Краткие теоретические сведения. Ассортимент товаров– набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или их




Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или их совокупности. Различают ассортимент промышленный - набор товаров, вырабатываемый отраслью, предприятием или другими изготовителями; торговый – набор товаров, представленный в торговых предприятиях. Для упорядочения ассортимента товаров используется классификация.

Классификация – распределение множества объектов на подмножества по определенным признакам. Объектами классификации являются товары, процессы, услуги, документы и др. Признаками классификации могут быть: назначение, вид товара, исходное сырье, способ производства, состав, отделка, фасон, размер и др. Набор признаков классификации у каждого товара различен и зависит от свойств и характеристик товара.

Основные методы классификации: иерархический и фасетный. Иерархический – последовательное деление заданного множества на подчиненные подмножества (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, разновидность) по определенным признакам. Основные правила классификации при иерархическом методе:

– классификация начинается с наиболее общего и главного признака. Для готовых изделий это, как правило, – назначение; для сырья и полуфабрикатов – исходное сырье, состав;

– на каждом уровне классификации должен быть выделен только один признак;

– все признаки классификации располагаются в логической последовательности, вытекая один из другого (принцип – «от общего к частному»).

Фасетный – параллельное деление заданного множества на независимые друг от друга подмножества (группировки) в соответствии с определенными признаками. Признаки классификации выбираются независимо друг от друга, в зависимости от целей классификации. Например, классификация проводиться только по размерам; только по составу; только по назначению и т.д.

Кодирование товаров – образование и присвоение условного обозначения объекту классификации. Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения объектов классификации. Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

 

Выделяют следующие элементы структуры кода:

– алфавит кода – система знаков (цифры, буквы или их сочетания, штрихи);

– разряд кода – позиция знака в коде;

– длина кода – число знаков в коде без учета пробелов.

Различают следующие основные способы кодирования:

– регистрационный. Представляет собой порядковый номер товара. Например, артикул;

– классификационный. Каждый знак или набор знаков кода обозначают определенную классификационную группировку. Например, код ТН ВЭД – 10 разрядный (1, 2 цифры – группа; 1,2, 3,4 цифры – товарная позиция и т.д.);

– штриховой. Машиночитаемый знак, состоящий из темных и светлых полос.

Для образования и присвоения кода используют следующие методы кодирования:

1. Порядковый – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда;

2. Серийно-порядковый - образование и присвоение кода из чисел

натурального ряда и закрепление отдельных серий чисел за объектами;

3.Последовательный – образование и присвоение кода из последовательно расположенных объектов;

4. Параллельный - образование и присвоение кода из независимых объектов.

Методы классификации и кодирования находят свое применение в классификаторах. Классификатор – нормативный правовой документ, представляющий собой свод наименований и кодов объектов классификации.

В торговой деятельности широко применяются Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), используемый для торговли внутри страны и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) для внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС.

ОКПД является составной частью общегосударственной стандартизирующей системы и предназначен для классификации продукции. Структура ОКПД гармонизирована в соответствии со Статистической классификацией по видам деятельности (КПЕС 2002), используемой в странах Европы. В российском классификаторе сохранены шестизначные коды и объемы понятий наименований, взятые из зарубежного аналога. Также составители классификатора учли особые потребности национальной экономики России, и для лучшей детализации продукции предусмотрели возможность использования кодов с 7-9 разрядами буквенно-цифровых комбинаций. В ОКПД произведенные товары и услуги классифицированы по видам экономической деятельности. Перечень представленных позиций имеет иерархическую структуру. Каждый вид деятельности обозначается специальным кодом, состоящим из 2-9 групп знаковых комбинаций. Условно обозначив каждый знак символом «Z», состав кода можно представить следующей формулой;

• ZZ – класс услуги или товара;
• ZZ.Z – подкласс;
• ZZ.ZZ – группа;
• ZZ.ZZ.Z – подгруппа;
• ZZ.ZZ.ZZ – вид;
• ZZ.ZZ.ZZ.ZZ0 – категория;
• ZZ.ZZ.ZZ.ZZZ – подкатегория.

Седьмой, восьмой и девятый знаки обозначаются цифрой «0» в тех случаях, когда детализация продукции на национальном уровне не осуществляется. Детализация последних символов кода выполняется только при условии, что услуги либо товары одного вида можно разделить на несколько категорий или подкатегорий. К примеру, тропические орехи обозначаются кодом 01.13.21.130, а кодом 01.13.21.131 – кокосовые орехи как подкатегория тропических, 01.13.21.132 – бразильские орехи, 01.13.21.133 – орехи кешью.

ТН ВЭД – является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Структура ТН ВЭД включает: номенклатуру, примечания к разделам и группам и ОПИ.

Уровни классификации в ТН ВЭД:

– Раздел (21);

– Группы (99) (резервные 77, 98, 99);

– Подгруппы;

– Товарные позиции;

– Субпозиции;

– Подсубпозиции.

Условно обозначив каждый знак символом «Х», структуру кода ТН ВЭД можно представить следующим образом:

– Первые ХХ – группа;

– Первые ХХХХ – товарная позиция;

– Первые ХХХХХХ – субпозиция (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров);

– Первые ХХХХХХХХ – подсубпозиция (Комбинированной номенклатура Европейского союза);

– Первые ХХХХХХХХХ – подсубпозиция (ТН ВЭД СНГ);

– Первые ХХХХХХХХХХ – подсубпозиция (ТН ВЭД ЕАЭС)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: