ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ




 

Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.

Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.

Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.

Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.

Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.

См. также статьи «Клиническая психология», «Личность», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд», «Юнг, Карл Густав».

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

 

Как измерить личностные черты, способность к чтению, способность ориентироваться в пространстве и другие психологические особенности? Можно, в частности, использовать различные тесты, которые психологи разработали как раз для того, чтобы измерять способности человека. Эти тесты называют еще «психометрическими».

Тесты широко используются в психологии, особенно в клинической и психологии труда. В клинической психологии тесты можно применять для постановки диагноза. С их помощью часто обследуют больных, получивших повреждение мозга. При этом важно выяснить, каким умственным и психическим способностям нанесен ущерб. Психологические тесты могут играть важную роль при выяснении специфических проблем, с которыми сталкиваются люди, получившие повреждение мозга. Затем полученную информацию используют для определения метода лечения.

Джека включили в список кандидатов на управленческую должность. Оказалось, что отбор будет проводиться целый день. Утром он пройдет тесты, а после полудня состоится собеседование. Джек немного беспокоится по поводу тестов и хочет узнать о них побольше. Скорее всего, он будет проходить два теста — один на выяснение личностных качеств, а другой — на определение умственных способностей. Одна из посылок, лежащих в основе проведения таких психологических тестов, заключается в том, что по их результатам судят о пригодности к той или иной должности. Если тест нужен для чего-то другого, тогда его не следует применять. Хороший тест должен быть надежным и валидным (адекватным). Другими словами, человек должен показывать сходные результаты при неоднократных проверках (надежность), и тест должен измерять именно то, что он призван измерять (валидность).

Психологические тесты может проводить не всякий; большинство из них проходят под руководством профессионального психолога, имеющего необходимые опыт и знания.

См. также статьи «Коэффициент умственного развития», «Клиническая психология», «Личность», «Надежность и валидность», «Психология труда».

 

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

 

Лесли и Патрику уже давно за пятьдесят. Оба они имеют избыточный вес и не занимаются физическими упражнениями. Их отцы умерли на седьмом десятке жизни от сердечного приступа. После встречи нового тысячелетия друзья решили сбросить вес и заниматься гимнастикой. В течение следующих месяцев Лесли твердо придерживался принятого решения и сбросил около 9 килограммов, а Патрик почти не изменил свой образ жизни. Психология здоровья занимается исследованием психологических факторов, связанных с состоянием здоровья; в конкретных случаях она выясняет, почему одни люди стараются придерживаться здорового образа жизни, а другие нет. Одна из моделей, объясняющих такое поведение, — теория убежденности. Согласно этой теории, решающими факторами, определяющими поведение человека, являются убежденность в том, что существуют методы лечения данного заболевания или поддержания хорошей физической формы, а также вера в эффективность этих методов. Так что разницу в поведении между Лесли и Патриком можно объяснить следующим образом. Лесли верит в то, что существует риск сердечного приступа с серьезными последствиями как для него самого, так и для его семьи. Он полагает, что предложенная диета и физические нагрузки являются эффективными методами и ему нетрудно их придерживаться. Патрик же не верит в то, что ему что-то угрожает, и поэтому думает, что диета и физические упражнения являются лишь пустой тратой его драгоценного времени.

Одним из стимулов развития психологии здоровья послужила смена причин, по которым умирают люди в западных странах. В начале XX века основными причинами смерти были такие болезни, как туберкулез, дифтерия и грипп. В начале XXI века основной причиной смерти в Европе служат болезни сердечнососудистой системы. Было сделано предположение, что в 50 процентах случаев люди умирают из-за неправильного образа жизни. Одна из задач психологии здоровья — найти способы, которые могли бы убедить людей вести здоровый образ жизни.

См. также статьи «Биопсихология», «Клиническая психология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Стресс», «Тревога и тревожные расстройства».

 

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 

Джейн наблюдала за тем, как двое ее детей, десятилетний Джошуа и девятилетняя Амалия, прекрасным осенним днем играют в саду. Джошуа качался на качелях, а Амалия встретила подружку, и они говорили о любимой поп-группе. Вдруг Джошуа спрыгнул с качелей, схватил пригоршню листьев и без всякой видимой причины бросил их в Амалию с подружкой. Джейн задумалась над тем, почему Джошуа так поступил и что ей следует сделать. В школе он постоянно толкает других детей, ведет себя агрессивно, мешает проводить уроки. Амалия же, наоборот, ведет себя спокойно, у нее много друзей, и она любит с ними общаться. В голове у Джейн промелькнули беспокойные мысли. Определяется ли поведение Джошуа наследственностью, или она неправильно его воспитывала? Почему Джошуа и Амалия такие разные? Вопросы, которые задает себе Джейн, типичны для многих родителей, и ответы на них дать весьма трудно.

Психология развития изучает, как и почему люди изменяются на протяжении своей жизни. Один из вопросов, привлекших к себе особое внимание психологов, был таким: какое влияние на развитие личности оказывают генетические факторы и факторы окружения? Часто такой вопрос называют проблемой «природа против наследственности». В случае с Джошуа и Амалией трудно сказать, чем обусловлено их поведение — биологией или воспитанием. Джошуа вполне может иметь биологические предпосылки агрессивного поведения, а Амалия — биологические предпосылки спокойного поведения. С другой стороны, поведение Джошуа может являться ответной реакцией на непоследовательные действия отца, если тот, например, наказывает его не по существу и не обращает внимания на его по-настоящему грубые выходки; при этом Амалию не наказывают никогда.

См. также статьи «Когнитивная психология», «Когнитивное развитие», «Подростковым возраст», «Развитие речи», «Социальная психология», «Социальное развитие».

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

 

Чарлз О'Риган — управляющий компанией, насчитывающей 300 сотрудников. Он хочет изменить структуру сбыта товаров. При этом некоторые из сотрудников отдела сбыта должны быть повышены в должности и стать помощниками управляющего, а на их место нужно нанять новых работников. Как Чарлзу выбрать нужных людей для повышения и как сделать так, чтобы сотрудники отдела сбыта эффективно осуществляли новую политику фирмы?

Назначение сотрудников на новую должность и подбор персонала — вопросы, относящиеся к сфере деятельности психолога труда и организации работы. Одна из основных задач при подборе персонала — оценить возможности будущих сотрудников и их способность к профессиональному росту. В идеальном случае подбор должен начинаться с проведения анализа данной работы, чтобы определить, какие качества необходимы для ее успешного выполнения. На следующем этапе проводятся опрос и оценка кандидатов с целью определения степени их пригодности для данного вида работы. Опрос включает в себя выполнение заданий, с которыми сотрудник может столкнуться на своем будущем рабочем месте. Например, кандидатам в помощники управляющего могут предложить оценить ряд задач и определить из них приоритетные для фирмы. С помощью других методов измеряют психологические качества, такие, как интеллект и черты характера, от которых предположительно зависит успешное выполнение данной работы. Психология труда охватывает не только вопросы подбора и оценки способностей персонала; она связана с изучением психологических аспектов трудовой деятельности в широком смысле. Помимо всего прочего, она занимается разработкой обучающих программ и борьбой со стрессами.

В различных странах приняты различные термины для описания этой области психологии. Например, достаточно широко используются такие термины, как «индустриальная психология», «психология занятий», «психология труда и организации работы», а также «организационная психология».

См. также статьи «Психология здоровья», «Психологические тесты», «Стресс», «Удовлетворение от работы».

 

ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Психотерапия — это форма социального взаимодействия, которая имеет место между человеком, нуждающимся в психологической помощи, и специалистом. Психотерапия отличается от помощи, оказываемой друзьями и членами семьи в трудные периоды жизни, поскольку она подразумевает общение с профессионалом. Существует много разных видов психотерапии; в широком смысле можно провести различие между видами терапии, ориентированными на понимание сути проблемы, и видами терапии, ориентированными на действие.

Виды терапии, ориентированные на понимание сути проблемы, ставят своей целью помочь людям понять причину их психологических нарушений; к ним принадлежат гуманистическая терапия и психодинамическая терапия. Виды терапии, ориентированные на действие, такие, как когнитивно-бихевиориальная терапия, более активно помогают людям изменить поведение и образ мышления. Наряду с порой большими различиями есть принципы, общепринятые во всех терапевтических системах. Например, все психотерапевты едины во мнении, что терапия будет эффективней, если ее проводить в спокойной и доверительной атмосфере.

Психотерапия не обязательно проводится с отдельными людьми, во многих ситуациях психотерапевту предпочтительнее заниматься с группой. Она может состоять из нескольких не имеющих отношения друг к другу лиц, выбранных психотерапевтом, или из людей с общими проблемами внутри учреждения (например, больницы или тюрьмы), из членов одной семьи или быть даже группой взаимопомощи. Существует много видов как индивидуальной, так и групповой терапии.

Одна из причин, по которым групповая терапия в последнее время стала такой популярной, заключается в признании того факта, что многие психологические проблемы коренятся в отношении человека с окружающими. Следовательно, важной альтернативой индивидуальной терапии является такой вид терапии, при котором пациент будет стараться решить свои проблемы в кругу заинтересованных в том же лиц.

См. также статьи «Депрессия», «Клиническая психология», «Психодинамическое направление в психологии», «Тревога и тревожные расстройства», «Фрейд, Зигмунд», «Шизофрения».

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Родители Жаклин хранят дома большое количество видеокассет, на которых записан процесс ее взросления. Однажды они решили посмотреть некоторые из них. Помимо всего прочего, их поразило, насколько быстро развивалась речь Жаклин в первые несколько лет жизни. В шесть месяцев она начала бормотать и составлять цепочки простых слогов, вроде «да-да-да-да» и «ба-ба-ба-ба». К тому моменту, когда ей исполнился год, она могла произносить отдельные слова, такие, как «нет», «сок», «еще». Родители Жаклин со смехом вспомнили тот период, когда она называла все, что имеет четыре ноги, «киса», а всех мужчин — «папа». Такого рода ошибки характерны для всех детей. В два с половиной года Жаклин научилась соединять слова для построения таких высказываний, как «съесть печенье», «собачка бежит», «еще сока». К пяти годам она употребляла грамматически правильные предложения, выражающие самые разнообразные мысли. Считается, что к шести годам обычный ребенок имеет словарный запас приблизительно в 14 000 слов. Жаклин — обычный ребенок, и развитие речи у нее шло, как и у большинства детей.

Существует несколько теорий, объясняющих процесс освоения языка детьми. Две наиболее известные из них — теории Берреса Скиннера и Ноама Хомски. Скиннер считал, что дети обучаются языку посредством вознаграждения и подкрепления. Когда ребенок издает звуки, похожие на слова, родители их вознаграждают — например, улыбаются и обнимают. Это увеличивает вероятность повторения тех же звуков. Так что освоение речи, согласно этой теории, зависит от окружения. Хомски же полагал, что дети имеют врожденное «устройство овладения языком», которое облегчает процесс развития речи.

См. также статьи «Невербальная коммуникация», «Обусловливание», «Психология развития», «Скиннер, Беррес Фредерик», «Хомски, Ноам».

 

САМООЦЕНКА

 

Тим и Рут медики. Тим всегда сомневается в своих способностях как врача, Рут же всегда уверена в своем умении поставить диагноз и назначить эффективный и подходящий метод лечения. В трудных случаях Тим волнуется и часто откладывает постановку диагноза. Рут же без труда справляется со сложными случаями и не думает, что они чем — то сильно отличаются от повседневных ситуаций. Тим и Рут имеют разные самооценки.

Степень самооценки (самоэффективность) — концепция, разработанная Альбертом Бандурой, она означает способность человека оценить свои силы и умение справляться со специфическими проблемами. Особенно Бандуру интересовало отношение между самооценкой и поведением. В случае с Рут и Тимом самооценка относится к их вере в свое профессиональное мастерство. Уровень самооценки человека не всегда постоянен, он зависит от конкретных ситуаций. Например, Тим может не доверять своим способностям как врача, но может быть уверенным в том, что он прекрасно катается на лыжах и хорошо играет на фортепьяно.

Существует ряд факторов, влияющих на степень самооценки человека в определенной ситуации. В их число входит и опыт человека в подобных ситуациях. Если Тиму в прошлом сопутствовал успех, то он, вероятнее всего, будет иметь более высокий уровень самооценки, чем в том случае, если бы в прошлом он часто сталкивался с неудачами. Самооценка зависит и от того, что другие люди говорят о наших способностях. Если они утверждают, что в данной области вы имеете способности, то, скорее всего, вы также будете оценивать себя положительно в этом аспекте. Если на уровень самооценки могут влиять другие люди, значит, он не является фиксированным. Согласно некоторым предположениям, некоторые фобии, например, боязнь змей, рассматриваются как реакция на низкий уровень самооценки. Другими словами, люди боятся из-за того, что не уверены в своих силах справиться созмеями. Один из методов лечения фобий состоит в том, чтобы пациент обрел уверенность в себе и осознал, что он может справиться с объектом фобии.

См. также статьи «Бандура, Альберт», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Социальная психология», «Стресс», «Тревога и тревожные расстройства».

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

 

Высказывание «Я видел это собственными глазами» часто вызывает доверие и убеждает окружающих, что человек говорит правду о том или ином конкретном событии. Во многих криминальных случаях при вынесении обвинения полагаются на слова очевидца — но можно ли полностью доверять такому свидетельству? Этот вопрос имеет большое значение, так как многие присяжные и судьи с готовностью принимают на веру то, что говорит очевидец.

Психологи установили, что при определенных условиях память человека довольно легко искажает события. Для проверки точности слов очевидцев был проведен ряд экспериментов. В типичном эксперименте участникам демонстрировали короткий фильм, повествующий о конкретном инциденте, например о столкновении автомобилей. Затем экспериментатор задавал участникам специфические вопросы по поводу этого инцидента. В экспериментах, проведенных Элизабет Лотус и ее коллегами, исследовалось влияние кажущихся на первый взгляд небольших изменений в форме вопросов. Например, после просмотра фильма о дорожном происшествии одну группу зрителей спрашивали: «С какой приблизительно скоростью ехали машины, когда они столкнулись друг с другом?» Другой группе задавали вопрос: «С какой приблизительно скоростью ехали машины, когда они врезались друг в друга?» Относительно незаметная замена слова «столкнулись» на слово «врезались» оказала значительное влияние на ответы, данные членами разных групп. Когда использовали глагол «врезаться», участники давали завышенные оценки скорости автомобилей по сравнению с членами той группы, где употреблялся глагол «столкнуться». Некоторые из них рассказали даже о разбитом стекле, хотя ничего подобного в фильме не было.

Свидетельства очевидца могут быть искажены и другим образом. Например, бывает, человек уверен, что при определенных обстоятельствах должно произойти какое-либо конкретное событие; эта уверенность, скорее всего, вызвана его воспоминаниями о том, что реально случилось в прошлом.

Все обнаруженные закономерности могут привести к изменениям судебной системы.

См. также статьи «Забывание», «Ложные воспоминания», «Эпизодическая, семантическая и процедурная память», «Эффекты первичности и новизны».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: