Медико-педагогические подходы к профилактике нарушений сексуального поведения




А.М. Куликов

Половое и сексуальное воспитание подростков

Предпосылки грамотного полового и сексуального воспитания.

Подростковая сексуальность — одна из важных сфер жизни в пубертатном периоде. Именно становление репродуктивной сферы и составляет биологический смысл пубертата. С позиций теории системогенеза, разработанной видным отечественным физиологом академиком П.К. Анохиным, следует предполагать определяющую роль становления сексуальности в жизни и здоровье подростка. Психосексуальное развитие (ПСР) необходимо считать одним из компонентов гармоничного развития личности, составной частью здоровья подростка.

Вместе с тем, вступление подростков в половую близость сопряжено со многими проблемами, обусловленными социальной незрелостью — отсутствием осознанного отношения к здоровью и ответственности за свое поведение. К ним относятся:

· психоэмоциональные и психосоматические расстройства;

· заболевания, передающиеся половым путем (ИППП) и ВИЧ-инфекция;

· незапланированная беременность;

· скрытое и явное сексуальное насилие;

· вовлечение подростка в другие формы рискованного поведения;

· формирование потребительского отношения к сексу;

· проблемы в становлении личности.

Психоэмоциональные и психосоматические расстройства связаны с явной стрессогенностью подростковой сексуальности. Сюда можно отнести нереализованную сексуальность и страх вступления в половую жизнь (особенно у девушек), сомнения в своей сексуальной привлекательности, страх за негативные последствия половой жизни, конфликты в семье, ревность и разрыв с половыми партнерами.

К этой же группе нарушений вплотную примыкает сексуальное насилие. Явное сексуальное насилие, к сожалению, чаще происходит дома, когда подростков совращают их взрослые родственники, в том числе и единокровные. Гораздо чаще можно говорить о скрытом насилии. Фактически это вариант сексуальной эксплуатации девушек половыми партнерами. Нередко девушки начинают половую жизнь, не испытывая в этом потребности, лишь из желания угодить своему любимому человеку. Такой вариант сексуального поведения также ведет к психоэмоциональным и психосоматическим расстройствам.

Грамотные программы полового и сексуального воспитания обязательно должны учитывать факторы, определяющие начало половой жизни и характер сексуального поведения. К ним относятся следующие.

Достижение физиологической зрелости. Сочетание физической и сексуальной зрелости, влюбленность и любви можно считать абсолютным вариантом нормы. Но он является достаточно редкой предпосылкой к началу половой жизни.

Уровень психической и социальной зрелости. Пересмотр привитых догм и своего положения в семье, эмансипация от семьи, выработка собственного мировоззрения, формирование социального сознания, стремление к независимости, потребность в самоутверждении и самовыражении, проявляется желание быть как все и любопытство.

Нередко стремление к самостоятельности сочетается с отсутствием воли и зрелости. При этом подростки уступают сексуальным настояниям партнера, «чтобы не потерять любимого, единственного и неповторимого». На эротической стадии влюбленность сопровождается идеализацией объекта влюбленности. В ряде случаев, девушка соглашается на близость, так как хочет этим привязать к себе понравившегося парня. А он потом может на нее и не глядеть. Девушки уступают, а потом сожалеют о содеянном. Важно, что эта группа факторов все же не является ведущей среди поводов к началу половой жизни у девушек.

Сильная любовь. Этот фактор подростки называют в качестве ведущего повода начала сексуальных отношений. В действительности же, под словом «любовь» подростки просто понимают желание любить и быть любимым. Подростку просто хочется найти человека, который бы его любил, жалел, заботился и говорил добрые слова. И ради такого человека подросток готов на все. Фактически половой партнер в этой группе подростков выполняет функции семьи, отстранившейся от заботы о ребенке.

Семейная дисгармония:

1. Протест против родительской гиперопеки или отсутствия родительского внимания, а также отвержение девушки матерью могут толкнуть подростка к сексуальным контактам. Следует отметить, что отмеченный повод значим не только для социально неблагополучных семей. На обделенность родительской лаской, вниманием и сопереживанием, неудовлетворенность жизнью указывают и многие материально обеспеченные подростки. Половую жизнь раньше начинают подростки из неполных семей.

2. Напряженные жизненные ситуации стимулируют поиск девиантной и сексуально активной среды. Подростки хотят половой жизни, так как нуждаются в любви и ласке.

3. Конкурентные отношения в семье, когда вся любовь родителей предназначена младшему брату или сестре. Из-за семейных проблем подростки тянутся на улицу, где «только друг и может меня понять».

Данная группа факторов, по нашим данным, является наиболее значимой в преждевременном начале половой жизни.

Коммуникабельность. Гипертимная акцентуация (хорошее приподнятое настроение, общительность, легкость установления контактов, отсутствие застенчивости, экстравертированность) создают предпосылки для более раннего начала секесуальных отношений. В половой жизни таких подростков мало тревог и сомнений. Интроверты значительно позже выходят на сексуальную стадию. В то же время, у скрытных и застенчивых подростков более вероятны разные отклонения ПСР.

Общественное мнение, либерализация половой морали. Среди прочих факторов наиболее вредными следует признать молодежные периодические издания. Например, популярный среди девочек журнал «Cool girl — журнал для настоящих девчонок!» регулярно публикует иллюстрированные уроки сексуального поведения и сексуальные упражнения. Учитывая имеющиеся взаимосвязи полового, психосексуального и психосоциального развития допустимо утверждение о роли подобных материалов в стимуляции не только любопытства, но и выработки избыточного количества гонадотропных гормонов на уровне гипоталамических механизмов с последующим преждевременным формированием либидо. Примечательно, что к взрослым эротическим журналам многие подростки интереса не проявляют и утверждают, что они им не нравятся. В то же время специализированные молодежные публикации они воспринимают как руководство к действию.

Совращение. К сожалению далеко не в единичных случаях в роли соблазнителей выступают собственные отцы алкоголики, приходящие друзья мамы, двоюродные браться и сестры, тети и дяди, либо отчимы. Примечательно, что сексуальным домогательствам с их стороны чаще подвергаются девушки с ускоренными темпами полового созревания.

Таким образом, можно утверждать, что ведущими поводами к началу половой жизни у современных подростков служат не столько физиологическая зрелость или любопытство, а напротив – психосоциальная незрелость и провоцирующая роль общества и семьи. Отмеченные стимулы раннего начала половой жизни должны обязательно учитываться в половом воспитании.

Главная задача и смысл жизни человека на земле – оставить себя в своих детях. Такое возможно только тогда, когда два любящих друг друга человека – мужчина и женщина создают семью и понимают, что они готовы к сексуальной жизни, к рождению ребенка и его воспитанию. Сегодня специалисты сталкиваются с двумя процессами: ранняя и чрезмерная активизация сексуальной активности подростков и заметное снижение при этом репродуктивных ожиданий (1,6 ребенка на планируемую семью), которые даже не смогут обеспечить воспроизводство населения.

В нормальных условиях зачатие ребенка возможно только в половой жизни. Чтобы человек стремился к рождению ребенка и половой жизни (человеку свойственно отлынивать от работы), природа сделала секс и способом получения удовольствия. В учебниках биологии для школ подробно описывают, как устроена и функционирует яйцеклетка и сперматозоид. Но нигде не говорится о том, как они находят друг друга. Очевидно, предполагается, что дети и так все знают. И составители учебников действительно не ошибаются. Подростки все равно из разных источников, чаще некомпетентных, узнают о половой жизни, и как это происходит. При этом они не умеют правильно интерпретировать свои знания.

Беда современных подростков состоит в том, что зрелость тела достигается существенно раньше зрелости души и формирования стойкой морали и ответственности. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. В то же время уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка.

Важная особенность пубертатного периода — возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено разными темпами полового созревания у каждого подростка. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте в 14 лет, часть учеников будет иметь реальный биологический возраст, то есть физиологическую зрелость соответствующую 10 годам, часть — 14 годам, а часть — 16-18 лет. Поэтому при одном и том же календарном возрасте, например, сексуальное влечение у разных подростков будет неодинаковым. Разной будет потребность в сексуальной информации и мерах профилактики рискованного поведения. Данное явление следует рассматривать как важнейшую предпосылку грамотного полового и сексуального воспитания.

Высокая сексуальная активность современных подростков сочетается с их низкой удовлетворенностью половой жизнью. С точки зрения теории функциональных систем, у большинства подростков сексуальная активность не приводит к приспособительному результату — удовлетворенности (оргазму), а напротив, сопровождается появлением или нарастанием тревоги, раздражительности и депрессии, а также психосоматических расстройств.

Опыт показывает, что истинная потребность в половой жизни реально существует только у подростков с бурным течением пубертатного периода и сильной половой конституцией. Они крайне тяжело переносят отсутствие половых контактов. Также существенно, что сама по себе половая жизнь и окружающие ее условия, особенно у девушек, часто создает ситуации, вызывающие и усугубляющие хронический стресс, в связи с негативным отношением родителей к сексуальной активности дочери и частыми скандалами в семье, конфликтами и ссорами с партнером и его ревностью, сильными эмоциональными переживаниями, связанными с изменами молодого человека, отсутствием удовлетворенности от близости, различного рода опасениями и страхами. Они включают переживания по поводу имеющихся проблем с кожей, маленькой груди, страх перед дефлорацией, возможной беременностью и пр.

На практике нередко прослеживается связь задержек месячных, нарастания вегетативной дисфункции и дисменореи, маточных кровотечений пубертатного периода в связи со стрессами, обусловленными сексуальными проблемами. Хочется интимной близости, но в партнеры навязывается другой, хочется сохранить отношения на эротическом уровне, а партнер настаивает на половой жизни. Причем этот партнер далеко не любимый, и не тот, о ком мечтала, а секс с ним не приносит ни радости, ни облегчения. В подобных случаях прекращение половой жизни девушками-подростками, нередко, сопровождается уменьшением проявлений вегетативной дистонии, восстановлением душевного комфорта и улучшением менструальной функции.

Есть все основания считать, что половая жизнь несовершеннолетних чаще всего является не истинной потребностью, а вариантом моды, нормы поведения, принятой в подростковой среде. В большинстве случаев подросткам (особенно женского пола) нужны не половые акты, а удовлетворение эротического либидо, посредством тесного взаимного общения, эротических ласк, влючая различные варианты петтинга. Поэтому необходимо просвещение, соответствующее сексуальное воспитание и обучение вариантам сублимации или альтернативного секса.

Heyпpaвляeмыми и неподдающимися психологическому воздействию предстают тoлькo пoдpocтки c бурным половым созреванием. Им без сексуальной aктивнocти трудно. Пpи интенсивном и раннем пробуждении полового влечения у подростков, они легко идут на сексуальные контакты, которые могут отличаться крайней неразборчивостью. Этo невротизирует подростков, усугубляет формирующуюся у них вегетативную дистонию и нарушения менструального цикла. Toлькo запретами и моральными установками проблему нe решить. Для этой группы надо предусмотреть соответствующую работу c родителями и сексуальное воспитание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: