Понятие как форма мышления




 

Понятие – это мысль, в которой обобщаются такие признаки предмета, явления или некоторого их класса, которые позволяют выделить их из групп других пред­метов или явлений (классов предметов). Особое внимание следует уделить термину «предмет мысли», под которым в логике понимается все то, на что направлена мысль человека. Предмет мысли это не обязательно физические объекты, явления или события – то, что обозначают конкретные понятия. Мыслить можно так же и отдельные свойства или отношения между объектами (упругость, дружба), которые обозначают абстрактные понятия; и даже воображаемые, то есть не существующие в реальности объекты (идеальный газ, леший и т. п.). Следует помнить, что предмет мысли принадлежит нашему сознанию, в то время как объект – реальной действительности. Предмет выражает сумму информации об объекте, то есть наличие (положительные понятия) или отсутствие (отрицательные понятия) у него тех или иных признаков. Признаком называют все то, в чем предметы схожи между собой или отличаются друг от друга. Следует различать существенные признаки (без которых предмет помыслить невозможно) от несущественных (случайных в мыслимом предмете) и общие, имеющиеся и у других предметов, от отличительных, наличествующих только у мыслимого предмета. Совокупность существенных (или иных) признаков, отражаемых данным понятием называется его содержанием. Вторая основная характеристика понятия – его объем. Объемом понятия называется множество (класс) предметов (элементов), которым присущи признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему понятия делятся на единичные, объем которых состоит из одного элемента; общие, содержащие два и более элементов и пустые, не содержащие ни одного элемента. Причем следует различать фактически пустые понятия, предмет которых не имеет коррелята в физическом мире от логически пустых, предмет которых невозможно помыслить (круглый квадрат, честный жулик и т. п.) Две основные характеристики понятия – содержание и объем находятся в неразрывной связи: объем является функцией содержания: определенные признаки очерчивают определенный объем. Поэтому при изменении одной из характеристик неизбежно меняется и вторая. Подобная взаимосвязь регулируется законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия, согласно которому расшире­ние содержания некоторого понятия влечет за собой умень­шение его объема, а расширение объема понятия ведет к сужению его содержания.

Следует помнить, что понятие – это инструмент мышления. Для тех или иных целей мыслимая реальность разбивается на определенные предметные области, составляющие объемы соответствующих понятий. При этом в ходе рассуждения необходимо знать, как эти объемы соотносятся между собой. Понятия могут быть сравнимые, если их содержание имеет общие признаки, и несравнимые, то есть не имеющие общих признаков. В свою очередь, среди сравнимых понятий выделяют совместимые, объемы которых полностью или частично совпадают; и несовместимые, не имеющие общих элементов. Для наглядности отношения между понятиями по объему обозначаются с помощью круговых схем Эйлера, где круг символизирует объем определенного понятия. Существует три вида отношения между совместимыми понятиями: равнозначность, при которой объемы понятий полностью совпадают (все А есть В и все В есть А) например, студент и человек обучающийся в ВУЗе; подчинение, где объем одного понятия полностью включается в объем другого, составляя его часть (все В есть А, некоторые А есть В и некоторые А не есть В) например, учащийся и студент. В отношении подчинения находятся родовое понятие (обладающее большим объемом) и видовое понятие (объем которого включен в объем родового понятия): в нашем примере родовым будет понятие «учащийся», а видовым – «студент». П ересечение, то есть частичное совпадение объемов понятий (некоторые А есть В, некоторые А не есть В; некоторые В есть А, некоторые В не есть А) например, студент и спортсмен. Между несовместимыми понятиями тоже существует три вида отношений: соподчинение – отношение между однопорядковыми видами какого-либо рода (отношение между понятиями В и С, где все В есть А, все С есть А, некоторые А есть В, некоторые А есть С, некоторые А не есть В, некоторые А не есть С и ни одно В не есть С) например, студент (В) и школьник (С) по отношению к понятию учащийся (А); противоположность – частный случай соподчинения, при котором видовые понятия противопоставляются по какому-либо признаку: например, младенец и старик; противоречие, при котором выделенные видовые понятия взаимоисключают друг друга, а сумма их объемов исчерпывает объем родового понятия: например, студент и не-студент. Логическое значение отношения между понятиями. Умение соотносить объемы понятий между собой поможет избежать ошибок, связанных с неверным оперированием понятиями.

В ходе рассуждения часто требуется уточнять особенности содержания и объема понятий. Для этого необходимо уметь правильно производить операции с понятиями. Для точного использования понятий существует операция определения (дефиниции). Определение понятия это логическая операция, позволяющая установить содержание понятия, т. е. вы­делить, отличить некоторый объект от других объектов или установить значение какого-либо знакового выраже­ния (термина). Нужно помнить четыре основных правила определения: 1) Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяемого понятия должен быть равен объему, на который указывают перечисленные в определении признаки; 2) Определение не должно содержать в себе «круга», то есть не должно определяться через самого себя; 3) определение должно быть ясным и недвусмысленным: это правило запрещает использовать в определении метафоры, сравнения или неизвестные слова; 4) определение не должно быть отрицательным (кроме определения отрицательных понятий). Среди большего разнообразия видов и способов определения выделяют классическую дефиницию – определение, при котором устанавливаются сначала признаки, позволяющие отне­сти тот или иной объект (класс объектов) к некоторому родовому понятию, а затем указать его специфические признаки (видовые отличия): например, термометр – это прибор для измерения температуры, где измерительный прибор – родовой признак, а измерение температуры – видообразующий признак, позволяющий выделить термометр из совокупности измерительных приборов. Другой важной операцией является деление понятий – логическая операция, при которой объем некоторого понятия распределяется по группам (подмножествам), называемым членами деления, в зависимости от какого-либо признака — основания де­ления. Члены деления при этом являются соподчиненны­ми понятиями. Умение правильно делить понятие необходимо при аналитических процедурах, систематизации и классификации. При делении понятий нужно соблюдать следующие правила: 1) Деление должно быть соразмерным, то есть сумма членов деления должна соответствовать объему делимого понятия; 2) деление должно производиться по одному основанию; 3) выделенные члены должны исключать друг друга; 4) выделенные члены должны быть однопорядковыми, то есть находиться друг с другом в отношении соподчинения. Иногда смешивают операцию деления понятия и мысленным членением целого на части, что является грубой логической ошибкой. Для различения этих операций нужно следить, применимы ли к выделенным видам родовые черты делимого понятия: например, среди людей различают мужчин и женщин – деление понятия человек, так как и мужчины, и женщины являются людьми; у человека различают голову, конечности и т. п. – мыслительное членение предмета понятия: ни голова, ни другие части тела сами по себе человеком не являются. Существуют также обобщение понятия – мыслительная опера­ция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом: этот переход проводится путем уменьшения содержания дан­ного понятия; и обратная ей операция ограничения понятия, при которой переходятот понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. При этом содержание понятия расширяется. Примером обобщения понятия студент является учащийся и далее человек; а ограничения – студент КубГТУ и далее – студент КубГТУ факультета СГФ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: