 

Территориальный императив - сила центробежная; ответственность - сила центростремительная.

 

Какова здесь роль критичности?

 

Основная. Именно критичность - главная героиня конфликта двух инстинктов. Именно критичность находит компромисс между ними: чтобы территориальный императив не зарвался - потому что это провоцирует опасность извне; чтобы ответственность не задавила свободу - что тут же вызовет падение энергопотенциала.

 

Следовательно, задача критичности - найти такое равновесие между территориальным императивом и ответственностью, чтобы собака на «своей» территории не чувствовала ни малейшего дискомфорта.

 

Теперь вам понятно, почему дог не претендует на территорию болонки: он «знает», что она пометила ровно столько, насколько хватает ее ответственности. Хотя дог и большой, делить ответственность с болонкой он не станет: у животных разделение ответственности начинается лишь после того, как образовалась новая животная целостность - семья.

 

Выводы:

 

1. Если критичность животной души в норме, животное живет в мире со всеми «соседями» своего вида. И работа его ЭПК (точнее - ЭСК - ведь у животных сенсомоторика вместо психомоторики) имеет единственную цель: поддержания комфорта на «своей» территории.

 

2. Если критичность животной души деградирует, и этот процесс захватил сенсомоторику, - механизм ответственности начинает давать сбои, на территории животного количество допустимой дисгармонии выходит за пределы нормы, - и животное утрачивает определенное законом природы право на эту территорию. Если теперь сюда придет другое животное этого вида - хозяин должен уступить территорию. Если же хозяин при этом огрызается, пытается защитить свои утраченные права - это значит, что процесс деградации зашел так далеко, что животное перестало слышать голос природы. Оно обречено на гибель.

 

3. Если критичность животной души деградирует, и этот процесс захватил энергопотенциал, который становится бесконтрольным, - механизм территориального императива разрушается, животное оказывается на чужой территории, причем ведет себя агрессивно, - а это начало конца.

 

8 Критичность раба

 

Раб - это тупик; это бесплодная ветвь на древе человеческого рода. Для поддержания своей жизни эта ветвь тянет на себя соки дерева, но отдачи не дает. Напротив, не отягощенная работой плодоношения, создания нового, эта ветвь наливается пустой силой, затеняя плодоносящие веточки, которые только и оправдывают существование дерева.

 

Вы вправе усомниться: как же так? ведь рабов - не меньше 90% от числа людей; неужели природа могла допустить такую нерациональность?

 

В это не хочется верить - но это так.

 

Хотя далеко не везде так. В больших городах соотношение может быть даже худшим; и в сельских местностях, где население в силу социальных обстоятельств деградирует - тоже. Но в нормальном селе - крепком, спокойном, со здоровым бытом и уважением к традициям, - число рабов может быть минимальным. И так было всегда, от начала истории. Ведь была же когда-то в древней Греции афинская республика, число одаренных граждан которой превышало число граждан-рабов многократно.

 

Откуда они взялись вдруг - в одном месте и в таком количестве?

 

Их родила свобода. Культ нормы. Культ свободного развития, культ ненавязчивого (свободного) воспитания. Культ гармонии между территориальным императивом и ответственностью.

 

Раба рождает социум. Этот социум воплощен в родителях, которые «делают» ребенка либо случайно, либо повинуясь детородному инстинкту, нимало не заботясь о том, в каком состоянии физическом и душевном они совершают оплодотворение, и в каком состоянии - физическом и душевном - мать затем вынашивает этот плод. А потом, после родов, сперва родители, а затем и детские учреждения делают все, чтобы отнять у новорожденного - малыша - ребенка свободу. Не отнимают только то, что отнять невозможно - прожиточный минимум ее. Малыш научается бороться за свое существование, научается хитрить, упираться, сопротивляться, научается ломать, - научается всему, что позволяет жить, не претендуя на свободу. Кем же такой ребенок может вырасти? Разумеется - только рабом.

 

9 Критичность раба (продолжение)

 

Природа (в принципе) производит гармонического человека, социум - раба.

 

Чтобы социум не уродовал работу природы, нужно, чтобы свободное развитие ЭПК было законом.

 

Человек никогда не развивается весь равномерно. В его генетическом коде программы развития систем и функций записаны в строгой последовательности; и только в этой последовательности, а не иначе, они включаются. Включаются по очереди, но потом, когда инерция реализации очередной программы достигает необходимой величины, ее приоритетность иссякает - и она выполняется (пока не закончится) параллельно со всеми предыдущими. Каждый замечал, как в определенные годы у подростков вдруг начинают расти кости - и дети становятся неловкими и угловатыми (хотя за пару лет до того были сложены и двигались гармонично); потом на этих костях вдруг начинают расти мышечные и жировые ткани. Еще пример - с половым развитием: вначале формируются половые органы, затем в них развивается способность к нормальному функционированию, и лишь потом - способность к репродуктивной работе.

 

То же и с ЭПК.

 

Напомним: когда человек родился, он имеет только базовый энергопотенциал. И с первой же минуты жизни начинает набирать энергопотенциал оперативный. Первое движение - это первый грошик в копилку психомоторики, но сравнивать эти два процесса пока не приходится. Оперативный энергопотенциал (в нормальных условиях) растет стремительно, а психомоторика в это время только примеряется, только проверяет, все ли в теле ладно, не подведут ли анатомия и физиология, когда придет ее черед.

 

Конец разминки психомоторики и начало ее движения вперед приходится на то время, когда оперативного энергопотенциала накоплено достаточно, чтобы глаз начал видеть нормально, чтобы малыш хотел дотянуться до игрушки, хотел поднять голову и поворачивать ее на звук, хотел сидеть. Еще долго психомоторика будет позади (ведь оперативный энергопотенциал развивается и за счет ее работы тоже), но где-то к пяти годам (при нормальном развитии ребенка) она - нет! не выходит вперед - но полностью овладевает зарядом оперативного энергопотенциала - и мы любуемся гармоничным, пластичным и очень умным для своего возраста человечком.

 

Возраст граций.

 

10 Критичность раба (продолжение)

 

А что же критичность? Где она? Когда она зарождается и когда начинает работать достаточно активно, чтобы ее заметили?

 

Критичность рождается с первым чувством.

 

Когда ребенок не просто хватает подвернувшуюся игрушку, но выбирает из них ту, которую больше хочет; когда он решает, идти на руки к чужому человеку или нет, - критичность родилась.

 

Но если ребенок развивается нормально - критичность незаметна. Скромно, в тени она делает свою работу, подсказывая то психомоторике - как уберечь чувство, то энергопотенциалу - как найти более короткий путь к удовольствию. Ее задача - научиться контролировать каждое движение и каждое чувство, но контролировать так (а уж это зависит от величины энергопотенциала), чтобы контроль не ущемлял, а укреплял свободу.

 

Неужели при нормальном развитии судьба критичности - всегда быть в тени?

 

Ничего подобного! Всему свой черед - и критичность ждет, пока психомоторика не достигнет необходимой гармонии. Возраст граций - это гармоническая фаза. Может она длиться долго? Нет. Потому что в гармонической ситуации оперативный энергопотенциал накапливается бурно - и ломает гармонию. Он подавляет психомоторику своим количеством, она перестает быть адекватной, теряет точность - и тут приходится приглашать к столу критичность. Зачем? Да чтобы восстановить гармонию (ЭПК) и уже больше не выпускать ее из диапазона дозволенного!

 

Теперь роль критичности меняется. Если до сих пор она работала на подхвате: «чего изволите?» и «пардон, вы сзади измазаны мелом - должно быть, прислонились к стене», - то теперь она садится во главе стола и говорит: «сперва помолимся, а потом будем кушать только те блюда и в том порядке, как я укажу-» Уверяем вас, это будет дарить новые чувствования - талантливую работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: