Товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для пользователей (изготовители, продавцы, потребители, должностные лица таможенных органов). В таможенных целях товарная информация выполняет идентификационную функцию, сущность которой заключается в распознании и отождествлении товара.
Средства товарной информации подразделяются на группы:
1.Маркировка товаров, в том числе информационные знаки;
2. Информационные ресурсы (правовые нормативные документы, технические и сопроводительные документы);
3. Реклама;
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетка – это информационно - рекламное листовое издание в текстовой и (или) графической форме, содержащее подробную информацию признаках товара. (Рис. 1). Этикетка приклеивается, пришивается или прикладывается к товару (ткани, мебель, напитки, стеклянная посуда, одежда, консервы, плоды) или наносится непосредственно на товар литографским способом (консервы).
Рис. 1. Этикетка
Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок (рис. 2) алкогольных и безалкогольных напитков. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на них вообще отсутствует информация.
Рис. 2 Кольеретка
Вкладыши — разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации и предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены) и потребительских свойствах (рис. 3). (для для кондитерских изделий, детского питания, парфюмерно-косметических товаров, лекарственных средств и товаров бытовой химии).
|
Рис. 3. Вкладыш
Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару (рис. 4 и рис. 5). Для них характерны небольшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо товарный знак предприятия-изготовителя.
Рис. 4. Бирка
Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его юридический адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска, информационные знаки.
Рис. 5. Ярлык
Контрольные ленты — носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка (рис. 6). Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации.
Рис. 6. Контрольные ленты
Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы (рис. 7).
·
Рис. 7. Клеймо
Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. На непродовольственных товарах штамп (двигатели автомобилей, холодильные агрегаты холодильников и др.)и клейма (на хазовых концах тканей) встречаются реже.
|
Информационные знаки – это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара и наносимые на упаковку, товар и/или носители информации. Для таможенных целей информационные знаки несут косвенную информацию об идентификационных признаках товаров. Информационные знаки являются частью маркировки.
Информационные знаки подразделяются на:
– товарные;
– наименования места происхождения товара
– национальные и транснациональные знаки соответствия;
– размерные;
– штриховое кодирование;
– контрольные (информационные) знаки
– манипуляционные;
– эксплуатационные;
– предупредительные;
– компонентные.
К техническим документам относятся эксплуатационные и товарно-сопроводительные документы.
Эксплуатационные документы (ЭД) знакомят пользователя с конструкцией, правилами эксплуатации, содержат гарантийные обязательства производителя и сведения об утилизации. К эксплуатационным документам принято относить руководство по эксплуатации, паспорт на изделие, формуляр, этикетку, инструкцию по эксплуатации, каталог деталей и др. документы.
Товарно-сопроводительные документы подразделяются на количественные (коммерческие акты, акты отбора образцов и др.), качественные (сертификат соответствия, декларация о соответствии и др.), расчетные (счет-фактура, счет и др.) и комплексные документы (инвойс, товарно-транспортная и накладная и др.).
|
Реклама товаров - источник информации, который предоставляет потребителям сведения об ассортименте и потребительских свойствах товаров. В качестве критерия классификации рекламы могут выступать средства или каналы рекламирования. Их можно подразделить на следующие виды:
– пресса (газеты, журналы, еженедельники);
– аудиовизуальные средства (интернет-ресурсы, телевидение, радио, видео);
– прямая рассылка почтой;
– наружная реклама;
– печатная реклама (проспекты, каталоги, листовки, брошюры).