Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПСК-2 | Способность проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности | ПСК-2.5 | Способность разрабатывать мероприятия по снижению экономических рисков и прогнозировать динамику развития угроз экономической безопасности экономического субъекта |
Этап освоения компетенции | Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ПСК – 2.1.1 Способность выявлять и анализировать риски, возникающие на различных сегментах финансовых рынков | Назвать и применить методики расчетов страховых тарифов для различных типов страхования; сформулировать принципы расчета рисков для различных видов страхования; указать превентивные меры снижения экономического риска в различных видах страхования. | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме |
Рассчитать ставки для различных видов страхования, рисковой нагрузки к ставкам; анализировать, оценить и составить прогнозные проекты динамики развития основных угроз безопасности с учетом их рисковой нагрузки. | Умение применять знания на практике в полной мере | |
Владеть инструментарием расчета страховых тарифов для различных видов страхования; оценка современных угроз экономической безопасности и прогнозирования уровня риска по различным видам страхования. | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
ПСК -2.1.2 Способность выявлять и анализировать риски, возникающие на различных сегментах финансовых рынков | Дать определение следующим понятиям: рынки акций, облигаций, ипотечных ценных бумаг, именных инвестиционных паев, сберегательных и депозитных сертификатов, векселей, фьючерсов, опционов и иных ценных бумаг; назвать риски, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг, функционированием их рынков; перечислить методы оценки рисков; указать методы прогнозирования динамики развития основных угроз экономической безопасности на рынке ценных бумаг. | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме |
Проводить качественный и количественный анализ рисков на рынке ценных бумаг, прогнозировать динамику развития основных угроз экономической безопасности на рынке ценных бумаг. | Умение применять знания на практике в полной мере | |
Составить и обосновать прогноз динамики развития основных угроз экономической безопасности на рынке ценных бумаг | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
ПСК – 2.2 Способность оценивать риски бюджетного сектора экономики | Дать определение следующим понятиям: бюджетные риски, дефицит, профицит, внешние угрозы бюджетной системы, внутренние угрозы бюджетной системы, государственный долг, внутренний и внешний государственный долг, секвестр, резервный фонд, стабилизационный фонд | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме |
На основе данных исполнения бюджета и прогнозных данных выявить возможные риски функционирования бюджетного сектора экономики, прогнозировать угрозы безопасности бюджетного сектора в условиях дефицита и повышения долговой нагрузки | Умение применять знания на практике в полной мере | |
На базе проведенного анализа рисков бюджетной системы разработать направления по их предотвращении и повышению безопасности системы государственных и муниципальных финансов страны, оценить уровень долговой емкости бюджета и параметров государственных и муниципальных заимствований | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
ПСК – 2.3 Способность идентификации и оценки рисков экономической безопасности организации (публичного образования) | Дать определение следующим понятиям: экономические риски, факторный анализ, уровень риска, допустимый риск, критический риск, катастрофический риск | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме |
Выявить факторы экономических рисков; использовать качественный и количественный анализ рисков, оценить их влияния на обеспечение экономической безопасности | Умение применять знания на практике в полной мере | |
Анализировать влияние экономических рисков на обеспечение экономической безопасности | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
ПСК – 2.4 Способность выявлять экономические риски и угрозы экономической безопасности организации (публичного образования) | Классифицировать виды экономических рисков, определить параметры оценки и анализа экономических рисков в выбранной области исследования | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме |
Идентифицировать экономические риски в выбранной области исследования | Умение применять знания на практике в полной мере | |
Подготовить аналитические материалы по результатам проведенного исследования экономических рисков, их оценки и прогнозирования угроз экономической безопасности | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
ПСК-2.5 Способность разрабатывать мероприятия по снижению экономических рисков и прогнозировать динамику развития угроз экономической безопасности экономического субъекта | Выявить экономические риски в исследуемой области экономических отношений | Умение применять знания на практике в полной мере |
Оценить и прогнозировать динамику рисков и угроз экономической безопасности экономического субъекта в соответствии с поставленными целью и задачами практики | Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере | |
Выполнить практические действия по обобщению и систематизации результатов анализа и оценки экономических рисков, разработке мер по их снижению в соответствии с поставленными целью и задачами практики | Получение необходимого опыта в выбранной сфере профессиональной деятельности |
Вопросы к зачету по дисциплине «Актуальные проблемы управления государственными и муниципальными финансами»
|
|
|
1. Содержание и роль государственных и муниципальных финансов
2. Содержание современных концепций развития финансов.
3. Направления модернизации в отдельных сферах финансовой системы.
4. Модели организации государственных и муниципальных финансов федеративных и унитарных государств.
5. Программы реформирования публичных финансов в РФ.
6. Основные этапы реформы бюджетного процесса в России.
7. Бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент управления публичными финансами.
8. Система управления государственными и муниципальными финансами
9. Понятие, содержание и значение бюджетной политики.
10. Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации.
11. Нефтегазовые доходы федерального бюджета.
12. Эффективность использования средств федерального бюджета Российской Федерации.
13. Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
14. Межбюджетные трансферты как источник доходной базы регионов.
15. Эффективность использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
16. Понятие муниципальных финансов как финансовой базы местного самоуправления.
17. Место и роль местных бюджетов в структуре бюджетной системы РФ.
18. Особенности формирования доходной части местных бюджетов в РФ.
19. Расходы бюджетов муниципальных образований: основные группы, особенности финансирования.
20. Принцип сбалансированности бюджета: понятие и значение.
21. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения, виды.
22. Содержание государственных и муниципальных заимствований, необходимость их осуществления.
23. Понятие оптимального уровня государственного и муниципального долга.
24. Влияние государственного и муниципального долга на состояние национальной экономики, государственных и муниципальных финансов.
25. Организация управления государственным и муниципальным долгом в Российской Федерации и зарубежных государствах.
26. Цели и виды бюджетного выравнивания.
27. Межбюджетные трансферты, их виды.
28. Определение бюджетно-налоговых возможностей территорий.
29. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований в Российской Федерации.
30. Особенности организации межбюджетного перераспределения средств в зарубежных странах.
31. Внебюджетный фонд как форма образования и расходования денежных средств.
32. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
33. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
34. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
35. Проблемы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
36. Особенности организации бюджетного процесса в зарубежных государствах.
37. Программно-целевое бюджетное планирование: содержание, особенности, история внедрения.
38. Государственная программа как инструмент стратегического и бюджетного планирования.
39. Муниципальная программа как инструмент стратегического и бюджетного планирования
40. Среднесрочное бюджетное планирование: проблемы и перспективы формирования бюджетов бюджетной системы РФ на трехлетний период.
41. Методы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов.
42. Методы оценки финансовой устойчивости и финансовой независимости бюджетов бюджетной системы РФ.
Шкала оценивания
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время промежуточной аттестации определяется оценками «зачтено» или «не зачтено». Критериями оценивания на зачете является демонстрация основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умение применять полученные знания на практике, овладение навыками организации управления общественными финансами.
Для дисциплин, формой итогового отчета которых является зачет, приняты следующие соответствия:
60% - 100% - «зачтено»;
менее 60% - «не зачтено».
При оценивании результатов устного опроса используется следующая шкала оценок:
100% - 90% | Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объеме. Умение применять знания на практике в полной мере. Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере. |
89% - 75% | Демонстрация большей части знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом незначительные неточности. Владение основными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере. |
74% - 60% | Демонстрация достаточных знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом ошибки. Владение отдельными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере. |
менее 60% | Демонстрация отсутствия знаний основных теоретических положений. Не умеет применять знания на практике. Не владеет навыками анализа и систематизации в выбранной сфере. |
Методические материалы
Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в ФГБОУ ВО РАНХиГС и Регламентом о балльно-рейтинговой системе в Волгоградском институте управления - филиале РАНХиГС.