Лексика как система.
Компонентный анализ лексического значения.
Ключевые слова: компонентный анализ, семантический компонент, сема, архисема, интегральный признак, дифференциальный признак, семантическое поле, лексико-семантическая группа, гипонимические отношения, гипоним, гипероним, парадигматические отношения в лексике
Опираясь на лекции, учебник и сеть Интернет
создайте:
А) толковый словарик этих терминов, и
Б) структурно-логическую схему (или схемы) для краткого обобщенного объяснения темы.
В ходе поиска информации обратите внимание на следующие адреса:
Энциклопедия «Кругосвет»
URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika),
портал FILOLOGIA. SU,
Русский филологический портал URL: https://philology.ru/, а также прилагаемые к заданию статьи.
При создании структурно-логической схемы используйте портал структурно-логических схем Схемо 2.0 (Русский язык и литература, Н.Н. Соловьева, Р.В. Варпахович) URL: https://xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/ruskii-jazyk-i-literatura
1. Пользуясь толковым словарем, сформулируйте значение каждого
слова. Что общего в значениях этих слов и чем они отличаются друг от
друга? Укажите минимальное количество признаков, позволяющих различать лексические значения данных слов.
1) Болото, залив, море, озеро, океан, пролив, пруд, река, ручей.
2) Бежать, идти, подпрыгивать, ползти.
3) Бор, лес, парк, перелесок, роща, тайга.
2. Разбейте слова на морфемы. Определите, какие морфемы пе
редают: 1) только лексическое значение; 2) только грамматическое зна
чение; 3) лексическое и грамматическое значение одновременно. Ука
жите, какое именно лексическое и грамматическое значение заключено
в каждой морфеме.- Сформулируйте лексическое значение слова.
|
Бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый.
3. Определите, у каких слов в данном списке конечные служебные морфемы имеют одинаковое грамматическое значение. Какое именно?1
. А есть ли здесь слова с одинаковым лексическим значением?
Рука, справа, шла, тетя, лежа, берега, Ира, думая, у стола, берега, 'земляника, юноша, идя, читала.
4. Определите мотивированные и немотивированные слова. Укажите признак, положенный в основу названий мотивированных слов.
А) Буревестник, воробей, ворона, гагара, голубь, гусыня, гусь,
дрозд, дятел, иволга, кукушка, курица, куропатка, орел, петух,
поганка, рябчик, селезень, соловей, сорока, утенок, утка, цыпле
нок, чайка, чибис.
Б) Брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, клюква,
костяника, малина, морошка, смородина, черника.
5. Определите признак, положенный в основу названий следующих русских слов и соответствующих им слов в изучаемом вами иностранном языке.
Водопад, кукушка, мяукать, небоскреб, незабудка, петух, подснежник, сапожник, сладкоежка.
6. Детям свойственно вглядываться во внутреннюю форму слов, при
этом часто происходит переосмысление мотивации названия. Определите, какой признак положен в основу названия в следующих примерах
детской речи, приведенных в книге К- И. Чуковского «От двух до пяти».
7.
Мазолин (вазелин), цепля (петля), больмашина (бормашина), кусарик (сухарик), вертилятор (вентилятор), песковатор (экскаватор), плюнка (слюнка), улиционер (милиционер), колоток (молоток).
|
Дополните лексико-семантическую группу «имена существительные, обозначающие совокупность людей»:
Группа, толпа, сборище, компания, народ, студенчество, рота, класс, население, семья, электорат, клан, союз, сообщество, коллектив…
Распределите эту группу на подгруппы по интегральным семантическим компонентам. Может ли одно слово попасть в разные столбцы? Значение какого слово содержит наименьшее число компонентов?
организованность | родство | деятельность | место | … |
Назовите архисему (интегральный семантический компонент) данной группы слов. Распределите ее на группы на основе сформулированных вами интегральных и дифференциальных семантических компонентов:
Друг, товарищ, приятель, сотрудник, коллега, соратник, сообщник, сверстник, одноклассник, современник, земляк, соперник, конкурент, враг, противник;
Выпишите из стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ» все слова, относящиеся к семантическому полю «движение», распределив их по частям речи.
КАВКАЗ
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.