Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения




 

При выполнении контрольной работы студенты изучают теоретические положения основных форм и законов правильного мышления, а также знакомятся с особенностями их функционирования в процессах мышления, рассуждения, спора и других аргументационных процедур. Для закрепления полученных знаний и применения их в практической деятельности студент должен выполнить предлагаемые задачи. Работа считается выполненной (оценивается удовлетворительно) при соответствии теоретической части вопросам плана и правильном решении задач.

 

Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Текст может быть выполнен рукописно или с помощью средств компьютерной техники. Рукописный текст может быть записан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописных букв не более 10 мм. Текст следует размещать, соблюдая размеры полей:

правое –15 мм;

левое – 30 мм;

верхнее - 15 мм;

нижнее – 25 мм.

Листы контрольной работы нумеруют арабскими цифрами. Номер листа проставляют на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не проставляют.

Основные требования к структуре и содержанию разделов контрольной работы:

- Содержание - располагаютпосле титульного листа и записываютстрочными буквами с первой прописной, в которое включают наименования всех разделов;

- Введение, в котором кратко излагаются цель контрольной работы;

- Основная часть, в которой четко излагаются основные теоретические положения вопросов контрольной работы;

- Практическая часть, в которой показывается развернутое решение предлагаемых задач;

- Список использованных источников, в которых приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания.

 

Варианты контрольных работ.

 

Вариант контрольной работы студент выбирает по последней цифре зачетной книжки.

 

ВАРИАНТ 1

Вопросы:

1. Содержание и объем понятия; их соотношение.

2. Суждение как форма мышления. Состав суждения.

3. Непосредственные умозаключения. Их виды.

Задачи:

1. Из групп указанных понятий выделите обладающее наибольшим объемом и наибольшим содержанием: а) дом, жилой дом, коттедж; б) человек, студент, студент-психолог; в) книга, учебник, учебник истории.

2. Выделите субъект и предикат в следующих суждениях: все студенты сдают экзамены; Мексика – родина многих кактусов, холериков характеризует неуравновешенное поведение.

3. Проведите обращение, превращение и противопоставление предикату с суждением «Все металлы электропроводны».

 

ВАРИАНТ 2

Вопросы:

1. Что такое предмет понятия и признак понятия? Виды признаков.

2. Простое категорическое суждение и его состав. Виды простых категорических суждений.

3. Простой категорический силлогизм, его состав и основные правила.

Задачи:

1. Назовите общие и отличительные, существенные и несущественные признаки понятий а) студент; б) человек; в) психолог.

2. Установите вид суждений в объединенной классификации: а) Среди студентов встречаются добросовестные; б) Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката; в) Пока еще не все практические психологи имеют специальное образование.

3. Установите правильность силлогизмов: а) Все люди обладают памятью; собаки тоже обладают памятью, а следовательно собаки – люди; б) Некоторые преступники имеют высшее образование; ни один студент не имеет высшего образования, а следовательно – ни один студент не преступник; в) Все участники семинара по мотивации – психологи; некоторые участники семинара по мотивации не работают в ВУЗе, следовательно некоторые психологи не работают в ВУЗе.

 

ВАРИАНТ 3

Вопросы:

1. Предмет логики: что такое логическая форма мысли?

2. Термины простого категорического суждения и их распределенность.

3. Модусы простого категорического силлогизма. Правила модусов.

Задачи:

1. С помощью естественного языка запишите выражения, имеющие следующую форму: а) p Ù q Ù r; б) p Ú q Ú r; в) (p ® q) ® r.

2. Из каждой пары понятий составьте суждение, учитывая распределенность терминов: а) Крестьянское восстание (S, распределен), восстание, закончив­шееся победой (Р, распределен) б) Русский феодал (S, нераспределен), сторонник преобразований Петра I (Р, распределен).

3. Установите фигуру и модус силлогизма и на основании этого установите его правильность: а) Все солдаты умеют маршировать. Некоторые дети не умеют маршировать, следовательно, некоторые дети не являются солдатами. б) Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся, следовательно, ни один обязательный человек не является эгоистом.

 

ВАРИАНТ 4

Вопросы:

1. Язык как знаковая система. Предметное и смысловое содержание знака.

2. Виды сложных суждений. Таблицы истинности сложных суждений.

3. Дедуктивные выводы из сложных суждений.

Задачи:

1. Что является причиной следующих ошибочных выводов: а) Лук – грозное оружие первобытного охотника; лук – растение, содержащее много витаминов, следовательно, некоторые растения, содержащие витамины, были грозным оружием первобытного воина; б) Мыши боятся кошек. Кошка – имя существительное, следовательно, мыши боятся имя существительное.

2. Запишите следующие высказывания в символической форме: а) Хоть редко, но метко; б) если я устал или голоден, то я не могу готовиться к занятиям.

3. Установите вид умозаключения и его правильность: а) Нынешняя зима была многоснежной. Значит, следуя народной примете «Зима без снега – лето без хлеба», надо ждать хорошего урожая. Б) Когда многого не знаешь, то приходится придумывать. А так как ребенок многого не знает, то он многое придумывает.

 

ВАРИАНТ 5

Вопросы:

1. Отношения совместимости между понятиями.

2. Закон тождества и принцип однозначности мышления.

3. Индуктивные умозаключения. Популярная и научная индукция.

Задачи:

1. Приведите примеры понятий, находящиеся с указанными в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения: а) город России; б) школьник; в) телевизор.

2. Будут ли нарушены требования закона тождества при замене одного суждения другим: а) «Коль зима без снега, то лето без хлеба» и «и зима не без снега и лето не без хлеба»; б) «Юноша в смущении опустил глаза» и «Юноша смущенно опустил глаза».

3. Какие ошибки допущены в следующих умозаключениях: а)СССР победил фашистскую Германию после установления культа личности и коллективизации. Следовательно, культ личности и коллективизация были причиной победы СССР в этой войне. б) Я успешно сдам и этот экзамен, благодаря тому, что надела бирюзовое платье, - подумала Наташа. – Ведь экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Экзамен по физике я тоже сдала в нем вполне успешно. И историю я тоже сдавала в этом платье, а по истории я получила «отлично».

 

ВАРИАНТ 6

Вопросы:

1. Отношения несовместимости между понятиями.

2. Закон противоречия и принцип непротиворечивости мышления

3. Умозаключение по аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Аналогия свойств и отношений.

Задачи:

1. Для следующих понятий подберите понятия, находящиеся с ними в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия: а) белый цвет; б) город; в) храбрость.

2. Могут ли быть одновременно истинными следующие суждения: а) «Всякое письмо, как и разговор, требует искусства» и «Не всякое письмо требует искусства»; б) «Вечер прошел весело и интересно» и «Вечер прошел невесело и неинтересно».

3. Установите, в какой из пары умозаключений по аналогии вывод более вероятный: а) Уклад жизни этих двух семей, видимо, схожий: браки в обоих случаях ранние, обе семьи студенческие и жена пришла в дом к мужу; б) Уклад жизни этих двух семей, видимо, схожий: браки в обоих случаях ранние, и в одной и в другой уже в первый год родились дети, обе семьи студенческие, причем родители супругов – потомственные рабочие и жена пришла в дом к мужу;

 

ВАРИАНТ 7

Вопросы:

1. Логическая операция определения понятия. Правила определения и возможные варианты их нарушения.

2. Закон исключенного третьего и принцип последовательности мышления.

3. Диалог как вопросно-ответная структура. Виды вопросов и ответов.

Задачи:

1. В приведенных примерах укажите ошибки определения, если они есть: а) философ – это ученый, занимающийся философией; б) альт – низкий детский голос; в) домохозяйка – это не профессия; г) вычитание – операция, обратная сложению; д) трезвый – это человек, не пивший спиртного.

2. Выполняется ли закон исключенного третьего в следующих примерах: а) Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она? б) Если это геометрическое тело – куб, то оно имеет шесть или восемь граней.

3. Дайте характеристику следующим вопросам по известным Вам параметрам: а) Возможно ли в принципе построение вечного двигателя? б) В каком году была открыта Америка и кто ее открыл? в) Продолжаешь ли ты бить баклуши?

 

ВАРИАНТ 8

Вопросы:

1. Логическая операция деления понятия. Виды деления. Классификация.

2. Закон достаточного основания и принцип обоснованности мышления.

3. Аргументация и ее логическая структура.

Задачи:

1. Укажите, в каких случаях происходит деление понятия, а в каких – членение целого на части: а) час делится на минуты, минуты – на секунды; б) карандаши бывают простыми и цветными; в) понятия бывают единичными, общими и пустыми.

2. Соблюдается ли закон достаточного основания в следующих примерах: а) Петров стал хуже учиться после того, как стал заниматься боксом. Значит, именно занятия боксом стали причиной того, что Петров стал плохо учиться. б) У ребенка высокая температура, следовательно он простудился.

3. Какими способами можно доказать тезис: «Каждая личность имеет характер».

 

ВАРИАНТ 9

Вопросы:

1. Логические операции ограничения и обобщения понятия.

2. Отношения между категорическими суждениями в «логическом квадрате».

3. Логические процедуры доказательства и опровержения; их виды и правила.

Задачи:

1. Проведите ограничение и обобщение следующих понятий: а) средняя школа; б) психолог; в) семья.

2. Установите, в каком отношении находятся следующие суждения: а) «Все взрослые сначала были детьми» и «Некоторые взрослые не были детьми»; б) «Некоторые психологи – мужчины» и «Некоторые психологи – женщины».

3. Опровергните способами доказательства антитезиса и «сведения к абсурду» утверждение «Все хорошие писатели – хорошие ораторы».

 

ВАРИАНТ 10

Вопросы:

1. Разновидности понятий по объему и содержанию.

2. Виды простых суждений и их состав.

3. Софизмы и паралогизмы; их основные разновидности.

Задачи:

1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: а) действующий президент РФ; б) психолог; в) бездельник; г) злоба.

2. Среди перечисленных суждений найдите атрибутивные, экзистенциальные и суждения с отношениями: а) Иглой дороги не меряют; б) Говорящий много часто ошибается; в) Есть женщины в русских селеньях / С спокойною важностью лиц … г) Каждый из родителей старше своих детей.

3. Выясните, в чем состоит преднамеренная ошибка в следующих софизмах: а) Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего. Б) Скажи мне, есть ли у тебя пес? Да, и очень злой. А щенята у него есть? Есть, тоже очень злые. Этот пес, значит, им отец? Сам видел, как он покрыл суку. Ну что же, разве это не твой пес? Конечно мой. Следовательно, будучи отцом, он твой отец, а ты сам – брат щенятам. (Платон. Теэтет)

 

Примеры решения задач

Задачи по вопросам: «Основные формы мышления»

 

1. Дайте логическую характеристику понятию «студент»

Логическая характеристика раскрывает особенности собержания и объема понятия. «Студент» по объему общее, по содержанию: конкретное, несобирательное, безотносительное, положительное.

 

2. Обобщить и ограничить понятие «семья»

Обобщение – это переход от видового понятия к родовому. Семья – это разновидность малой социальной группы.

Ограничение – это переход от родового понятия к видовому. Разновидностью семьи является семья с одним ребёнком.

 

3. Составьте высказывание из следующей пары понятий: бригадир (S, нераспределен), женщина (Р, нераспределен).

Нераспределенным является термин суждения, рассматриваемый в неполном объёме. На нераспределённый субъект указывает квантор «некоторые». Соответственно, по количеству суждение должно быть частным. Предикат нераспределён лишь в утвердительных суждениях. Поэтому по качеству суждение должно быть утвердительным. В итоге мы получаем частноутвердительное суждение: «Некоторые бригадиры - женщины».

4. Формализируйте суждение: Если я сделаю уроки и вымою пол, то мама меня отпустит к подруге или в кино.

Первый шаг формализации – выделение переменных

р: «я сделаю уроки»

q: «я вымою пол»

r: «мама меня отпустит к подруге»

r1: «мама отпустит меня в кино»

Второй шаг формализации – выделение логических союзов. Первые две переменные образуют конъюнкцию; вторые два суждения – нестрогую дизъюнкцию; первая и вторая пары переменных образуют импликацию.

В итоге мы получаем формулу: (p ˄ q) → (r ˅ r1).

 

5. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из посылки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Первый шаг выполнения трансформации суждения – найти субъект, предикат и термин, противоречащий предикату исходного суждения. Субъект: «охотник»

Предикат: «тот, кто желает знать, где сидит фазан»

Термин, противоречащий предикату: «тот, кто не желает знать, где сидит фазан».

Второй шаг: определяется тип суждения: общеутвердительное.

При превращении субъект остаётся прежним, а предикат меняется на термин, противоречащий предикату исходного суждения. Количество суждения остаётся прежним, а качество меняется на противоположное: «Ни один охотник не является тем, кто не желает знать, где сидит фазан».

При обращении субъект и предикат меняются местами. Качество суждения остаётся прежним, а количество определяется распределенностью предиката. В исходном суждении предикат не распределен. Поэтому суждение обращается в частноутвердительное: «Некоторые из тех, кто желает знать, где сидит фазан, являются охотниками»

При противопоставлении предикату субъектом становится термин, противоречащий предикату исходного суждения, а предикатом – субъект исходного суждения: «Ни один из тех, кто не желает знать, где сидит фазан, не является охотником».

 

6. Укажите на ошибку в следующем умозаключении: Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворён ответами трёх первых студентов и высказал мнение: Группа не готова к экзамену.

Данное умозаключение является неполной индукцией, в которой вывод носит вероятностный характер. Ошибка: поспешное обобщение.

 

Задачи по вопросам «Законы логики, Логические основы аргументации »

7. Применим ли закон исключенного третьего к суждению: «Социолог может работать в администрации или на производстве».

Не применим, поскольку дизъюнкция не содержит противоречия.

 

8. Дайте характеристику вопроса: «Что изучает социология?»

Данный вопрос семантически характеризуется как корректный, по познавательной функции – уточняющий, открытый; по структуре простой.

 

9. Опровергнуть тезис: «Все хорошие писатели являются хорошими ораторами».

Данный тезис можно опровергнуть сведением к абсурду. Первый шаг: допускается истинность выдвинутого тезиса.Второй шаг: из него выдвигаются следствия, которые заведомо ложны. Например, некоторые хорошие писатели могут иметь дефекты речи или же вовсе быть немыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: