Предмет логики. Законы логики




ЛОГИКА

 

 

Методические указания по изучению дисциплины для студентов очной формы обучения направления 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление

 

Краснодар


 

 

Составители: канд. филос. наук, доц. И.А. Аполлонов

 

 

Логика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / Сост.: И.А. Аполлонов; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии. - Краснодар, 2014. - 28 с.

 

Представлены программа дисциплины, теоретический материал курса, задания для выполнения контрольных работ, примеры решения задач, требования к содержанию и оформлению контрольной работы, а также списки основной и дополнительной литературы по курсу.

 

 

Рецензенты: д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии КубГТУ П. М. Хакуз;

д-р филос. наук, проф. кафедры философии КубГУ С.Б. Кожевников

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Руководство по изучению дисциплины. ……….4

2 Основные темы теоретического курса ……………………………………..6

3 Планы практических занятий ……………………………………………...19

4 Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения…….20

5 Список рекомендованной литературы…..…………………………………28

 


Руководство по изучению дисциплины

 

Логика – одна из наиболее древних наук, играющих важную роль в истории общества, в становлении культуры, в формировании познавательных способностей человека. Логика вырабатывает правила, строгое следование которым помогает избежать ошибок и заблуждений в познавательном и коммуникативном процессах, обнаружить противоречия в мыслительной практике, найти наиболее разумные пути их разрешения.

Место дисциплины в базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» в структуре общей образовательной программы высшего профессионального образования определяется следующими целями и задачами.

Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Логика» являются:

· формирование у студентов системного представления о специфике логического знания, об особенностях и свойствах мышления как особого вида человеческой деятельности.

· формирование навыков анализа мыслительной деятельности (рефлексия своих и чужих мыслительных конструкций).

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплины учебного плана направления подготовки бакалавров 38.03.04, изучение которых необходимо для усвоения дисциплины «Логика»: «Философия», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи».

Дисциплины учебного плана направления подготовки бакалавров 38.03.04, при изучении которых необходимы знания дисциплины «Логика»: «Преддипломная практика».

Дисциплина «Логика» входит в вариативную часть учебного плана подготовки по направлению 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление (профиль «Государственное и муниципальное управление»).

Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

В результате освоения данной дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции (элементы компетенций):

 

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию

Студент должен знать:

- основные формы и законы правильного мышления;

- логические основы разработки и проведения теоретических и экспериментальных исследований;

- логические основы классификации и систематизации социально-значимой информации

Уметь:

- применять знания основных форм и законов правильного мышления в профессиональной деятельности;

- применять законы логики для критической оценки и обобщения информации.

Владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;

- методологическим базисом изучаемой дисциплины при исследовании научных проблем в своей профессиональной сфере.

ОПК-4 - способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

Студент должен знать:

- основные принципы и правила аргументации;

- основные виды и правила ведения диалога

Уметь

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям;

- анализировать вопросно-ответные ситуации, корректно ставить вопросы и давать на них ответы для четкого и убедительного публичного изложения информации

Владеть

- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения.

Основные темы теоретического курса

Предмет логики. Законы логики

Логика – это наука о формах, законах и операциях правильного мышления. Необходимо отличать форму мысли от ее конкретного содержания. Форма мысли – устойчивый способ связи составных частей содержания конкретной мысли. Причем одна и та же форма может выражать бесконечное разнообразие мыслительного содержания. Например, содержание суждений «Все рыбы дышат жабрами» и «Все металлы электропроводны» относится к разным областям знания, но имеет одну и ту же форму, в которой утверждается наличие определенного признака (дышать жабрами или электропроводность) у целого класса однородных предметов (рыб или металлов). Логика как наука исследует формальную правильность мысли, то есть соответствие ее связей тем или иным законам и правилам логики. Нужно помнить, что правильными (или неправильными) могут быть лишь логические действия и операции мышления. Вместе с тем, нельзя путать формальную правильность мысли и ее истинность – адекватное отражение действительности познающим субъектом. Истинность (или ложность) относится лишь к конкретному содержанию мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо непосредственно о предметах действительности, об их свойствах, связях и отношениях. Истинность является характеристикой содержания мысли, а не ее формы, и критерий истины той или иной мысли находится за рамками формальной логики. Вместе с тем, строгое соблюдение формальной правильности мысли имеет прямое отношение к истинности рассуждения, так как в противном случае связывая исходные правильные мысли можно прийти к неверному и даже абсурдному результату.

Логический закон – это необходимая и существенная связь между мыслями в процессе рассуждения. Необходимо помнить, что логических законов огромное количество, однако из их числа традиционно выделяют четыре основных логических закона, которые выражают фундаментальные черты мышления. Требование определенности мышления выражает закон тождества, который гласит: «всякое понятие или суждение в процессе некоторого рас­суждения должно оставаться тождественным самому себе». Иными словами, в процессе рассуждения нельзя произ­вольно изменять содержание того или иного термина или смысл некоторого высказывания. Закон тождества запрещает различать одну и ту же мысль или отождествлять разные мысли. Нарушение этого закона приводит к логической ошибке – подмене термина. Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия, который гласит: «два проти­воположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении или смысле». Необходимо помнить, что противоположные (или несовместимые) высказывания должны быть об одном и том же предмете, рассмотренном в одно и то же время в одном и том же отношении. При отсутствии одного из этих требований данный закон применяться не может. Требование последовательности мышления выражает закон исключенного третьего, согласно которому из двух противоречащих друг другу высказы­ваний одно истинно, а второе — ложно. Третьего не дано. Последовательность мышления выражается в том, что при наличии противоречия нельзя уклоняться от признания истинным одного положения (и, соответственно, ложным другого, ему противоречащего), а не искать нечто третье. Следует также помнить, что закон работает в случае именно противоречия двух суждений и не дает ответ, какое из них истинно. Требование обоснованности мышления выражает закон достаточного основания, который требует, чтобы всякое истинное высказывание было достаточно обосновано другими истинными же высказываниями. При этом следует различать необходимые и достаточные основания мысли. Необходимым является основание, без которого невозможно признание истинности рассматриваемого высказывания; достаточным же является основание, из которого с необходимостью следует истинность нужного положения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: