ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ




 

На работе Кэрол представили новую сотрудницу. Кэрол пыталась поговорить с ней, но та сторонилась беседы. Хотя их диалог был очень коротким, Кэрол успела решить, что новая сотрудница ей не нравится и что она будет плохо справляться с работой. На протяжении всей нашей жизни мы встречаемся с большим количеством людей и часто очень быстро приходим к мнению, нравятся они нам или нет. Формирование впечатления связано со многими факторами и определяет нашу реакцию на людей, которых мы видим впервые.

В случае с Кэрол ясно, что она почти ничего не знает о новой сотруднице и ее впечатления основываются на небольшом количестве информации. Когда мы оцениваем других людей, нам часто кажется, что если человек обладает какой-то одной чертой характера, то он обладает и другими чертами, схожими или связанными с этой. У Кэрол имеется своя теория личности, основанная на ее опыте, и ей кажется, что она знает, какие черты характера могут сочетаться вместе. Такую теорию называют имплицитной (неявной или скрытой) теорией личности. В большинстве случаев мы выносим свои суждения, исходя из анализа двух параметров. Во-первых, это общительность, то есть способность человека общаться с другими людьми, помогать им и поддерживать их или оставаться холодными и безучастными. По всей видимости, Кэрол решила, что новой сотруднице недостает общительности. Второй параметр — это степень интеллекта: умный человек или глупый, умеет он что-то делать, обладает ли настойчивостью и сообразительностью. Кэрол решила, что новой работнице недостает сообразительности. На наше впечатление о человеке влияет также и его внешний вид. Согласно исследованиям, внешне привлекательные люди кажутся более общительными, интересными и приятными.

См. также статьи «Привлекательность», «Близкие отношения», «Стереотипы», «Установки».

 

ФРЕЙД, ЗИГМУНД

 

Зигмунд Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856 года. Большую часть жизни он провел в Вене, где получил степень доктора медицины. В 1900 году опубликовал одну из самых известных своих работ — «Толкование сновидений», в которой доказывал, что все подавленные сексуальные желания в скрытой форме проявляются в сновидениях. В 1902 году его назначили профессором невропатологии Венского университета, и он продолжил развивать свои идеи вместе с группой единомышленников. В результате их деятельности в 1908 году открылось Венское психоаналитическое общество. Скончался в Лондоне в сентябре 1939 года.

Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал родоначальником психоанализа, впервые употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово «психоанализ» для обозначения теории личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два основных постулата. Во-первых, люди часто не догадываются об истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто находятся в области бессознательного. Во — вторых, для защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные механизмы.

Фрейд предположил, что в любой момент времени мы осознаем только часть своих мыслей — те, что находятся в сознании. Другие мысли могут находиться либо в предсознании (и тогда их легко сделать осознанными), либо в области бессознательного. Согласно Фрейду, осознать бессознательные мысли очень трудно, а иногда даже невозможно. Часто в бессознательном откладываются воспоминания о неприятных и травмирующих событиях. Фрейд полагал, что нарушения психики, такие, как тревожные расстройства, являются результатом конфликта между сознанием и бессознательным.

См. также статьи «Вытеснение», «Защитные механизмы», «Личность», «Психодинамическое направление в психологии», «Юнг, Карл Густав».

 

ХОМСКИ, НОАМ

 

Кристина гладит кошку. Кристина настолько любит кошек, что подобное действие стало для нее обычным. Но его можно передать и иной фразой: «Кошка гладится Кристиной» (наша стилистика допускает подобную конструкцию). Оба эти предложения выражают одну и ту же мысль, но построены разным образом. Теория языка, разработанная Ноамом Хомски, указывает на различие между реальными словами и предложениями нашей речи и значением, которое имеют эти предложения. То, что мы можем различать «поверхностную структуру» и «глубинную структуру», можно проиллюстрировать на примере двусмысленных предложений, имеющих одинаковую структуру на поверхности, но различный глубинный смысл, зависящий от контекста. Возьмем для примера английское предложение «They were cooking apples». Это предложение можно перевести как «Они готовили яблоки» или «Это были яблоки для готовки». Два различных смысла предложения отражают различие глубинных структур.

Хомски разработал сложную систему под названием «трансформационная грамматика», которая демонстрировала, каким образом можно преобразовать глубинную структуру в поверхностную, узнаваемую и используемую в виде речевых фраз. Хомски утверждал, что глубинная структура основывается на ряде принципов, общих для всех человеческих языков. Его взгляд на развитие речи у детей фундаментально отличался от взгляда известного психолога-бихевиориста Берреса Скиннера.

Согласно Хомски, у детей имеется врожденная способность к усвоению языка. Для описания набора врожденных структур мозга, которые ответственны за процесс научения языку, он использовал термин «устройство овладения языком». Скиннер же утверждал, что мы обучаемся языку в процессе проб и ошибок, получая положительное подкрепление, когда издаем определенные звуки. Например, он предположил, что взрослые реагируют положительно на звуки, издаваемые младенцем, если они напоминают звуки и слова их родного языка.

См. также статьи «Бихевиоризм», «Когнитивное развитие», «Развитие речи», «Скиннер, Беррес Фредерик».

 

ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

 

Хронической болезнью называют такую болезнь, которая носит физиологически необратимый характер, длится более трех месяцев в году и часто требует помещения пациента в больницу. Согласно подсчетам, от хронических болезней страдают приблизительно 10–15 процентов детей и до 30 процентов взрослых. Наиболее распространенная хроническая болезнь в детстве — астма; по мере взросления увеличивается риск таких хронических болезней, как сердечнососудистые заболевания, артрит, рассеянный склероз и диабет.

Согласно одной из психологических моделей хронических болезней, осознание человеком своей болезни проходит четыре стадии. Первая стадия — это стадия неопределенности, когда больной пытается осознать значение и степень тяжести симптомов. Для второй стадии характерен психологический кризис, поскольку человек понимает, что страдает от серьезной болезни. В этот период наряду с наблюдением специалистов ему особенно требуется поддержка со стороны родственников и знакомых. На третьей стадии больной пытается обрести некоторый контроль над своей болезнью и полагается на различные формы контролирования стрессов. На последней стадии он адаптируется к ситуации и смиряется с болезнью и ее последствиями.

Уровень психологического настроя, по всей видимости, играет важную роль в том, насколько легко пациент адаптируется к хронической болезни и вызываемым ею страданиям. Люди с позитивным настроем не только лучше приспосабливаются к болезни, но и менее страдают от нее и демонстрируют более слабые ее симптомы. Психологическая помощь призвана облегчить переживание болезни пациентами и помочь им справиться с нею наиболее эффективным образом. Она включает в себя проведение психологических тренингов, советы психолога, выработку социальных навыков и снятие стрессовых состояний.

См. также статьи «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Психотерапия», «Самооценка», «Стресс».

 

ЧТЕНИЕ

 

При чтении, то есть определении смысла того, что напечатано на странице, задействован ряд специфических процессов. Когда мы читаем, наши глаза постоянно совершают быстрые движения, перескакивая с одного знака на другой. Эти быстрые движения называются саккадами, и каждая из них длится около 15 миллисекунд. После каждой саккады наши глаза останавливаются на одной точке в течение приблизительно 250 миллисекунд, перед тем как приступить к очередной саккаде. Именно в это время, когда наши глаза неподвижнымы можем осознавать информацию.

Одна из причин, по какой глаза движутся по странице, заключается в том, что интересующие нас слова должны находиться в центре поля видимости; эту область мы воспринимаем наиболее четко. Отождествление и осмысление печатных или письменных слов требует обработки информации на трех уровнях. Для начала нужно обработать информацию о прямых и кривых линиях и с ее помощью отождествить отдельные буквы в слове. Отождествив буквы, мы должны отождествить все слово целиком. Но это очень сложный процесс, и маловероятно, чтобы он происходил посредством последовательного перехода от расшифровки букв до составления из них слова. Скорее всего, процесс этот интерактивный, то есть черты целого слова помогают определить конкретные буквы, и наоборот, отдельные буквы помогают нам узнать все слово.

Одно из центральных понятий в психологии чтения и распознавания слов — это внутренний словарь. Наш внутренний словарь содержит все сведения о знакомых нам словах, включая их значение, написание, произношение и роль, которую они могут играть в предложении. Каждый раз при чтении слова мы обращаемся к этому словарю, но каким образом мы так быстро и правильно находим нужное слово? Согласно одному из предположений, люди могут опознавать слово непосредственно по совокупности напечатанных букв. То есть, посмотрев, например, на слово «просто», мы мгновенно соотносим его с нужным словом внутреннего словаря.

См. также статьи «Дислексия», «Когнитивная психология», «Развитие речи», «Хомски, Ноам».

 

ШИЗОФРЕНИЯ

 

Джеймс верит в то, что за ним охотятся русские спецслужбы. Он также верит, что они работают в сотрудничестве с другими секретными службами по всему миру и пытаются убить его за то, что он знает место предполагаемого приземления инопланетян. Такой феномен называется бредом; бред — это ошибочные убеждения, не имеющие почвы в реальности. Поддерживать общение с Джеймсом очень трудно. Его речь отрывиста, и он часто меняет тему разговора. Очень часто новое предложение начинает новую тему. В последнее время он начал все больше и больше проводить времени в одиночестве. Врачи установили диагноз: шизофрения. Шизофрения — это одно из наиболее тяжелых психических расстройств.

Одна из проблем при диагностировании шизофрении состоит в том, что ее проявления могут быть весьма различными. Не существует единых симптомов, недвусмысленно свидетельствующих о том, что пациент страдает шизофренией. Симптомы шизофрении можно разделить на две группы. В первую группу входят бред и галлюцинации — например, восприятие голосов в тот момент, когда никто поблизости не говорит. Эти симптомы выходят за рамки обычных чувств и ощущений. Вторая группа симптомов включает в себя понижение общительности, апатию и угасание интереса ко всему. Симптомы этой болезни проявляются в отклонении от поведения, присущего всем людям.

Согласно оценкам, от шизофрении в тот или иной период жизни страдает один процент населения. Наибольшая ее вероятность приходится на подростковый возраст и начало взрослого периода жизни. В отличие от других психических заболеваний, при лечении шизофрении широко используют медикаменты. Состояние около трети страдающих шизофренией нормализуется; другие испытывают периодические ухудшения или длительные периоды шизофрении. Было также подсчитано, что среди бездомных шизофренией страдают около десяти процентов.

См. также статьи «Депрессия», «Клиническая психология», «Нейромедиаторы», «Тревога и тревожные расстройства».

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

 

Ян и Анна — студенты, готовящиеся к сдаче экзаменов. Ян вспомнил, что он где — то читал о том, как лучше всего запоминать. Для этого нужно по-настоящему понимать то, что запоминаешь, проводить связи между новой информацией и тем, что уже знаешь (осознанное запоминание). Анна же, напротив, полагает, что лучше всего запоминать посредством «зубрежки» — читать нужный материал снова и снова, пока не запомнишь (механическое запоминание). Для того чтобы выяснить, кто из них прав, можно провести эксперимент.

Большинство экспериментов начинается с того, что предсказываются события, то есть выдвигается гипотеза. В случае с Анной и Яном гипотеза может быть приблизительно такой: «Механическое запоминание и осознанное запоминание приводят к различным уровням воспоминания при проведении последующих проверок». Во время экспериментов наблюдают за тем, какое влияние на поведение участников оказывает изменение некоторого параметра ситуации. В данном случае переменной служит метод запоминания, а поведением — поведение во время проверки. Для того чтобы проверить нашу гипотезу, нужно, как того требует основная схема эксперимента, чтобы Анна и Ян запомнили определенную информацию, используя разные методы, а затем проверить их знания.

Одна из основных целей любого эксперимента — установить причинно-следственную связь между переменными, чтобы, когда эксперимент будет закончен, мы с определенной долей уверенности могли заявить, что изменение данного параметра действительно приводит к предсказуемым изменениям в наблюдаемом поведении. Это значит, что мы должны быть уверены в отсутствии других переменных, влияющих на поведение испытуемых. Что касается вышеуказанного случая, то при проведении эксперимента нам потребуется принять во внимание ряд факторов. Например, мы можем потребовать, чтобы Анна и Ян начали запоминать материал в установленное время суток и чтобы они запоминали строго определенное количество информации для последующего воспроизведения.

См. также статьи «Количественные и качественные методы анализа», «Корреляция», «Надежность и валидность», «Опросы», «Этика».

 

ЭМОЦИИ

 

Мэри говорила с Джессикой о своем рабочем дне. «Ты не поверишь, что сегодня произошло на работе, — начала Мэри возмущенно. — Мне нужно скреплять много бумаг, и я всегда держу под рукой степлер. А сегодня открываю ящик, а его там нет! Целых полчаса я его везде искала. И тут проходит мимо парень, работающий за соседним столом, и так спокойно кладет степлер передо мной и заявляет: "Спасибо, а то мой сломался". Я просто ушам своим не поверила. Я так разозлилась, что мне захотелось вцепиться в него и хорошенько объяснить, чтобы он в другой раз просил разрешения перед тем, как брать чужие вещи. Меня даже всю затрясло». Мэри выражает негодование по поводу действий своего коллеги.

Можно представить, что эмоции складываются из трех составляющих: чувства, физиологических изменений и состояния готовности к действию. Что касается Мэри, то здесь заметны чувство гнева по отношению к коллеге, физическая реакция на это чувство (ее «затрясло») и готовность к действию («вцепиться и объяснить»).

Для чего же нужны эмоции? Было высказано предположение, что эмоции помогают нам приспособиться к быстро меняющейся окружающей среде. Гнев и страх служат показателями, что не все идет так, как нужно, тогда как ощущение радости свидетельствует о том, что наши цели достигнуты. Согласно еще одному предположению, существуют шесть эмоций, общих для всех культур и для всех людей: счастье, удивление, страх, печаль, гнев и отвращение. Были проведены исследования развития эмоциональных реакций у грудных детей. Оказалось, что в возрасте от десяти до двенадцати месяцев дети способны выражать счастье и отвращение, отличая их друг от друга. В этом возрасте они также способны определять основные изменения в эмоциональном поведении взрослых, которые за ними ухаживают (например, отличать счастливое состояние няни или матери от гневного), хотя насколько тонко они понимают эти различия, еще неизвестно.

См. также статьи «Биопсихология», «Контролирование стрессовые ситуаций», «Психология здоровья», «Стресс».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: