Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы




 

Отдельным блоком, требующим внимания, необходимо выделить деятельность органов местного самоуправления в области нормотворчества. Нормативно-правовые акты жилищного регулирования, так и механизмы их реализации нуждаются в дальнейшем совершенствовании, что непосредственно зависит от нормотворческой работы органов местного самоуправления, в том числе продвижения необходимых муниципалитетам законопроектов на областном и федеральном уровне в порядке законотворческой инициативы.

Органы местного самоуправления осуществляют работу на уровне, максимально приближенном к местному населению. В рамках законотворческой инициативы, учитывая специфику муниципальных образований региона, субъекты Российской Федерации могут определять приоритеты в правовом регулировании отдельных видов общественных отношений. В данном направлении важен опыт муниципальных образований в реализации отдельных мероприятий региональных программ.

Так, рассматривая реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», региональным Правительством необходимо учитывать те сложности и проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные образования и которые возможно решить принятием соответствующих областных правовых актов.

Пунктом 5 Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пункт 7 Правил обязывает орган государственной власти субъекта Российской Федерации установить порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Во исполнение федерального законодательства министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области приказом утвердило Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках реализации областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 03.04.2009 №193 (далее - Порядок).

Порядок устанавливает перечень документов, которые молодая семья должна предоставить в орган местного самоуправления для признания семьи имеющей достаточные доходы.

Такими документами являются:

документы, подтверждающие наличие сбережений;

документы, подтверждающие доходы членов молодой семьи;

документы, подтверждающие возможность предоставления кредита (займа) молодой семье.

Определение части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты, осуществляется путем вычитания из размера расчетной (средней) стоимости жилья размера социальной выплаты. Данная часть, рассчитанная, к примеру, на основе стоимости 1 квадратного метра, установленной по городскому округу Тольятти в 3 квартале 2012 г., в расчете на семью из трех человек, будет составлять более 1 100 тыс. руб.

Очевидно, что молодой семье затруднительно иметь такую сумму в качестве накоплений на счете в банке. В то же время, в случае представления молодой семьей только справок по форме 2-НДФЛ, семье из 3 человек необходимо подтвердить, что их совокупный семейный доход составляет не менее 39 тысяч рублей, что также не имеет большого распространения.

Молодой семье остается обращаться в банки с целью получения справки о максимально возможном кредите (займе) на указанную сумму. В условиях снижающихся доходов молодой семьи и распространенной ситуации, когда один из супругов работает, а другой находится в отпуске по уходу за ребенком, банки не подтверждают свою готовность предоставить молодой семье кредит на сумму почти в миллион рублей.

Кроме того, установление областным Правительством вышеуказанных оснований для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, исключает из числа возможных получателей социальной выплаты те молодые семьи, которые действительно смогут реализовать свидетельство, то есть те семьи, которые не имеют высоких доходов, но уже имеют в собственности какое-либо жилье: комнату в квартире, квартиру и которое может быть реализовано для дальнейшего приобретения жилья большей площади.

Необходимо в пункты 6 и 7 Порядка добавить перечень документов, которыми молодая семья может подтвердить наличие собственности (квартиры, доли в праве общей собственности, земельные участки, незавершенное строительство и др.), а также добавить порядок оценки данного имущества и использования его в качестве имеющихся иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Документом, предоставляемым молодой семьей в данном случае может служить справка об оценочной стоимости данного имущества, оформленная оценочной компанией или БТИ.

Подобный порядок принят в Ульяновской области постановлением Администрации Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы», а также действует при реализации подпрограммы в Ярославской области.

Кроме того, принятая областным Правительством методика оценки доходов или иных денежных средств молодой семьи содержит в себе расчет ежемесячных платежей по ипотечному жилищному кредиту в размере части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер социальной выплаты. Для данного расчета применяются следующие усредненные показатели: срок кредита 15 лет, процентная ставка по кредиту - 14%.

В расчете, при определении суммы процентов, уплачиваемых по ипотечному кредиту, учитывается сумма всего кредита за весь расчетный период - 15 лет, без учета ежемесячного погашения основного долга по кредиту по ставке 14% годовых, что значительно увеличивает сумму ежемесячных расчетных платежей, а в свою очередь это приводит к увеличению требований к совокупному семейному доходу.

В аналогичном расчете в Ульяновской области установлена процентная ставка в размере 11% годовых, в расчете, принятом в Ростовской области, ставка для расчета применяется в размере 5%.

Принятый Правительством Самарской области Порядок в качестве документов, подтверждающих возможность предоставления кредита (займа) молодой семье, указывает только документ банка или специализированной областной ипотечной организации, что ограничивает возможности молодых семей, установленные федеральными Правилами.

Можно предложить в качестве документа по данному пункту использовать следующий - согласие юридического лица на предоставление каждому из супругов либо одному из них займа, ссуды, в том числе:

гарантийное обязательство юридического лица (например, работодателя) о предоставления займа или ссуды;

договор (акт) о передаче денежных средств официальным представителем юридического лица молодой семье;

нотариально удостоверенное обязательство физического лица на предоставление каждому из супругов либо одному из них займа или ссуды.

Документы должны быть представлены оригиналом или копией, заверенной нотариально либо лицом их выдавшим (касается юридических лиц).

Предложения о внесении изменений в действующий на территории Самарской области Порядок неоднократно представлялись в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Однако до настоящего времени документ действует в прежней редакции.

Существующие межбюджетные отношения и бюджетная политика в РФ фактически сокращают срок действия сертификата, создавая тем самым административный барьер для молодых семей. Так, во исполнение поручения министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области неиспользованные по состоянию на 01.01.2013 г., остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидии из областного бюджета, в том числе формируемой за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, были возвращены в областной бюджет. В целях осуществления в 2013 году, своевременного возврата в бюджет городского округа неиспользованных остатков средств 2012 года, муниципалитет готовит и направляет письмо в МЭРИТ Самарской области, с обоснованием потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов. Однако возврат средств затягивается примерно на 3 месяца, а срок действия сертификата 9 месяцев. Фактически получается, что молодой семье отводится 6 месяцев. И эта явно острая проблема при реализации социальной выплаты.

Можно также отметить несколько рамочный характер принятых Правительством Российской Федерации Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Практически отсутствует механизм исключения молодых семей из числа участников подпрограммы. Основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы указаны в пункте 18 Правил, однако процедура исключения молодых семей из числа участников подпрограммы на стадии представления молодыми семьями обновленного пакета документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты отсутствует.

С другой стороны, законодатель мог подразумевать, что подобный механизм будет определен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако прямо не указал это в документе. В принятых Правительством Самарской области нормативных документах данный аспект не рассматривался, что затрудняет работу органов местного самоуправления области и ведет к нецелесообразному разнообразию принимаемых решений муниципалитетами.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию подпрограммы, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, что должно служить стимулом к работе органов местного самоуправления в части продвижения необходимых муниципалитетам законопроектов на областном и федеральном уровне в порядке законотворческой инициативы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: