Практическое занятие № 3. Ход решения




Тема: Средние величины

Введение: Характеристика цели занятия, закрепление теоретических знаний об абсолютных, относительных и средних величинах; выработка практические навыки их исчисления.

Вопросы для обсуждения:

· Виды и значение обобщающих показателей.

· Виды абсолютных величин.

· Виды и взаимосвязь относительных величин.

Задача № 1.

Имеются следующие данные о заработной плате рабочих-сдельщиков.

 

Таблица 1

Месячная заработная плата, грн. (варианта х) Число рабочих (f) x · f
     
= 1000    
= 1200    
= 1500    
= 1700    
= 2000    
Итого    

 

Определите среднюю заработную плату одного рабочего.

Ход решения:

Данные представлены в виде дискретного ряда распределения, по которому видно, что одни и те же значения признака (варианты) повторяются несколько раз. Так, варианта встречается в совокупности 2 раза, а варианта – 16 раз и т.д.

Исчислим среднюю заработную плату одного рабочего ():

Средняя заработная плата 1-го рабочего =

 

Средняя з/п 1-го рабочего =

 

 

Задача № 2.

Имеются следующие данные о выполнении норм выработки рабочими.

Таблица 2

Группа рабочих по выполнению норм выработки, % (х) Число рабочих, % к итогу (f) Накопленные частоты, %,
90-100    
100-110    
110-120    
120-130    
Итого    

 

Определите моду и медиану.

 

Ход решения:

1. Определим моду: ;

.

2.Определим медиану:

 

Вывод: мода равна 104,2%, медиана равна 104,58%.

Задача № 3.

На протяжении недели два акционерных банка, которые продавали акции по цене 2,0 и 3,0 грн. за одну, получили одинаковую выручку: по 1200 грн. Определить среднюю цену акции.

 

Ход решения:

Средняя цена акции определяется делением общей выручки двух банков (2400) на общее количество проданных акций (1000 шт.), вычисленную делением выручки каждого банка на цену акции: (1200/2) + (1200/3).

Расчёт можно представить в виде формулы:

,

где - цена акций; - выручка от реализации.

грн.

Поскольку выручка от реализации акций в двух банках одинакова (), то эту величину можно вынести за скобки в числителе и знаменателе и сократить:

грн.

Задача № 4.

Введение в действие жилья населением за свой счёт характеризуется следующими коэффициентами снижения (относительно предыдущего года):

Таблица 1

Год      
Коэффициент 0,93 0,81 0,99

Определить среднегодовой коэффициент снижения объемов введённого в действие жилья населением за свой счёт за 2008-2010 гг.

 

Ход решения:

Ряд динамики представлен в виде коэффициентов снижения, рассчитанных цепным способом (по отношению к предыдущему году). Средний коэффициент снижения в этом случае будет рассчитан по формуле средней геометрической взвешенной:

.

Задача № 5.

Урожайность и валовой сбор ячменя бригадами совхоза «Заря» характеризуется следующими данными: Определить среднюю урожайность ячменя по совхозу.

Таблица 1

Номер бригады Урожайность, ц/га Валовой сбор, ц
     
№1 22,0  
№2 23,0  
№3 22,5  

Определить среднюю урожайность ячменя по совхозу.

 

Ход решения:

В качестве изучаемого признака, который необходимо осреднить, выступают показатели урожайности ячменя по трём бригадам. А валовой сбор ячменя – это произведение урожайности в соответствующих бригадах на их частоты (посевные площади). Поэтому необходимо использовать среднюю гармоническую взвешенную.

.

Средняя урожайность ячменя по совхозу «Заря» составила в отчётном периоде 22,5 ц/га.

Задача № 6.

Бригада упаковщиков цеха упаковки шоколадной фабрики из трёх человек должна собрать 1040 коробок конфет «Ассорти». Первый упаковщик тратит на формирование 1 коробки 4 минуты, второй – 3 минуты, третий – 2 минуты. Определить, сколько времени потребуется бригаде на формирование заказа.

Ход решения:

Общие затраты времени на выполнение задания:

,

где - средняя трудоёмкость формирования одной коробки конфет;

- объём заказа в натуральном выражении.

Среднюю трудоёмкость определяем по формуле средней гармонической простой:

 

 

Тогда то есть бригаде потребуется 2 полных 8 - часовых рабочих дня. (делим на 60, т.к. в 1ч 60 мин, делим на 3, т. к. 3 человека в бригаде, делим на 8 – 8-мичасовой рабочий день).

 

Задача № 7.

Четыре швеи-надомницы заняты пошивом головных уборов одной модели. Первая швея тратит на изготовление 1 убора 30 минут, 2-я – 40, 3-я – 50, 4-я – 60 мин. Определить средние затраты времени на пошив 1 головного убора при условии, что каждая швея работает по 10 часов в день.

Ход решения:

Использовать формулу средней арифметической нельзя, так как каждая швея шьёт не по 1 убору в день. Количество уборов, сшитых каждой швеёй:

1. 600: 30 = 20 шт

2. 600: 40 = 15 шт.

3. 600: 50 = 12 шт.

4. 600: 60 = 10 шт.

Используем формулу средней гармонической взвешенной:

мин.

Задача № 8.

На основании следующих данных по двум сельскохозяйственным предприятиям необходимо определить, в каком из них и насколько выше средняя урожайность зерновых культур.

Таблица 1

  Культура Предприятие №1 Предприятие №2
Валовой сбор, ц Урожайность, ц/га Посевная площадь, га Урожайность, ц/га
         
Пшеница 32 500   1 540  
Рожь 1 620      
Ячмень 13 640      
Просо 1 650      
Итого 49 410 - 1 900 -

 

Ход решения:

Урожайность является вторичным признаком, так как она задана на единицу первичного признака (посевной площади, выраженной абсолютной величиной) и может быть представлена как отношение двух первичных признаков, а именно, валового сбора и посевной площади:

.

Следовательно, для расчёта средней урожайности необходимо применить среднюю взвешенную, но какую: арифметическую или гармоническую? Согласно правилу № 2 (см. три правила выбора средней: если в указанной постановке задачи известны численные значения числителя логической формулы, а значения знаменателя не известны, но могут быть найдены как частное от деления одного показателя на другой, то средняя вычисляется по формуле средней гармонической) для предприятия № 1 использую формулу средней гармонической взвешенной:

.

Для предприятия №2 средняя урожайность определяется по правилу №1: Если имеется ряд данных по двум взаимосвязанным показателям, для одного из которых нужно вычислить среднюю величину, и при этом известны численные значения знаменателя её логической формулы, а значения числителя не известны, но могут быть найдены как произведения этих показателей, то средняя должна находиться по формуле средней арифметической взвешенной:

.

Вывод: Средняя урожайность на предприятии №1 по сравнению с предприятием №2 выше на 4,04 ц/га (или на , то есть на 21 %).

Задача № 9.

Имеем два квадрата со сторонами 20 и 39 см. Определить сторону квадрата, площадь которого является средней арифметической площадей этих квадратов.

Ход решения:

Площадь 1-го квадрата:

;

Площадь 2-го квадрата:

;

Находим среднюю арифметическую из этих площадей, т. е. площадь нового 3-го квадрата:

.

Находим сторону:

.

 

Задача № 10.

Имеются следующие данные о заработной плате заведующих секцией в магазине.

Таблица 1.

Месячная зарплата (грн.). (Х.). Число заведующих секцией
   

Определите среднюю заработною плату одного заведующего секцией.

Решение:

1. Определяем среднюю зарплату одного зав. секцией по формуле средней арифметической взвешенной:

 

Ответ: средняя зарплата одного заведующего секцией составила 350 грн.

 

Задача № 11.

Имеются следующие данные о производительности труда продавцов за год.

Таблица № 4.

Количество обслуживаемых покупателей за час (чел.) Число продавцов (чел.)
6 – 8  
8 – 10  
10 – 12  
12 – 14  

Определите среднее количество обслуживаемых покупателей за час одним продавцом.

Решение:

1. Определим середину интервала для каждой группы по формуле средней арифметической простой:

Так, для первой группы дискретная величина будет равна:

 

Расчеты представим в табличной форме:

Таблица № 5.

Количество обслуживаемых покупателей за час (чел.) (Х). Число продавцов (f) Середина интервала () ()
6-8      
8-10      
10-12      
12-14      
Итого:   -  

3. Определим среднее количество обслуживаемых покупателей по формуле средней арифметической взвешенной:

Ответ: Все продавцы обслужили за час 248 человек, а каждый в среднем обслужил по 9,5 человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: