Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины




Практическое занятие

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Вопросы для обсуждения

 

1. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины.

2. Модульные технологии построения образовательных программ.

3. Разработка рабочей программы дисциплины.

4. Учебно-методические материалы (УММ) дисциплины.

5. Подготовка фонда оценочных средств для оценки сформированности компетенций студентов.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы обязательные требования к учебно-методическому обеспечению подготовки бакалавра, магистра?

2. Что является основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины?

3. Что такое УММ и какова его структура?

4. Каковы основные этапы разработки контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине?

5. Разработайте рабочую программу учебной дисциплины на основе ФГОС ВО, примерной программы, рекомендованной УМО вузов, и рабочего учебного плана специальности.

6. Подготовьте контрольно-измерительные материалы для входящего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине.

 

Дополнительная литература

1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

2. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.

3. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.

 

Материалы к занятию

 

Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.

 

Глава 6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Ученый — это не тот, кто дает

правильные ответы, а тот, кто

ставит правильные вопросы.

Клод Леви-Строс

 

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

Основная цель учебно-методического обеспечения специальности (направления) — увязать в единый методический комплекс всю систему методического обеспечения специальности, повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров). Продуманная система методических норм и положений дли отдельной специальности или направления позволяет преподавате­лю обеспечивать соблюдение общевузовских требований к методическому обеспечению как учебных дисциплин, так и всех процес­сов, проходящих в рамках графика учебного процесса: учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации, дипломного проектирования.

Разработка учебно-методических комплексов (УМК) повышает качество учебного процесса за счет его системной и продуманной методической подготовки.

Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины

 

Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инно­вационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.

Разработка учебного процесса способствует повышению педагогического мастерства преподавателей.

Основная цель учебно-методического обеспечения процесса — разработка единой стратегии в области методической работы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области реализации образовательных программ по всем специальностям, направлениям и уровням подготовки.

УМК состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, разработанных на основе общей программы. Особен­ностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учеб­ного материала.

Цель создания УМК — обеспечить учебный процесс техноло­гичными, рациональными инструментами и методическим мате­риалом для повышения качества труда студента и преподавателя. УМК служит дополнением к лекциям, студент обращается или иным методическим материалам по рекомендации преподавателя.

Данные комплексы удобны для самостоятельной работы студентов, что важно для образовательного процесса с использованием технологии дистанционного обучения.

Содержание УМК в полном объеме соответствует требованиям ГОС по специальностям. УМК являются основой для создания электронной обучающей системы по дисциплине.

В последние годы вузы Российской Федерации проделали зна­чительную работу по развитию систем менеджмента качества образовательного процесса, в том числе по системному учебно-ме­тодическому обеспечению специальностей и направлений.

Федеральное агентство по надзору в области образования вклю­чило в перечень критериев государственной аккредитации при комплексных проверках вузов такой критерий, как обеспечен­ность дисциплин УМК. В этой связи сразу возникает вопрос о том, что составные части УМК должны быть действительно необ­ходимыми для организации учебного процесса и в своей совокуп­ности способствовать его высокому качеству. Учитывая, что зада­ча разработки комплексов поставлена Рособрнадзором перед всеми вузами, Совет Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента для оказания ме­тодической помощи своим вузам, выработки стратегии в этом во­просе создал специальную межрегиональную рабочую группу. Изучив накопленный вузами опыт, группа на основе рекоменда­ций Рособрнадзора определила позицию по этому вопросу и предложила Совету УМО свое видение состава учебной дисциплины (УМКД): квалифицированная характеристика специалиста; примерная учебная программа, утвержденная учебно-методическим отделом (УМО).

Обязательными элементами УМК являются также базовый учебник, авторский курс лекций ведущего преподавателя, практикум, учебно-методические указания и другие методические мак риалы для студентов по дисциплине.

Проведение итогового контроля по дисциплине требует включения в состав УМК и таких позиций: вопросы, выносимые на лабораторные, практические, семинарские занятия; контрольно - измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний; вопросы к зачету; экзаменационные билеты; единые требования к проведению экзаменов и зачетов.

Кроме того, в УМКД должны быть включены компьютерные программы обучения, электронные учебники, мультимедийное обеспечение, сведения об обеспеченности студентов вуза учебной литературой.

Следует учитывать, что проверкам Рособрнадзора подвергаются все-таки не отдельные дисциплины, а направления и специально­сти целиком, поэтому мы видим необходимость системного мето­дического обеспечения не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра). Речь идет о том, что на качество подготовки студентов существенно влияет также методическое обеспечение:

• учебных и производственных практик;

• итоговой государственной аттестации;

• дипломного проектирования;

• системы содействия трудоустройству выпускников. Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского образования может стать разработка УМК в целом на направле­ние или специальность. Основная цель такого комплекса — увя­зать в единый методический блок всю систему методического обес­печения специальности, а не только ее отдельных дисциплин, существенно повысить на этой основе качество подготовки спе­циалистов (бакалавров, магистров).

УМК специальности в целом должен, на наш взгляд, включать четыре базовые составляющие (рис. 6.1):

I. Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования (ГОС ВПО) по специальности.

II. Рабочий учебный план специальности.

III. Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) дан­ной специальности.

IV. Учебно-методические комплексы процессов (УМКП) этой специальности.

Таблица 6.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: