Законодательный аспект процедуры признания предприятия банкротом в РФ




Введение

В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния. Анализ финансового состояния предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее.

Чтобы не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять его финансовым состоянием, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как ликвидность, платежеспособность предприятия, степень риска, эффект финансового рычага и другие. Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена тем что, в настоящее время в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно бы, способствовало оздоровлению российского рынка.

Объектом исследования является ОАО «РУСАЛ Ачинск». Предмет анализа – вероятность банкротства данного предприятия.

Цель данной курсовой работы – рассчитать вероятность банкротства предприятия ОАО «РУСАЛ Ачинск» и предложить мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

Задачи данной курсовой работы:

· провести анализ деятельности предприятия, в результате чего выявить, какова возможность наступления банкротства данного предприятия;

· рассмотреть методы прогнозирования вероятности банкротства предприятия и выбрать несколько из них;

· рассчитать вероятность банкротства предприятия и дать рекомендации по улучшению финансового состояния этого предприятия.

 

Теоретические аспекты банкротства и анализ деятельности ОАО «РУСАЛ Ачинск»

В условиях рыночной экономики принцип ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности пред­приятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия.

Экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством. Суть банкротства состоит в отсутствии денег у предприятия для оплаты своих обязательств, это состояние финансовой необеспеченности, то есть абсолютное расстройство производственно-хозяйственной деятельности, являющееся причиной разорения и ликвидации предприятия.

Законодательный аспект процедуры признания предприятия банкротом в РФ

Термин «банкрот» (от итал. вanco – скамья, банк и rotto - сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговлю или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обязательство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.

Законодательство о несостоятельности (банкротст­ве) — одна из составных частей правового регулирова­ния гражданского оборота и обеспечения его нормаль­ного функционирования.

Истоки его зарождения можно найти уже в древ­нем законодательстве России. Начальный этап связан с Русской Правдой, международными договорами Ру­си, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 г. и 1550 г., Банкротским уставом 1740 г., проектами Бан­кротского устава 1753 г.

Еще Русская Правда предусматривала два вида не­состоятельности: 1) виновное наступление несостоя­тельности (вследствие пьянства, расточительности, ут­раты в драке) — в этом случае судьба должника зави­села от кредиторов, которые могли получить возмеще­ние в рассрочку или потребовать возврата долга и по­крытия убытков путем продажи имущества и самого должника в холопы; 2) несостоятельность, произошед­шая под действием непреодолимой силы (пожара, ко­раблекрушения, истребления имущества в результате военных действий), при которой несчастный несостоя­тельный не привлекался к уголовной ответственности.

Последний документ этого периода - проект Бан­кротского устава 1768 г. -выделял уже три вида не­состоятельности: несчастную, неосторожную и злост­ную; последние два влекли уголовную ответствен­ность.

Российское законодательство о несостоятельности и банкротстве XIX - начала XX вв. (до Октябрьской революции 1917 г.) включало в себя Устав о банкро­тах 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Конкурсный ус­тав 1877 г., Уголовное уложение 1903 г.

Произошло уравнивание торговцев и прочих лиц в вопросах ответственности по банкротству. В 1903 г. впервые четко были сформулированы признаки бан­кротства, уголовная ответственность ограничивалась случаями торгового банкротства. В целом законодательство того времени соответство­вало мировым стандартам и сыграло значительную роль в развитии торговли, промышленности и транс­порта.

В советский период дореволюционное уголовное законодательство не было востребовано, связанные с банкротством составы преступлений не вошли в УК РСФСР 1922 г. и 1926 г. Зато наконец получило развитие гражданское законодательство, регулирующее рассматриваемые отношения.

Однако после НЭПа, в условиях концентрации предпринимательской деятельности, законодательство о банкротстве стало невостребованным и в 60-е гг. XX в. практически исчезло.

Переход страны к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности потребовали каче­ственно новой нормативно - правовой основы несостоятельности.

Первым актом этого периода в данной сфере был Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1. Следующим стал Указ Президента РФ «О ме­рах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и примене­нии к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. № 623. Он отличался достаточно сложной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов. Старый закон фактически не работал.

На смену ему пришел второй закон о банкротстве – Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В этом законе процедура банкротства была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Закон «О банкротстве…» редакции 1998 г. был явно прокредиторским. Он не выполнял основную функцию закона о банкротстве – согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.

Именно эти факты, скорее всего, и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве – Федеральный Закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ (Далее Закон «О банкротстве…» редакции 2002 г.). Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Закона «О банкротстве…» редакции 1998 г. Именно поэтому принят новый закон, а не были внесены изменения в предыдущий.

Закон «О банкротстве…» редакции 2002 г. выполняет следующие функции:

· устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

· регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротстве);

· устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;

· регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие закона о банкротстве распространяется на все юридические и физические лица, в том числе на индивидуальных предпринимателей. Исключения составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации.

В целом современное российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) включает одновременно и принцип единой правовой защиты интересов кредиторов, направленный против удовлетворения требований одних кредиторов в ущерб другим, и принцип приоритетности прав и законных интересов должников.

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве), Постановлением Правительства РФ от 20.09.93. г. было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Позже оно было преобразовано в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Постановлением Правительства РФ от 30.11.02. г. «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) временно было возложено исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также функций регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

После ликвидации ФСФО бразды правления в делах о банкротстве приняло Министерство РФ по налогам и сборам, что было зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 29.05.04. № 2572. Как известно, МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, к которой перешли и все соответствующие функции.

В рамках «антикризисного пакета» еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с нового года они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

 

1. Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных по подачи заявления о признании должника банкротом

3. Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.

4. Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.

5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты введения наблюдения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: