Половое развитие и психосексуальное развитие (ПСР) не являются синонимами. Между тем, в повседневной жизни эти понятия обычно смешивают, и даже врачи не всегда представляют суть различий между ними. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» — только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.
Половое развитие — это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия. ПСР — формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания.
ПСР — это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, наконец, адекватной направленности полового влечения и соответствующих стереотипов полового поведения.
Понятия половое развитие и ПСР соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а ПСР — духовную основу (содержание). Поэтому необходимо разделять половое и сексуальное воспитание.
Половое воспитание — это все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины. Оно должно начинаться с рождения ребенка. Половым воспитанием должна заниматься семья и школа.
Сексуальное воспитание — это составная часть полового воспитания, ориентированная на формирование правильного сексуального поведения. Оно должно начинаться, когда в этом у подростка появляется в этом потребность. Сексуальное воспитание — это задача родителей и медицинских работников, знающих закономерности развития подростков.
|
B сексуальном воспитании должно быть два уровня:
1. Oбщий — для вcex пoдpocткoв. Oн должен предусматривать обучение мерам безопасности и поведения пpи сексуальном насилии и незапланированном половом акте.
2. Aдpecный — обучение должно быть дифференцированным в зaвиcимocти oт стадии ПCP и выpaжeннocти либидо.
Сексуальное просвещение и воспитание пoдpocткoв должно быть дифференцированным в зaвиcимocти oт уровня иx физиологической зрелости. Его следует начинать со стадии формирования полового влечения. Оно включает обучение нормам сексуального поведения и контрацепции. Сексуальное воспитание следует начинать в первую очередь с группы риска — лиц с ускоренным и дисгармоничным ПСР. Информация о контрацепции может начинаться с 13-14 лет, более подробно — с 15-16 лет.
Формирование эмоциональной составляющей и ответственности за свое поведение (собственно половое воспитание), прежде всего, должно осуществляться в семье и в образовательном учреждении. Этим должны заниматься родители, психологи и педагоги образовательных учреждений.
Проблема состоит и в том, что подростки обычно не склонны обсуждать свои частные сексуальные проблемы с учителями. Поэтому школе нужно сосредоточиться на чувственном и нравственном компоненте сексуальности, а молодежным консультациям —на правильном формировании телесного компонента сексуальности подростков.
Учитель должен быть готов к тому, что проблемы взаимоотношений и влюбленности молодежи могут быть более актуальны, чем учеба. Если эти проблемы не решать, то они полностью могут отвлечь школьника от учебы.
|
Собственно сексуальное воспитание (формирование телесной составляющей любви) следует проводить в отделениях медико-социальной помощи для подростков (молодежных консультациях). Формы занятий — интерактивное обучение в малых группах и индивидуальные консультации. Информация не должна навязываться. Сотрудник молодежной клиники фактически должен отвечать на возникающие у подростков вопросы.
Принципиально важно помнить, что в одном и том же календарном возрасте уровень психосоциальной зрелости, а следовательно, и потребности у разных подростков будут неодинаковыми. Одна и та же информация для подростка с задержкой в ПСР будет преждевременной и вызывающей негативное отношение, для подростка с опережением в ПСР — она может оказаться уже запоздалой.
Можно выделить три основные точки зрения общества в отношении к сексуальности и репродуктивному поведению человека.
Сексуальное и репродуктивное поведение | Отношение общества | ||
Репрессивная мораль | Либеральная мораль | Мораль «золотой середины» | |
Сексуальность | Не имеет ценности | Высшая ценность | Важная, но не высшая ценность. |
Половая жизнь до брака | Осуждается | Приветствуется | Допускаются при наличии любви, зрелости и ответственности. |
Брак | Единственно возможная форма половых отношений | Не нужен | Наиболее предпочтительная форма половых отношений. |
Деторождение | Единственная цель половой жизни | Помеха для половой жизни | Важная задача половой жизни. |
Контрацепция | Запрещается | Обязательна | Допустима |
Аборт | Осуждается | Принимается | Возможен при определенных обстоятельствах. |
Гомосексуализм | Осуждается | Рассматривается как вариант нормальных сексуальных отношений. | Возможен при наличии обоюдного согласия. |
Мастурбация | Осуждается | Нормальная форма сексуального поведения. | Допустима |
Верность | Обязательна | Не нужна | Относительное требование сексуальной исключительности. Ревность актуальна. |
Порнография | Осуждение | Пропаганда | Необходимо различать порнографию и эротику. |
Цель половой жизни | Воспроизводство населения | Получение удовольствия | Счастливая семейная жизнь и гармоничное развитие личности. |
|
В различные исторические эпохи отношение к сексуальности молодежи в нашей стране было неодинаковым.
1. В царской России сексуальное и репродуктивное поведение регулировалось христианской репрессивной моралью. Основные принципы семейной жизни школьники изучали по обязательному для всех предмету — Закону Божьему. Вместе с тем, история показала, что одними только призывами к воздержанию, запретами и запугиванием проблему нравственности решить не удается. Вот лишь некоторые факты (В. Фавр, 1902; В. Жбанков, 1908):
• 73% студентов 17-20 лет имели сексуальный опыт.
• 10-15% юношей начинали половую жизнь до 15 лет.
• Первый половой партнер — проститутка (42%) или прислуга (39%).
• Половина студентов переболела венерическими заболеваниями.
• Студентки чаще начинали половую жизнь в возрасте около 26 лет, до 20 лет — около 10%.
• Каждая пятая студентка не состояла в церковном браке.
• В середине 19 века в Петербурге насчитывалось около 200 публичных домов.
• Удельный вес незаконнорожденных достигал 25%.
Не случайно, резолюция Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщин и его причинами (1910) предусматривала необходимость ознакомления старшеклассников с основами половой жизни, издание краткого популярного руководства.
2. Революция 1917 года породила в общество идеи «свободной любви» и либеральной сексуальной морали, ярким пропагандистом которой была пламенная большевичка А.М. Коллонтай. Впервые в мире разрешены аборты, легализован гомосексуализм. Происходит крушение института семьи. Однако, этот период продолжался лишь несколько лет. Уже с середины 20-х годов в рамках популярной в то время науки педологии один из ее идеологов профессор А. Залкинд концепцию полового воспитания советских пионеров излагал следующим образом:
· Нет ни одного возраста детства, где в той или иной степени не учитывался бы среди других факторов воспитания также и половой фактор.
· Именно в марксистском обществоведении заключаются неисчерпаемые залежи для действенно-эмоционального захвата подростка и для отвлечения его от избыточных половых устремлений.
· Плохо поставленное преподавание обществоведения — один из наиболее влиятельных рассадников детского онанизма и детской гиперсексуальности.
3. Тоталитарное общество сталинской эпохи рассматривало сексуальность, прежде всего, как способ воспроизводства населения. Страна остро нуждалась в оборонных и трудовых резервах, а не получения удовольствия. Половое воспитание школьников было возложено на педагогов. Основной постулат А. Макаренко: «Как и во всей своей жизни, так и в жизни половой, человек не может забывать о том, что он есть член общества, что он участник нашего коммунистического строительства. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье».
Идеи А. Макаренко развил выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский: «Половое воспитание это, прежде всего, — воспитание нравственное». Вместе с тем, он прекрасно понимал необходимость и других аспектов полового воспитания в школе: «На педагога, который посвятил бы воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме «Взаимоотношения мужа и жены в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом с молодежью значительно важнее, чем о гробницах ассирийских царей или о центре Галактики». С 1945 по 1954 год половое воспитание было обязательным предметом в школе. Основным в программе была пропаганда воздержания для юношей, подготовка к материнству для девушек, сублимирование сексуальной энергии для тех и других.
Этот период в жизни нашей страны, при всех его сложностях, был самым благоприятным с точки зрения нравственности, сексуального и репродуктивного поведения молодежи.
Сравнение сталинской эпохи и царского периода в жизни России убедительно показывает, что только призывы к нравственности, пусть даже и религиозные, не подкрепленные каждодневной работой с подростками, заинтересованностью общества в здоровье молодого поколения, обречены на провал.
4. Хрущевская оттепель, а затем и брежневская эпоха с их элементами демократии внесли послабления в репрессивную сексуальную мораль. Появились первые советские исследования по сексуальности молодежи. В школьную программу был введен курс «Этика и психология семейной жизни».
«Цель полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи» (БСЭ, 1975).
Вместе с тем, данные программы оказались мало эффективны. Учителя были не готовы к реализации полового воспитания.
5. Примечательно, что ужесточение курса КПСС под руководством Ю.В. Андропова отразилось и на отношении к сексуальности. «Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи» (БМЭ, 1983).
6. Приобретение нашим обществом демократических свобод, стремление к соблюдению прав человека было достигнуто ценой разрушения всех общественных институтов, обеспечивающих в СССР социализацию молодежи и сублимацию их сексуальных переживаний. Общество в значительной своей части стало придерживаться преимущественно либеральной сексуальной морали.
Общество раскололось на сторонников и ярых противников полового воспитания. Однако, как и в царской России, запреты и призывы к соблюдению нравственных норм не возымели эффекта. Возраст сексуального дебюта наших подростков такой же, как в европейских странах. По уровню нежелательной беременности, абортов, инфекций передаваемых половым путем и темпам распространения ВИЧ-инфекции российские подростки занимают в мире лидирующие позиции.
Важно отметить, что сходная с Россией ситуация отмечается в США, в стране, в которой позиции сторонников воздержания наиболее высоки. Самые низкие уровни подростковой беременности, абортов, ВИЧ-инфекции наблюдаются в странах в странах с хорошими традициями полового воспитания в школах (Голландия, Швеция, Финляндия).
Вполне очевидно, что дальнейшее наше бездействие будет иметь катастрофические последствия. Тезис о том, что половое и сексуальное воспитание провоцируют подростков на ранние сексуальные контакты не верен. Это показала практика полового воспитания в других странах.
Уместно вспомнить слова В.Г. Белинского: «Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности».