СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




 

В одном телевизионном шоу двое мужчин поссорились друг с другом, и охранникам даже пришлось их разнимать. Один из них очень неодобрительно отнесся к высказыванию другого, заявившего, что он не прочь провести время с его подругой. Такая ситуация встречается довольно часто в телевизионных шоу и фильмах: двое мужчин спорят или дерутся за право назвать женщину «своей». Похожее агрессивное поведение, связанное с вопросами пола, можно наблюдать и у многих животных, например у бабуинов, гамадрилов и даже у овец. Схожее поведение людей и животных является объектом изучения сравнительной психологии. При этом возникает один очень существенный вопрос: до какой степени можно обобщать поведение животных и людей и считать его «похожим»?

В рамках сравнительной психологии существует несколько различных направлений, которые до некоторой степени отражают различные традиции академической психологии. В Соединенных Штатах серьезным влиянием пользуется бихевиоризм, особенно лабораторные исследования поведения животных. Основная цель исследований — установить точные условия, при которых происходит процесс научения. В Европе на сравнительную психологию большое влияние оказали работы этологов, таких, как Конрад Лоренц, исследовавший явление импринтинга на примере птенцов. Этологический подход основывается на изучении животных в естественных условиях, а не в лаборатории.

Другое направление исследует сходство в строении мозга человека и мозга животных. Хотя мозг человека обладает некоторыми уникальными чертами — среди них, например, неокортекс (новая кора), — многие детали его мозга встречаются и у животных. Например, структуры, которые находятся в нижней части человеческого мозга, очень похожи на подобные структуры мозга многих млекопитающих. К сожалению, данный неврологический подход в сравнительной психологии часто подразумевает повреждение специфических участков мозга животных и наблюдение за результатами такого вмешательства.

См. также статьи «Бихевиоризм», «Обусловливание», «Строение мозга», «Этика».

 

СТАРЕНИЕ

 

Однажды было высказано мнение, что одну четверть нашей жизни мы растем и три четверти стареем. Старение — это довольно сложный процесс, который сопровождают социальные, психологические и биологические перемены. Уже на третьем десятке жизни наши нервные клетки начинают отмирать, и этот процесс продолжается всю оставшуюся жизнь. В наше время многие люди прекрасно себя чувствуют, перешагнув семидесятилетний рубеж, и ожидается, что большинство сегодняшних учащихся колледжей доживут до восьмидесяти лет. Но все-таки какое влияние старение оказывает на умственные процессы и на наши социальные отношения?

Что касается отношений с окружающими, то, согласно одной из точек зрения, по мере старения люди все больше сосредоточиваются на настоящем и все менее желают тратить время и усилия на то, чтобы завести новых знакомых. Существующие отношения с родителями, близкими друзьями и членами семьи становятся более крепкими и более ценимыми.

На работе также заметны перемены: пожилые работники находят в работе больше удовольствия, чем молодые. Возможно, это является отражением положительного восприятия настоящего момента и относительно малого беспокойства по поводу дальнейшей карьеры.

В большинстве современных обществ считается, что пожилые люди должны выходить на пенсию в определенном — произвольно установленном — возрасте, например в 65 лет. Однако многие люди полагают, что общество должно обращать внимание на реальные способности личности, на субъективный, а не на фактический возраст. В качестве примера приводят политику, где пожилые люди часто достигают известности и занимают высокое положение. Нельсон Мандела, например, стал президентом Южно-Африканской Республики в 75 лет.

Не все переживают старость одинаково: различия в психологии, физиологии и финансовом положении играют важную роль в субъективной оценке этого состояния. Что касается умственных способностей, то у людей, которые постоянно занимались умственной деятельностью, наблюдаются совсем незначительные ухудшения памяти и восприятия по сравнению с теми, кто давно уже отказался «шевелить мозгами».

См. также статьи «Когнитивное развитие», «Привязанность», «Слабоумие», «Социальное развитие».

 

СТЕРЕОТИПЫ

 

Представьте себе, что вас попросили перечислить характерные особенности следующих групп: американцы, ирландцы, англичане, женщины, мужчины, гомосексуалисты, вегетарианцы, бездомные и психологи. Возможно, для каждой из них вы бы составили довольно большой список черт, даже если бы никогда лично не встречались с представителями этих групп. У всех у нас есть определенный взгляд на различные социальные группы, и представителей каждой из них мы наделяем общими специфическими чертами и особенностями. Такое убеждение называется стереотипом.

Стереотипы очень быстро возникают в памяти и оказывают большое влияние на то, как мы воспринимаем окружающих людей, информацию и события. Например, когда нам сообщают какие-то сведения, не согласующиеся с нашими стереотипами, мы добавляем к ним что-то от себя и интерпретируем их таким образом, чтобы они стали согласовываться со стереотипами. Возьмите для примера следующую фразу: «Студент посмотрел, сколько спиртного было приготовлено для вечеринки, и огорчился». Вы, вероятно, сделали определенные выводы, исходя из этой неполной информации. Согласно распространенному стереотипу, студенты не прочь выпить, и вы могли прийти к мнению, что он огорчился оттого, что спиртного было недостаточно. С другой стороны, если бы речь шла о монахине, то вы бы, вероятно, подумали, что спиртного было слишком много. В некоторых ситуациях стереотипы, особенно отрицательные, могут приводить к предубеждениям. Однако в других случаях некоторые стереотипы помогают понять сложный мир.

Согласно одному предположению, стереотипы действуют как «ускорители» наших мыслительных процессов, экономя время. Когда мы только знакомимся с людьми, то на основании стереотипов пытаемся предсказать их поведение и, соответственно, сами ведем себя определенным образом. Когда мы описываем членов иной социальной группы, то предпочитаем подчеркивать их сходство друг с другом. Например, вы наверняка много раз слышали из уст женщин высказывания вроде: «Мужчины — они все одинаковые!»

См. также статьи «Социальная психология», «Схемы1 и сценарии», «Установки», «Формирование впечатлений».

 

СТРЕСС

 

Мистер Смит — учитель. Ему трудно поддерживать порядок в старших классах школы. Почти все время подростки разговаривают и мешают ему вести урок. Когда мистер Смит пытается проявить строгость, они отвечают грубостью, а один из них даже пригрозил проткнуть колеса его автомобиля. Мистер Смит никак не может забыть об этом происшествии и думает, как же ему вести себя с ними в следующий раз. Ему трудно сосредоточиться; хотя к вечеру он очень устает, ему никак не удается заснуть. Утром он едет в школу и вдруг замечает, что его ладони вспотели, сердце сильно бьется и что думать он может только об этих грубиянах и о том, что же с ними делать. Два дня спустя мистер Смит решает отдохнуть от работы и остается дома до конца недели.

В повседневной речи мы часто используем слово «стресс», но в очень широком и неопределенном смысле. Взяв для примера ситуацию, в которой оказался мистер Смит, можно выделить четыре основных признака стресса.

Во-первых, особое эмоциональное состояние, такое, как чувство тревоги и напряжения.

Во-вторых, особое физиологическое состояние, такое, как учащенное сердцебиение и потеря аппетита.

В-третьих, специфические психологические нарушения: недостаток концентрации и отвлечение внимания. В-четвертых, особенности поведения, такие, как нарушенный сон и невыход на работу.

Но что вызывает стресс? Одна из теорий утверждает, что стрессовое состояние возникает тогда, когда человек думает, что не может разрешить ту или иную проблему. Так, стресс мистера Смита вызван его предположением, что он не способен справиться с трудными подростками в классе.

Длительное состояние стресса может привести к ряду физических нарушений, в том числе к сердечным заболеваниям, расстройствам иммунной системы и язве желудка. Различные способы преодоления стресса называются контролированием стрессовых ситуаций. Их эффективность зависит от разных причин. Среди них — индивидуальная приспособляемость людей к тем или иным ситуациям.

См. также статьи «Биопсихология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Психология труда», «Сон», «Удовлетворение от работы».

 

СТРОЕНИЕ МОЗГА

 

При первом же взгляде на головной мозг бросаются в глаза многочисленные складки и извилины на его поверхности. Он похож на большой грецкий орех, аккуратно вынутый из скорлупы. Внешний слой мозга называется корой. Некоторые области коры выполняют особые роли. Например, заднюю часть коры головного мозга называют зрительной зоной — в ней обрабатывается информация, получаемая от органов зрения. Передняя часть коры, лобная доля, по всей вероятности, ответственна за планирование наших будущих действий и нашего поведения. Между зрительной зоной и лобной частью располагается моторная кора, которая контролирует наши движения. Различные участки моторной коры отвечают за движение различных частей нашего тела — ног, рук, пальцев, лица и т. д.

Ясно выделяются две схожие между собой половины головного мозга — левое и правое полушария. Они связаны между собой скоплением нервных клеток, которое называется мозолистым телом. Хотя полушария на вид почти идентичны, на самом деле они выполняют различные задачи и управляют разными видами активности. Например, за речь ответственно преимущественно (хотя и не исключительно) левое полушарие, тогда как пространственное мышление, например опознавание трехмерных объектов, это сфера деятельности правого полушария.

Мозолистое тело скрывает некоторые другие части мозга, в том числе и таламус. Через таламус проходят сигналы от органов чувств, таких, как глаза, нос и уши, а затем он передает их в соответствующие разделы мозга. Под таламусом, ближе к передней части мозга, располагается небольшой отдел под названием гипоталамус, который участвует в регулировании эмоций и в ответных реакциях на стрессовые ситуации.

См. также статьи «Биопсихология», «Нейроны», «Нейромедиаторы», «Сравнительная психология», «Стресс».

 

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Судебная психология занимается тем, что применяет методы и принципы, разработанные в психологии, к судебной системе. Судебные психологи служат советниками законодателей, судей, политиков и юристов, а также могут играть важную роль в расследовании преступлений. Один из методов, которые используют судебные психологи, — это составление профиля преступника. Судебный психолог использует информацию о предыдущих подобных преступлениях и составляет психологический портрет человека, который мог бы совершить нечто подобное. Составление профиля преступника привлекло к себе внимание средств массовой информации, и многим кажется, что это великолепное средство расследования преступлений, но далеко не все психологи получают возможность применить этот метод на практике.

Психологи также разработали ряд специфических техник опроса свидетелей и подозреваемых. Например, когнитивный опрос помогает свидетелям преступления вспомнить как можно больше необходимой информации о случившемся. При этом свидетелю задается ряд определенных вопросов, которые заставляют его рассмотреть преступление с различных точек зрения. К примеру, свидетеля просят рассказать о преступлении в обратном порядке. Каждый вопрос составлен так, чтобы свидетель воссоздал новую картину преступления; это повышает вероятность того, что он правильно передаст запомнившуюся информацию. Когнитивньй опрос увеличивает количество подробностей, которые вспоминает свидетель. Судебные психологи вносят вклад и в судебный процесс — например, оценивая психическое состояние преступника на момент совершения преступления. В Соединенных Штатах их часто просят оценить, до какой степени члены суда присяжных могут отнестись беспристрастно к рассматриваемому преступлению.

Большинство судебных психологов работают в тюрьмах или специальных психиатрических больницах. Одна из их основных задач в подобных учреждениях — обеспечить эффективное психиатрическое лечение и надлежащий уход за заключенными и пациентами.

См. также статьи «Клиническая психология», «Психология здоровья», «Психология труда», «Спортивная психология».

 

СХЕМЫИ СЦЕНАРИИ

 

Каким образом мы осмысляем события и происшествия нашей повседневной жизни? Почему мы знаем, что нужно делать, когда идем обедать в ресторан? Фредерик Бартлетт, психолог первой половины XX века, для обозначения систематически организованных знаний об окружающем мире использовал термин «схема».

Один из вопросов, интересовавших Бартлетта, заключался в том, каким образом люди запоминают рассказываемое. Для исследования этого вопроса он рассказывал испытуемым различные истории, относящиеся к различным культурам, и просил пересказать их. Конечно, люди должны были пересказывать эти истории через определенный промежуток времени, когда они неминуемо что-то забывали и допускали ошибки. Однако Бартлетт сделал весьма примечательное наблюдение. Оказалось, что ошибки, которые допускали испытуемые, были основаны на их собственном взгляде на окружающий мир. Если им предлатали запомнить историю, то они пытались осмыслить ее и сопоставить с имеющимися у них знаниями о мире при помощи схем. Важным вкладом Бартлетта в развитие психологии памяти стало предположение, что воспоминание прошлого является частью активного процесса реконструкции.

Совсем недавно Роджер Шенк и Роберт Эбельсон использовали термин «сценарий» для обозначения наших знаний об ожидаемой последовательности событий в повседневных ситуациях. Например, они составили подробное описание сценария поведения в ресторане, в который включили знания о последовательности событий и действий, характерных для типичного посещения ресторана. Сценарии — это частные случаи схем. Действия в сценарии организованы согласно заданной последовательности. В ресторане, например, прежде чем сесть за стол, нужно найти свободное место, а после того как сядешь, нужно сделать заказ. Действия в сценарии также направлены на цель. Другими словами, вы посещаете ресторан с определенной целью. Она может заключаться, например, в удовлетворении чувства голода или в праздновании какого-то события.

См. также статьи «Когнитивная психология», «Формирование впечатлений», «Стереотипы», «Эпизодическая, семантическая и процедурная память».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: