Половое и сексуальное воспитание – единство и различия




Половое развитие и психосексуальное развитие (ПСР) не являются синонимами. Между тем, в повседневной жизни эти понятия обычно смешивают, и даже врачи не всегда представляют суть различий между ними. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» — только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

Половое развитие — это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия. ПСР — формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.

ПСР — это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, наконец, адекватной направленности полового влечения и соответствующих стереотипов полового поведения.

Понятия половое развитие и ПСР соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а ПСР — духовную основу (содержание). Поэтому необходимо разделять половое и сексуальное воспитание.

Половое воспитание — это все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины. Оно должно начинаться с рождения ребенка. Половым воспитанием должна заниматься семья и школа.

Сексуальное воспитание — это составная часть полового воспитания, ориентированная на формирование правильного сексуального поведения. Оно должно начинаться, когда в этом у подростка появляется в этом потребность. Сексуальное воспитание — это задача родителей и медицинских работников, знающих закономерности развития подростков.

B сексуальном воспитании должно быть два уровня:

1. Oбщий — для вcex пoдpocткoв. Oн должен предусматривать обучение мерам безопасности и поведения пpи сексуальном насилии и незапланированном половом акте.

2. Aдpecный — обучение должно быть дифференцированным в зaвиcимocти oт стадии ПCP и выpaжeннocти либидо.

Сексуальное просвещение и воспитание пoдpocткoв должно быть дифференцированным в зaвиcимocти oт уровня иx физиологической зрелости. Его следует начинать со стадии формирования полового влечения. Оно включает обучение нормам сексуального поведения и контрацепции. Сексуальное воспитание следует начинать в первую очередь с группы риска — лиц с ускоренным и дисгармоничным ПСР. Информация о контрацепции может начинаться с 13-14 лет, более подробно — с 15-16 лет.

Формирование эмоциональной составляющей и ответственности за свое поведение (собственно половое воспитание), прежде всего, должно осуществляться в семье и в образовательном учреждении. Этим должны заниматься родители, психологи и педагоги образовательных учреждений.

Проблема состоит и в том, что подростки обычно не склонны обсуждать свои частные сексуальные проблемы с учителями. Поэтому школе нужно сосредоточиться на чувственном и нравственном компоненте сексуальности, а молодежным консультациям —на правильном формировании телесного компонента сексуальности подростков.

Учитель должен быть готов к тому, что проблемы взаимоотношений и влюбленности молодежи могут быть более актуальны, чем учеба. Если эти проблемы не решать, то они полностью могут отвлечь школьника от учебы.

Собственно сексуальное воспитание (формирование телесной составляющей любви) следует проводить в отделениях медико-социальной помощи для подростков (молодежных консультациях). Формы занятий — интерактивное обучение в малых группах и индивидуальные консультации. Информация не должна навязываться. Сотрудник молодежной клиники фактически должен отвечать на возникающие у подростков вопросы.

Принципиально важно помнить, что в одном и том же календарном возрасте уровень психосоциальной зрелости, а следовательно, и потребности у разных подростков будут неодинаковыми. Одна и та же информация для подростка с задержкой в ПСР будет преждевременной и вызывающей негативное отношение, для подростка с опережением в ПСР — она может оказаться уже запоздалой.

Можно выделить три основные точки зрения общества в отношении к сексуальности и репродуктивному поведению человека.

Сексуальное и репродуктивное поведение Отношение общества
Репрессивная мораль Либеральная мораль Мораль «золотой середины»
Сексуальность Не имеет ценности Высшая ценность Важная, но не высшая ценность.
Половая жизнь до брака   Осуждается   Приветствуется Допускаются при наличии любви, зрелости и ответственности.
  Брак Единственно возможная форма половых отношений   Не нужен Наиболее предпочтительная форма половых отношений.
Деторождение Единственная цель половой жизни Помеха для половой жизни Важная задача половой жизни.
Контрацепция Запрещается Обязательна Допустима
  Аборт   Осуждается   Принимается Возможен при определенных обстоятельствах.
  Гомосексуализм   Осуждается Рассматривается как вариант нормальных сексуальных отношений. Возможен при наличии обоюдного согласия.
  Мастурбация   Осуждается Нормальная форма сексуального поведения. Допустима
  Верность   Обязательна   Не нужна Относительное требование сексуальной исключительности. Ревность актуальна.
  Порнография   Осуждение   Пропаганда Необходимо различать порнографию и эротику.
  Цель половой жизни   Воспроизводство населения   Получение удовольствия Счастливая семейная жизнь и гармоничное развитие личности.

 

В различные исторические эпохи отношение к сексуальности молодежи в нашей стране было неодинаковым.

1. В царской России сексуальное и репродуктивное поведение регулировалось христианской репрессивной моралью. Основные принципы семейной жизни школьники изучали по обязательному для всех предмету — Закону Божьему. Вместе с тем, история показала, что одними только призывами к воздержанию, запретами и запугиванием проблему нравственности решить не удается. Вот лишь некоторые факты (В. Фавр, 1902; В. Жбанков, 1908):

• 73% студентов 17-20 лет имели сексуальный опыт.

• 10-15% юношей начинали половую жизнь до 15 лет.

• Первый половой партнер — проститутка (42%) или прислуга (39%).

• Половина студентов переболела венерическими заболеваниями.

• Студентки чаще начинали половую жизнь в возрасте около 26 лет, до 20 лет — около 10%.

• Каждая пятая студентка не состояла в церковном браке.

• В середине 19 века в Петербурге насчитывалось около 200 публичных домов.

• Удельный вес незаконнорожденных достигал 25%.

Не случайно, резолюция Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщин и его причинами (1910) предусматривала необходимость ознакомления старшеклассников с основами половой жизни, издание краткого популярного руководства.

2. Революция 1917 года породила в общество идеи «свободной любви» и либеральной сексуальной морали, ярким пропагандистом которой была пламенная большевичка А.М. Коллонтай. Впервые в мире разрешены аборты, легализован гомосексуализм. Происходит крушение института семьи. Однако, этот период продолжался лишь несколько лет. Уже с середины 20-х годов в рамках популярной в то время науки педологии один из ее идеологов профессор А. Залкинд концепцию полового воспитания советских пионеров излагал следующим образом:

· Нет ни одного возраста детства, где в той или иной степени не учитывался бы среди других факторов воспитания также и половой фактор.

· Именно в марксистском обществоведении заключаются неисчерпаемые залежи для действенно-эмоционального захвата подростка и для отвлечения его от избыточных половых устремлений.

· Плохо поставленное преподавание обществоведения — один из наиболее влиятельных рассадников детского онанизма и детской гиперсексуальности.

3. Тоталитарное общество сталинской эпохи рассматривало сексуальность, прежде всего, как способ воспроизводства населения. Страна остро нуждалась в оборонных и трудовых резервах, а не получения удовольствия. Половое воспитание школьников было возложено на педагогов. Основной постулат А. Макаренко: «Как и во всей своей жизни, так и в жизни половой, человек не может забывать о том, что он есть член общества, что он участник нашего коммунистического строительства. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье».

Идеи А. Макаренко развил выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский: «Половое воспитание это, прежде всего, — воспитание нравственное». Вместе с тем, он прекрасно понимал необходимость и других аспектов полового воспитания в школе: «На педагога, который посвятил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме «Взаимоотношения мужа и жены в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом с молодежью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре Галактики». С 1945 по 1954 год половое воспитание было обязательным предметом в школе. Основным в программе была пропаганда воздержания для юношей, подготовка к материнству для девушек, сублимирование сексуальной энергии для тех и других.

Этот период в жизни нашей страны, при всех его сложностях, был самым благоприятным с точки зрения нравственности, сексуального и репродуктивного поведения молодежи.

Сравнение сталинской эпохи и царского периода в жизни России убедительно показывает, что только призывы к нравственности, пусть даже и религиозные, не подкрепленные каждодневной работой с подростками, заинтересованностью общества в здоровье молодого поколения, обречены на провал.

4. Хрущевская оттепель, а затем и брежневская эпоха с их элементами демократии внесли послабления в репрессивную сексуальную мораль. Появились первые советские исследования по сексуальности молодежи. В школьную программу был введен курс «Этика и психология семейной жизни».

«Цель полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи» (БСЭ, 1975).

Вместе с тем, данные программы оказались мало эффективны. Учителя были не готовы к реализации полового воспитания.

5. Примечательно, что ужесточение курса КПСС под руководством Ю.В. Андропова отразилось и на отношении к сексуальности. «Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи» (БМЭ, 1983).

6. Приобретение нашим обществом демократических свобод, стремление к соблюдению прав человека было достигнуто ценой разрушения всех общественных институтов, обеспечивающих в СССР социализацию молодежи и сублимацию их сексуальных переживаний. Общество в значительной своей части стало придерживаться преимущественно либеральной сексуальной морали.

Общество раскололось на сторонников и ярых противников полового воспитания. Однако, как и в царской России, запреты и призывы к соблюдению нравственных норм не возымели эффекта. Возраст сексуального дебюта наших подростков такой же, как в европейских странах. По уровню нежелательной беременности, абортов, инфекций передаваемых половым путем и темпам распространения ВИЧ-инфекции российские подростки занимают в мире лидирующие позиции.

Важно отметить, что сходная с Россией ситуация отмечается в США, в стране, в которой позиции сторонников воздержания наиболее высоки. Самые низкие уровни подростковой беременности, абортов, ВИЧ-инфекции наблюдаются в странах в странах с хорошими традициями полового воспитания в школах (Голландия, Швеция, Финляндия).

Вполне очевидно, что дальнейшее наше бездействие будет иметь катастрофические последствия. Тезис о том, что половое и сексуальное воспитание провоцируют подростков на ранние сексуальные контакты не верен. Это показала практика полового воспитания в других странах.

Уместно вспомнить слова В.Г. Белинского: «Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: