При составлении программы необходимо согласовать свое видение содержания программы с интересами и потребностями учащихся. Интересы подростков могут расходиться с вашими представлениями. Мнение учащихся необходимо учесть, однако при этом необходимо постараться не упустить важные проблемы, например, такие как:
· Меняющееся тело подростка.
· Легко ли быть подростком?
· Чем подросток отличается от взрослого?
· Что значит быть взрослым?
· Легко ли быть родителем?
· Что значит быть мужчиной?
· Что значит быть женщиной?
· Сексуальные отношения как компонент межличностных отношений.
· Психология семейной жизни.
· Сексуальные отношения и беременность.
· Нежелательная беременность, контрацепция, аборты.
· ИППП, ВИЧ, СПИД.
· Сексуальный шантаж, сексуальное насилие.
Программы обучения в разных школах и даже в разных классах могут различаться. Важно стремиться к тому, чтобы в ходе реализации программы учащиеся приобретали соответствующие жизненные навыки:
· Понимание своего места в системе «ребенок–подросток–взрослый».
· Понимание необходимости создать семью, рождения и воспитания детей.
· Выбор положительных жизненных ценностей.
· Уважение к своему телу.
· Ответственность за последствия своего поведения.
· Возможность принятия самостоятельных решений.
· Уважение чувств других людей.
· Уважение собственной жизненной позиции.
· Возможность открытого обсуждения сексуальных проблем.
· Возможность избежания интимных отношений до вступления в брак.
· Осторожность в сексуальных отношениях.
· Профилактика нежелательной беременности.
· Чуткость к эмоциональным потребностям партнера.
· Умение уйти от нежелательных половых контактов.
|
· Профилактика сексуального насилия.
· Недопущение морального и физического давления во взаимных отношениях.
Для выявления интересов учащихся можно применить специальные упражнения:
«Что я хочу узнать?»
Предлагаемый вами перечень вопросов пишется на доске. Учащимся на отдельных листах бумаги предлагается ранжировать эти темы по важности для подростков. Затем на основе анализа полученных данных составляется реальная программа обучения.
Такое упражнение дает возможность оценить не только запросы, но и социальную, личностную позицию молодого человека по различным аспектам сексуальности. Не исключено, что на последних ранговых местах останутся такие важные вопросы как семейная жизнь, сексуальное насилие, рождение детей.
Очень важно, чтобы тема первого занятия действительно была интересной для подростков. Тогда на последующих занятиях они будут обсуждать важные, но с точки зрения подростков не актуальные для них проблемы.
«Почтовый ящик»
Учащиеся заранее опускают записки с интересующими их вопросами в ящик. Интересы школьников учитываются в программе обучения. Такой метод особенно удобен для подростков, которые пока еще не готовы озвучить свои интересы публично. Полезно попросить самих учащихся отвечать своим одноклассникам на некоторые их вопросы.
Договариваемся о правилах и вырабатываем понятный язык общения
Вначале надо договориться о правилах общения и научиться говорить на понятном для учителя и подростка языке. Воспользуйтесь схемой строения репродуктивных органов и узнайте, как их называет подросток. Можно применять терминологию учебника биологии.
|
«Что это такое и как это называется?»
Цель — выяснить уровень информированности участников о проблеме, степень их знакомства с терминологией, выработать общий запас терминов для подачи информации на профессиональном уровне.
Материалы: три листа ватмана и 3 фломастера.
Участники делятся на 3 группы, каждой дается лист ватмана с написанной на нем темой — «Сексуальность», «Мужская репродуктивная система», «Женская репродуктивная система». Задача каждой команды — записать на своем листке как можно больше понятий, связанных с темой. После 5-минутной работы группы меняются листами и дополняют список. После того как каждая группа проработает все темы, ведущий собирает листы и вслух зачитывает получившийся список. Можно попросить участников объяснить значение всех или некоторых слов. При затруднении участников или при неверном толковании предлагается литературное определение.
Обсуждение:
· Возникали ли затруднения во время игры, с чем они были связаны?
· Была ли какая-то часть информации неизвестной?
В половом и сексуальном воспитании подростков наиболее эффективны ролевые игры, мозговой штурм, групповая дискуссия. Приводим наиболее популярные в подростковой аудитории интерактивные упражнения и материалы для дискуссии.
«Что мальчики хотят знать о девочках?» «Что девочки хотят знать о мальчиках?»
Мальчики опускают записки со своими вопросами в один ящик, девочки — в другой. Далее в группе девочек обсуждаются интересы мальчиков и наоборот. Затем в присутствии всего класса озвучиваются ответы.
|
Метод позволяет юношам и девушкам лучше понимать и чувствовать друг друга. Также отрабатывается умение корректно задавать интимные вопросы. Это приобретет особую актуальность, когда юноша и девушка начнут встречаться.
«Мой идеал»
Юношам и девушкам раздают листы бумаги. Все должны написать то, что они хотели бы увидеть в своем молодом человеке или девушке. Попросите указать признаки, по которым они бы определили человека своей мечты. Всего должно быть 10 признаков. Затем они ранжируются и составляется список обязательных правил для желающих понравиться.
«Мужчина и женщина»
Исторически во всех культурах мужчины были охотниками и воинами, женщины — матерями и хранительницами семейного очага. Мальчики всегда должны были вырабатывать именно эти навыки. Курение, алкоголь и драки удел мужчин. Сегодня в это вовлечены девочки, и рискованное поведение девушек — это результат отсутствия должного полового воспитания.
Нередко во взаимоотношениях юношей и девушек, а также в семейной жизни возникают конфликты по поводу того, что должен делать и как себя вести мужчина/женщина, муж/жена.
Разделите лист ватмана или учебную доску вертикальной линией на три части.
Вид деятельности | Это должны делать женщины? | Это должны делать мужчины? |
Мыть посуду | ||
Ходить на футбол | ||
Пилить дрова и пр. |
Попросите учащихся выделить (да/нет), в чем состоит различие мужчин и женщин по участию в каждом из видов деятельности:
· Домашние дела.
· Виды спорта.
· Риски.
· Увлечения.
· Одежда.
· Особые виды: рождение детей, война, применение косметики, ношение украшений и пр.
Спросите подростков, как бы они ответили на эти вопросы, если бы жили, например, в 19 веке? Отметьте, что с каждым десятилетием нарастает смешение исторически определенных сложившихся биологических и социальных ролей мужчины и женщины.
«Лица»
В этом упражнении подростки демонстрируют, что их привлекает или отталкивает в своих сверстниках, что может повлиять на дружбу подростков.
На стол широким кругом раскладывают шесть крупных цветных фотографий юношей и девушек. Перед каждой из них лицевой стороной вниз кладут стопку из 10 карточек. Каждая из этих карточек содержит данные о подростке на фотографии. На первой сверху — данные об имени и возрасте; следующая, например, об увлечениях; каждая из последующих — о наличии или отсутствии вредных привычек, жизненных планах, пристрастиях, привычках, нормах поведения, отношений к сексу и пр.
Ведущий предлагает участникам игры встать рядом с понравившейся фотографией. У одной фотографии могут встать и 2-3 человека. Ведущий спрашивает, чем каждому из участников этот человек приглянулся. Предлагается перевернуть первую карточку и узнать имя и возраст человека. Каждый из участников по очереди оглашает эти сведения.
Эта процедура повторяется 10 раз. Если кто-то из участников на любом из этапов разочаровывается в своем избраннике (например, он узнает о курении, нежелании учиться, ветрености, возможные физические недостатки), то может перейти к фотографии другого человека, который его устраивает больше. Такой переход должен быть объяснен группе. За игру может быть и несколько переходов. Другие участники должны рассказать, почему они остались на месте.
Данное упражнение показывает, что первоначальный выбор друга или объекта влюбленности человек делает на основании внешних данных, привлекательности лица. Окончательный выбор базируется на поведении, поступках и жизненных ценностях этого человека. Иногда лишь что-то одно негативное может перечеркнуть все остальное хорошее и привлекательное. Не всегда физический недостаток может быть препятствием к дружбе и любви.
«Шаг навстречу»
Учащиеся разбиваются на две девичьих и две мальчишеских команды.
Все группы придумывают фразы или способы познакомиться с объектом противоположного пола или вообще с любым человеком, и попробуем проиграть эти способы. Причем каждая команда должна придумать способ, как для юношей, так и для девушек. Пусть каждая команда проиграет свой способ, после чего последует его обсуждение с другой командой.
Подчеркните что, эти способы позволяют наладить первый контакт, но вот поддержать дружбу могут только личные качества самих подростков, которые могут нравиться или не нравиться их другу. Но вот, что точно не надо делать, это можно сказать.
«Почему люди вступают в сексуальные отношения?»
Учитель предлагает группе обдумать и назвать как можно больше причин, по которым люди вступают в сексуальные отношения. Все предложения записывают. Затем проводится обсуждение записанных причин и их распределение по критериям:
· Социальная приемлемость.
· Морально-нравственные ценности.
· Потенциальная опасность для человека.
· Личные приоритеты каждого человека.
Выводы, к которым должен привести группу учитель:
· Не стоит торопиться начинать сексуальные отношения.
· Если их начинать, то лучший мотив все-таки любовь, а не любопытство.
· Помнить о правилах безопасности в сексуальных отношениях, несмотря на розовые очки влюбленности.
Вопросы для дискуссии и мозгового штурма
· Как ты покажешь мальчику/девочке, что он/она нравятся тебе?
· Опиши идеального родителя?
· Почему девушки делают аборты. Что ты думаешь по поводу этих причин?
· Почему некоторые подростки соглашаются на сексуальные отношения, даже если они не хотят этого?
· Что ты думаешь о подростках, имеющих собственных детей. Какие у них могут быть проблемы, если они еще школьники?
· Назови три причины, по которым подростки начинают половую жизнь. Назови три причины, по которым взрослые живут половой жизнью. Совпадают ли эти причины?
· Назови две причины, по которым подростки не хотят обсуждать сексуальные проблемы с учителями и родителями.
· Как ты думаешь, почему хорошо быть родителем?
· Как ты думаешь, что самое сложное в том, чтобы быть родителем. Какие трудности испытывают родители?
· Как можно проявить уважение к взрослым и как ты хочешь, чтобы взрослые проявляли уважение к тебе?
· Как взрослые контролируют поведение подростков. Почему они так поступают?
· Должны ли родители знать твоих друзей. Почему?
· Как расстаться с объектом твоей влюбленности и при этом не обидеть его?
«Причины и последствия сексуального дебюта»
Предлагаемые участниками причины и последствия записываются на доске или ватмане. Возможны следующие варианты:
ПРИЧИНЫ | ПОСЛЕДСТВИЯ |
Скука | Скандалы дома |
Поиск новых впечатлений | ИППП – инфекции, передающиеся половым путем. |
Чтобы расслабиться | Нежелательная беременность |
«Все так делают» | Отсутствие морального удовлетворения |
Для вдохновения | Ощущение собственной порочности |
Любовь | Обида на полового партнера |
Состояние опьянения | Ревность |
Изнасилование | Заражение ВИЧ |
Обычно негативных последствий оказывается значительно больше, что позволяет наглядно оценить степень риска. Ведущий должен напомнить об этом и обсудить с группой:
· Часто ли любовь выступает причиной начала сексуальных отношений?
· Всегда ли чувства, принимаемые за любовь, в действительности ею являются?
· Какие чувства обычно принимаются за любовь?
Обычно такая причина, как «любовь», может назваться участниками в числе последних. Если группа вообще забывает про эту «причину», необходимо задать вопрос «А как должно происходить в идеале?».
Далее группа делится на три подгруппы. Ведущий предлагает обсудить положительные и отрицательные стороны начала половой жизни для подростка 15 лет с позиций физиологии, психологии или социума. Каждая группа обсуждает какой-то один аспект проблемы. На обсуждение отводится 15 минут. Результаты записывают на доске и обсуждают.
При подведении итогов учителю важно сказать, что, принимая решение начать половую жизнь в подростковом возрасте, человек должен осознавать, что это очень серьезное решение. Необходимо продумать все негативные последствия (заражение ИППП, нежелательная беременность, психологические аспекты).
«Рай и ад сексуальности»
У каждого человека на понятия «секс, любовь, половая жизнь» возникают как положительные, так и отрицательные ассоциации. У кого-то они могут быть целиком положительные, у кого-то — только отрицательные.
Лист ватмана разделите чертой пополам. Попросите учащихся на одной половине записать положительные ассоциации, на другой — отрицательные.
· Любовь это хорошо, потому что…
· Любовь это плохо, потому что…
· Половая жизнь это хорошо, потому что…
· Половая жизнь это плохо, потому что…
· Беременность это хорошо, потому что…
· Беременность это плохо, потому что…
«Мифы, связанные с подростковой сексуальностью»
В комнате вывешиваются три таблички с надписями «да», «нет», «может быть/не уверен».
Группе последовательно предлагаются высказывания, относящиеся к теме подростковой сексуальности:
· При воздержании у мужчин развивается импотенция.
· Под наркотиком усиливаются сексуальные ощущения.
· С первого раза не беременеют.
· В жизни все нужно попробовать.
· Порядочная девушка не будет носить в сумочке презерватив и предлагать использовать его своему молодому человеку.
· Одеваясь вызывающе, девушка показывает свою доступность.
· Согласие на сексуальные отношения является доказательством любви.
· Если молодой человек в 18 лет является девственником, с ним что-то не так.
· Главное в сексуальных отношениях — это хорошо овладеть техникой секса.
· Половой акт без презерватива является признаком доверия партнеров друг другу.
· Заниматься сексом в презервативе — это все равно, что нюхать розу в противогазе.
· Занятия онанизмом всегда ведет к импотенции.
· Размер половых органов влияет на качество секса.
· Если мастурбировать, то половой член вырастет больше.
· От секса проходят прыщи.
· Если я с ним пересплю, то он меня полюбит.
· Если я до сих пор девственник, то я никому не нужен.
· Если я начну заниматься сексом, я стану мужчиной, и все меня зауважают.
· Если девушка не желает начать сексуальные отношения с юношей, который ей нравится, но уступает ему – это насилие.
· Я распоряжаюсь своим телом по своему усмотрению и не должен идти на поводу у своих друзей.
· Всегда ли мужское достоинство только в штанах?
После оглашения каждого из высказываний участникам необходимо разделиться в соответствии с убеждениями на три группы. После этого организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем переходят к следующему высказыванию.
Целесообразно дать участникам упражнения дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе. Необходимы и соответствующие комментарии, например:
Утверждения | Комментарии |
Секс делает тебя взрослым | О зрелости человека можно судить только по его поступкам, способности к ответственности, а вовсе не по возможности совершить половой акт. Способен ли ты полностью заботится о себе и окружающих, способен ли ты отвечать за свои поступки, способен ли ты взять в полной мере ответственность за свои поступки? Сможешь ли ты, считая себя взрослым, после сексуального дебюта и во всем остальном вести себя как взрослый.?. Если ты взрослый, то почему просишь у родителей деньги на кино и презервативы? Самостоятельный тот, кто может заботиться не только о себе, но и других. Какие есть другие способы показать себя взрослым? |
Секс придает уверенность в себе | Часто подросток приобретает не уверенность, а наоборот разочарование и усиление комплекса неполноценности. |
Быть девственником стыдно | Стыдно не иметь собственного мнения. Не позволяй другим давить на себя. Ты не должен ни перед кем-либо оправдываться. Желание быть как все свойственно только незрелым подросткам. Взрослость наступает только тогда, когда молодой человек осознал, что целью становления его личности как раз является желание стать самостоятельным и независимым человеком, не похожим на других. Всегда ли надо идти на поводу у окружающих? Может быть, правильным является именно твое поведение. Сделал ли твой сексуально продвинутый приятель то другое, что смог сделать ты? Слабо ли это сделать ему? |
Раз ты мне отказываешь, значит, не любишь. | Можно доставить себе радость сексуального общения и другими способами. |
Ты предлагаешь своей девушке начать сексуальные отношения, а она против этого. Значит надо быть более настойчивым. | Право принять или нет твое предложение остается только за ней. Когда ты предлагаешь девушке доказать ее любовь к тебе через секс, то ты ее фактически шантажируешь. Когда девушка уступает тебе и соглашается на секс под твоим давлением, то это фактически насилие. Радости не получишь ни ты, ни она. А с позиций закона ты совершаешь уголовное преступление. |
Тот, кто много рассказывает о своих сексуальных подвигах, действительно крутой. | Юноше хочется выглядеть героем в глазах сверстников. Поэтому он может с видом знатока бесстыдно врать о своих сексуальных «подвигах», но его друзьям не стоит создавать комплексы по поводу своей якобы несостоятельности. Подростки обычно не делятся с друзьями своими страхами и сомнениями, а стараются скрыть их внешней бравадой. Сексуальными успехами хвастают две категории юношей — которые все врут или страдают комплексом Дон Жуана. Именно сомнения в своей сексуальной полноценности заставляют их искать «приключения». Дайте совет подросткам: «Хочешь выглядеть крутым — тоже привирай приятелям о своих сексуальных успехах. Пусть проверят!» |