27 июля 2006 г. президент В. Путин подписал ранее одобренный обеими палатами закон № 152-ФЗ "О персональных данных". Этот закон запрещает разглашение "персональных данных" о физических лицах государственными органами без письменного согласия на то физического лица.
Однако закон сформулирован таким образом, что легко поддается расширительному толкованию: например, что разглашать персональные данные не имеют права средства массовой информации, социологи, политические аналитики, историки и т. д. При этом к персональным данным, согласно букве закона, относится любая информация, касающаяся этого лица, в том числе имя, дата рождения, адрес, политические взгляды и прочее.
Теоретически, цитируя какого-либо политического деятеля, бизнесмена или любого прочего ньюсмейкера, журналисты отныне обязаны получать письменное согласие человека на упоминание его имени.
Разумеется, этот закон неисполним в принципе, но, как и все неисполнимые законы, он позволяет использовать себя выборочно: ссылаясь на него, возможно запрещать распространение нелестной информации о политиках без письменного согласия на то самого политика (например, как голосовал депутат по вопросу о монетизации льгот или отдаче Китаю речных островов в Хабаровском крае).
В 2006-2008 гг. закон в своей потенциально репрессивной части не исполнялся ни журналистами, ни государственными органами.
СОЗДАНИЕ "РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРЫ"
(МАРТ 2007 г.)
Если читатель считает, что труднопроизносимые сокращения непонятны лишь иностранцам, а русскими воспринимаются как что-то естественное, он ошибается. Нет ничего более неестественного, чем многочисленные сокращения длиннющих русских названий. Эта традиция - сокращать - зародилась в первые послереволюционные годы, когда к власти пришли в целом неграмотные люди, революционеры-большевики, и в силу своей общей необразованности придумывали длинные сложные названия, а в силу своей неграмотности не могли их ни запомнить, ни, тем более, написать. Тогда-то и появились сокращения, которые нельзя произнести ни на каком языке, в том числе и на русском; и которые нельзя запомнить никаким мозгом, в том числе и развитым.
|
12 марта 2007 г. президент Путин подписал указ, объединяющий две федеральные службы - Росохранкультура и Россвязьнадзор - в единое ведомство: Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура). Таким образом, был создан новый регулятор: из двух министерств (Минкультуры и Минсвязи) были выделены функции лицензирования и надзора в области СМИ и объединены в новую единую службу, подчиняющуюся напрямую премьеру.
27 марта бывший руководитель Росохранкультуры, бывший сотрудник КГБ, офицер действующего резерва Борис Боярсков возглавил Россвязьохранкультуру.
Первым заметным деянием нового ведомства и его главы на поприще надзора за прессой стал в июле 2007 г. запрос в Генпрокуратуру по поводу публикации на сайте газеты "КоммерсантЪ" стенограммы допроса Ахмеда Закаева. Следователи Генпрокуратуры беседовали с Закаевым в рамках российского расследования убийства бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.
Б. Боярсков заподозрил "КоммерсантЪ" в разглашении тайн следствия. Помимо запроса в Гепрокуратуру, Россвязьохранкультура потребовала от главного редактора сайта Павла Черникова не допускать "публикации материалов, способных привести к нарушению действующего законодательства".
|
В то же время ведомство отрицало, что письмо является официальным предупреждением "Коммерсанту" - но было всего лишь направлено в рамках профилактической работы, и пока у Россвязьохранкультуры нет никаких претензий к издательскому дому "КоммерсантЪ" и его изданиям.74
НОВЫЕ ПОПРАВКИ В АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1 мая 2007 г. Путин подписал закон (№ 71-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности""), ужесточающий наказание за преступления экстремистской направленности, фактически приравняв их к особо тяжким.
27 июля 2007 г. президент подписал принятый 4 июля 2007 г. Госдумой пакет поправок - различные законодательные акты "в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму". (Федеральный закон № 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"").
Наиболее важные изменения.
В статьи Уголовного кодекса о преступлениях против личности, а также против общественной безопасности и общественного порядка (убийство, умышленное причинение вреда, хулиганство и т. п.) добавлено отягчающее обстоятельство: "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы".
|
Как справедливо указывали противники этих поправок, в судах и до этих поправок наблюдалась тенденция трактовать критические выпады в СМИ в адрес таких "социальных групп", как "кремлевские чиновники", "правительство Мордовии" и даже "неверные менты" как возбуждение социальной вражды. Новый вариант формулировок - "по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы" - при желании делает возможным признать экстремистским преступлением критику любого чиновника или властного органа.
В Кодекс об административных правонарушениях внесена статья, предполагающая ответственность за "массовое распространение" экстремистских материалов, которые будут занесены в специальный список.
Согласно поправкам к закону о СМИ mass-media будут обязаны под угрозой административного наказания, всякий раз упоминая организации, признанные судом экстремистскими, сообщать об этом факте.
В ранг преступлений "экстремистского" характера произведено "публичное заведомо ложное обвинение" должностного лица "в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением, - экстремизмом".
По мнению политолога Андрея Пионтковского (по двум книгам которого как раз в мае 2007 г. было начато расследование на предмет их экстремистской направленности), "...этот закон, а последние поправки - лишь продолжение одной логики, принят, конечно, не для того, чтобы бороться с людьми типа Басаева. Потому что для борьбы с террористами и убийцами есть достаточно инструментов в Уголовном кодексе. Это просто прямое повторение статьи 58 сталинского Уголовного кодекса о контрреволюционной агитации и статьи 190-й брежневского - распространение заведомо ложных сведений о советском общественном строе. Это инструмент борьбы с политическим инакомыслием, любой политической оппозицией".75