КОЭФФИЦИЕНТ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(IQ)




 

Наташа забирала сына из школы и слышала, как разговаривали между собой две другие матери. Одна из них сказала: «Знаешь, у моего Дональда коэффициент умственного развития равен 120!» Но что это значит — иметь коэффициент умственного развития равным 120?

Психологи разработали ряд тестов, оценивающих интеллект человека. Один из первых тестов был разработан во Франции Альфредом Бине и Теодором Симоном в начале XX века. Они старались определить интеллектуальный потенциал детей и составили ряд заданий, уровень сложности которых постепенно повышался. Бине и Симон утверждали, что возможно составить задания, которые выполнят все типичные дети в данном возрасте. Например, возможно составить ряд арифметических примеров, которые выполнит типичный шестилетний ребенок, но не осилит пятилетний.

Тесты Бине и Симона были распределены по различным возрастным уровням, соответствующим способностям типичных детей в том или ином возрасте. Способности, демонстрируемые при решении тестов, назвали «умственным возрастом». Если пятилетний ребенок правильно ответил на вопросы, предназначенные для семилетнего, то говорят, что его умственный возраст равен семи годам. Точно так же если восьмилетний ребенок отвечает на вопросы и решает задачи как шестилетний, то говорят, что его умственный возраст равен шести годам.

У большинства детей умственный возраст равен фактическому. Для того чтобы можно было сравнивать между собой различных людей, была разработана простая формула, с помощью которой вычисляют коэффициент умственного развития (IQ). Коэффициент умственного развития ребенка определяют посредством деления умственного возраста на фактический и умножения результата на 100. Например, если умственный возраст десятилетней девочки равен 1 2 годам, то ее коэффициент умственного развития определяется так: 12/10 х 100 = 120. Коэффициент умственного развития среднестатистического человека равен 1 00.

См. также статьи «Интеллект», «Количественным и качественным методы анализа», «Надежность и валидность», «Психологические тесты».

 

ЛЕВИН, КУРТ

 

Курт Левин был одним из многих европейских психологов, эмигрировавших в Соединенные Штаты для того, чтобы избежать преследований со стороны нацистов. Он родился в 1890 году в Германии; в 1914 году получил докторскую степень. После Первой мировой войны он участвовал в деятельности группы берлинских гештальтпсихологов, возглавляемой Вольфгангом Кёлером. В 1935 — м обосновался в США и девять лет проработал в университете штата Айова. В 1944 году Левин перешел в Технологический Массачусетский институт, а в 1947-м стал директором исследовательского центра.

Левин применял в своей деятельности многие принципы гештальтпсихология, пытаясь разработать теорию личности и социального поведения. В основе его теории лежит концепция «поля» как единства личности и окружения; предполагается, что мы можем понять поведение человека только в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал понятие «жизненное пространство», оно охватывает личность и ее физиологическое окружение. В отличие от психодинамических теорий, которые предполагают, что нашим поведением управляют неосознанные воспоминания, Левин утверждал, что, если мы хотим понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние на поведение может только настоящее. Одно из его известных высказываний звучит так: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Он имел в виду, что многие психологические теории могут оказаться полезными при решении проблем на практике. Левин также разработал исследовательский метод под названием «изучение деятельности». Психологи часто занимаются исследованиями, которые подразумевают изменение в социальных установках и организациях, когда не всегда полезно или желательно, чтобы исследователь соблюдал дистанцию по отношению к исследуемым явлениям. Исследовательская модель Левина предполагает повторяющиеся циклы планирования, действия, наблюдения и осмысления экспериментов.

См. также статьи «Гештальтпсихология», «Личность», «Психодинамическое направление в психологии», «Социальная психология», «Экспериментальным метод».

 

ЛИДЕРСТВО

 

Большинство работающих людей являются либо лидерами (начальниками, руководителями), либо подчиненными, выполняющими приказы других людей. Психология лидерства исследует личностные качества и стиль поведения лидеров. Здесь возникают два ключевых вопроса. Во-первых, что такое лидер и какие качества нужны, чтобы им стать? Во — вторых, как отличить людей, способных выполнять руководящую роль, от тех, кто на это не способен?

При попытках найти лучший способ выявления лидера были использованы различные подходы. Одни психологи советуют прежде всего обращать внимание на личностные качества — но при этом не удается выявить никаких закономерностей. И в самом деле, бывает так, что в одной и той же ситуации лидерами могут стать люди с совершенно разными характерами. Другой подход предполагает уделение основного внимания поведению лидеров, то есть тому, что они делают и как. Эксперименты, проведенные в университете 71 штата Огайо, выявили два типа поведения, при помощи которого лидеры могут побудить членов группы достичь поставленной перед ними цели. Во-первых, настоящие лидеры обращают внимание членов группы на все, что связано с выполнением задания, — например, на качество и количество выполненной работы. Во-вторых, настоящие лидеры внимательны к другим, поддерживают членов команды — например, помогают им достичь личных целей, получить повышение и удовлетворение от работы. Однако недостаток поведенческого анализа состоит в том, что он уделяет мало внимания ситуации, в которой лидеру приходится проявлять свои качества. Фред Фидлер с коллегами разработали модели лидерства, сочетающие черты характера лидера, его поведение и особенности ситуации, в которой ему приходится действовать. Например, полковнику в армии и директору колледжа нужно вести себя по-разному и обладать различными чертами характера, поскольку ситуации, в которых им приходится работать, совершенно разные.

См. также статьи «Группы», «Левин, Курт», «Психология труда», «Удовлетворение от работы».

 

ЛИЧНОСТЬ

 

Под личностью понимают комплекс индивидуальных качеств человека, отличающий его от других людей. Энджи и Джейн пообедали в ресторане и теперь пьют кофе. Мимо них проходит официант, он нечаянно спотыкается и проливает кофе на девушек. Джейн подпрыгивает и начинает кричать на официанта, а Энджи достает из кармана салфетку, вытирает пятно и говорит официанту: «Ничего, со всеми случается». Разные люди ведут себя по-разному в схожих ситуациях.

Исследования личности имеют две основные цели. Первая — выявить различия между людьми, и прежде всего наиболее важные из них с точки зрения психологии. Вторая цель — на основе анализа сути этих различий понять, как их можно использовать для предсказания поведения людей в той или иной ситуации. Будет ли поведение Энджи и Джейн схожим в разных ситуациях? Например, в ответ на жалобу клиента проявит ли Джейн агрессивность, а Энджи мягкость и понимание? Такие вопросы задают психологи, исследующие личность человека.

В психологии есть несколько направлений, по-разному трактующих вопросы личности и индивидуальности. Среди них главными являются психодинамическое направление и теории личностных черт. Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Основное внимание они уделяют борьбе различных уровней мышления человека. Предполагается, что источниками всех его проблем являются именно такие подсознательные конфликты. Теории личностных черт, напротив, предполагают, что люди обладают набором определенный качеств, поэтому и ведут себя соответствующим образом. Так, если у человека наблюдается склонность к проявлению добродушия, то он будет оставаться добродушным в большинстве ситуаций. Примером данной теории может служить теория личности Ганса Айзенка. Он предположил, что личность можно описать при помощи трех основных черт, которые он называл экстраверсией, невротизмом и психотизмом.

См. также статьи «Айзенк, Ганс Юрген», «Интеллект», «Социальная психология», «Формирование впечатлений», «Фрейд, Зигмунд».

 

ЛОЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

 

Концепция вытеснения, предложенная Зигмундом Фрейдом, играет центральную роль в дискуссиях, посвященных ложным воспоминаниям. Фрейд предположил, что воспоминания о неприятных событиях могут быть вытеснены из нашего сознания в область бессознательного. Споры по этому вопросу разгорелись с новой силой после того, как стали известны факты воссоздания взрослыми людьми специфических событий их детства, о которых они даже не подозревали.

Некоторые психотерапевты полагают, что определенные психологические проблемы возникают у взрослых людей в результате сексуального насилия, совершенного над ними в детстве. Эти специалисты считают, что вытесненные воспоминания о сексуальном насилии в нормальной ситуации становятся недоступными для сознания. К моменту первого посещения психотерапевта пациент озабочен своими текущими психическими проблемами и не знает о том, что пережил в детстве. С помощью психоаналитического метода (несколько противоречивого) психотерапевт помогает пациенту вызвать в памяти воспоминание о совершенном насилии. Обычным итогом такой терапии является признание пациентом факта насилия, совершенного над ним в детстве. Такой исход имеет важное значение для самого пациента и его родственников как с эмоциональной точки зрения, так и с точки зрения правосудия.

Важно проводить различие между ложными воспоминаниями — воспоминаниями о событиях, которые никогда не происходили, — и искаженными воспоминаниями, то есть воспоминаниями о событиях, которые имели место, но детали которых представлены неверно. Элизабет Лофтус показала, что у людей можно вызвать ложные воспоминания. В результате одного из ее экспериментов подросток полностью уверился в том, что в возрасте двух лет он потерялся в торговых рядах, что его нашел незнакомый человек и вернул родителям. На самом деле ничего этого не было.

См. также статьи «Вытеснение», «Забытание», «Память», «Свидетельство очевидца», «Эпизодическая, семантическая и процедурная память».

 

МИЛГРЭМ, СТЭНЛИ

 

Американский психолог Стэнли Милгрэм (1933–1984) известен прежде всего своим исследованием причин, по которым люди подчиняются власти. Одним из ключевых вопросов его исследования заключался в следующем: какова будет реакция людей, если представитель власти попросит их сделать другому человеку то, что они заведомо считают плохим? К сожалению, история XX века изобилует примерами злодеяний, совершенных людьми, исполняющими всего лишь чьи-то приказания. Например, в 1968 году три взвода американских солдат безжалостно расстреляли несколько сотен мирных жителей южновьетнамской деревни Май-Лай. Солдаты выполняли приказ своего командира. Во время Второй мировой войны миллионы заключенных концлагерей умерли от рук немецких солдат, действовавших по приказу свыше.

В 1960-х годах Милгрэм провел ряд ставших классическими экспериментов по исследованию способности людей подчиняться властям. Он создал такую ситуацию, в которой испытуемые должны были подвергать электрошоку других людей. На самом деле тот, кого якобы подвергали электрошоку, был актером и аппарат не был подсоединен к источнику электрического тока. К удивлению Милгрэма, оказалось, что многие из испытуемых были согласны подвергнуть другого человека электрошоку такой силы, что он мог бы причинить ему крайнюю боль и даже убить. В то же время в результате этого эксперимента немало испытуемых получили серьезную душевную травму, и исследования Милгрэма подтолкнули ученых к обсуждению этических вопросов, касающихся обращения с участниками экспериментов.

Существует несколько объяснений причин, по которым люди склонны подчиняться властям. В частности, во многих ситуациях исполнитель приказов внушает себе, что не несет никакой ответственности за последствия своих действий, полагая, что ответственность лежит на лице, отдавшем приказ. Кроме того, людям часто трудно не подчиниться приказаниям представителей власти, которые нарочито демонстрируют свое превосходство.

См. также статьи «Бандура, Альберт», «Группы», «Социальная психология», «Установки», «Эш, Соломон».

 

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

Эндрю, восьмилетний мальчик, отличается плохим поведением на уроках. Ему трудно сидеть спокойно более нескольких минут, он постоянно мешает другим ученикам. Каждый раз учитель приказывает ему сесть и успокоиться, но, как только добивается этого, прекращает обращать на него внимание. Учитель обсудил эту проблему со школьным психологом и родителями Эндрю. Они согласились пройти курс модификации поведения.

Модификация поведения направлена на изменение исключительно внешних действий человека, без воздействия на мысли и чувства, вызвавшие эти действия. Она основана на принципах оперантного обусловливания (которое называется также «инструментальным обусловливанием»), разработанных Берресом Скиннером.

Скиннер заметил, что можно усилить вероятность повторения поведения, если оно сопровождается вознаграждением или положительным подкреплением, например пищей или похвалой. Первая стадия курса модификация поведения Эндрю могла бы состоять из детального анализа ситуации, в которой он ведет себя хорошо, и ситуации, в которой он демонстрирует нежелательное поведение. Например, в данном случае действия учителя, обращающего на мальчика внимание только тогда, когда он мешает вести урок, необходимо скорректировать. Курс модификации поведения должен выработать надлежащее поведение мальчика при помощи положительного подкрепления: когда Эндрю сидит за партой спокойно, его за это следует хвалить. В то же время нежелательное поведение может исчезнуть и без сопровождения его положительным подкреплением.

Принципы модификации поведения легли в основу своеобразной «жетонной экономики», принятой в некоторых учреждениях, в частности, таких, как больницы. Людям дают жетоны, например золотые звездочки, за то, что они демонстрируют надлежащее поведение.

См. также статьи «Бихевиоризм», «Когнитивно-поведенческая терапия», «Обусловливание», «Поведенческая терапия», «Скиннер, Беррес Фредерик».

 

МОТИВАЦИЯ

 

Никто в производственной компании «Олбитс» не знал, что делать с Робом Смитом. Роб работал в проектно-конструкторском отделе и, в частности, занимался тем, что оценивал практическую осуществимость предлагаемых проектов. В последнюю пару недель поступали жалобы на низкие темпы его работы. Начальник Роба задался вопросом: что можно сделать, чтобы улучшить производительность труда своего подчиненного?

Мотивация — это важный вопрос в психологии труда; он связан с факторами, которые оказывают влияние на то, как мы ведем себя на рабочем месте. Существует ряд теорий, пытающихся объяснить мотивацию в терминах физиологических потребностей. Основная посылка этих теорий — то, что любое действие человека направлено на удовлетворение той или иной его потребности. Одна из ранних и наиболее известных теорий была предложена Абрахамом Маслоу. Он считал, что существуют пять категорий потребностей человека: биологические потребности, например в пище и воде; потребности в безопасности, например поиск укрытия от влияний среды; общения, например потребность ощущать рядом с собой другого человека; оценки со стороны других, например друзей и коллег; самовыражения, например потребность совершенствовать свои умения и реализовывать возможности. Из теории Маслоу следует, что для повышения мотивации нужно осознать, какие именно из своих потребностей пытаются удовлетворить служащие.

Иной подход предлагает теория цели, разработанная Эдом Локком и его коллегами в Соединенных Штатах. Теория цели основана на следующем наблюдении: когда люди принимаются за задание, они продолжают выполнять его до тех пор, пока не закончат. Согласно этой теории, если Робу поставить относительно трудную, но специфическую цель, то он, скорее всего, улучшит показатели своей работы.

См. также статьи «Психология труда», «Социальная психология», «Удовлетворение от работы».

 

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ

 

Родители Эми обеспокоены тем, что она читает не так хорошо, как складывает и вычитает числа. После обсуждения этого вопроса с ее учителем они решили показать Эми психологу. Психолог предложил девочке пройти тесты, которые должны выяснить ее способность к чтению. После тестирования психолог сказал родителям Эми, что она набрала 75 баллов из 130 возможных, что является средним показателем для девочки ее возраста. Насколько родители Эми могут быть уверены, что результаты теста действительно отражают способность их дочери к чтению?

При оценке любого измерительного инструмента, будь то психологический тест или термометр, важно иметь в виду два его параметра — надежность и валидность (адекватность). Надежность — это мера точности, с какой инструмент будет давать одинаковые показания при одинаковый условиях в разные периоды времени. Представьте себе, что вы купили термометр и решили проверить его надежность, измерив температуру кипящей воды. Во вторник вы опустили его в кастрюлю с кипящей водой, и он показал температуру 100 °C. Вы довольны тем, что потратили деньги не зря. Но когда вы решили повторить опыт в среду, то он показал 92 °C, а в четверг — 127 °C; вы, естественно, огорчились. То же самое относится и к психологическим тестам. Если тест, который прошла Эми, надежен, то она сможет повторить его через несколько дней и наберет те же самые 75 баллов. Тест является надежным, если его результаты одинаковы каждый раз, когда он проводится.

Мы также ожидаем, что тест будет валидным, то есть измеряющим то, что он призван измерять. В случае с Эми тест должен измерять исключительно способность к чтению.

Другая сторона валидности состоит в том, что на основании тестов можно предсказывать будущие состояния. Это называется прогностической валидностью. Особенно это важно в ситуациях, когда психологические тесты используют для отбора людей для конкретной работы.

См. также статьи «Корреляция», «Коэффициент умственного развития», «Личность», «Психологические тесты», «Психология труда».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: