Практическое занятие
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Вопросы для обсуждения
1. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины.
2. Модульные технологии построения образовательных программ.
3. Разработка рабочей программы дисциплины.
4. Учебно-методические материалы (УММ) дисциплины.
5. Подготовка фонда оценочных средств для оценки сформированности компетенций студентов.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы обязательные требования к учебно-методическому обеспечению подготовки бакалавра, магистра?
2. Что является основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины?
3. Что такое УММ и какова его структура?
4. Каковы основные этапы разработки контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине?
5. Разработайте рабочую программу учебной дисциплины на основе ФГОС ВО, примерной программы, рекомендованной УМО вузов, и рабочего учебного плана специальности.
6. Подготовьте контрольно-измерительные материалы для входящего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине.
Дополнительная литература
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
2. Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие / Р. С. Пионова. − Мн.: Университетское, 2002. − 256 с.
3. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. С. И. Самыгин. – Ростов н/Д., 1998.
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.
6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.
|
Материалы к занятию
Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 361 с.
Глава 6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Ученый — это не тот, кто дает
правильные ответы, а тот, кто
ставит правильные вопросы.
Клод Леви-Строс
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.
Основная цель учебно-методического обеспечения специальности (направления) — увязать в единый методический комплекс всю систему методического обеспечения специальности, повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров). Продуманная система методических норм и положений дли отдельной специальности или направления позволяет преподавателю обеспечивать соблюдение общевузовских требований к методическому обеспечению как учебных дисциплин, так и всех процессов, проходящих в рамках графика учебного процесса: учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации, дипломного проектирования.
Разработка учебно-методических комплексов (УМК) повышает качество учебного процесса за счет его системной и продуманной методической подготовки.
Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины
|
Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.
Разработка учебного процесса способствует повышению педагогического мастерства преподавателей.
Основная цель учебно-методического обеспечения процесса — разработка единой стратегии в области методической работы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области реализации образовательных программ по всем специальностям, направлениям и уровням подготовки.
УМК состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, разработанных на основе общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Цель создания УМК — обеспечить учебный процесс технологичными, рациональными инструментами и методическим материалом для повышения качества труда студента и преподавателя. УМК служит дополнением к лекциям, студент обращается или иным методическим материалам по рекомендации преподавателя.
Данные комплексы удобны для самостоятельной работы студентов, что важно для образовательного процесса с использованием технологии дистанционного обучения.
Содержание УМК в полном объеме соответствует требованиям ГОС по специальностям. УМК являются основой для создания электронной обучающей системы по дисциплине.
В последние годы вузы Российской Федерации проделали значительную работу по развитию систем менеджмента качества образовательного процесса, в том числе по системному учебно-методическому обеспечению специальностей и направлений.
|
Федеральное агентство по надзору в области образования включило в перечень критериев государственной аккредитации при комплексных проверках вузов такой критерий, как обеспеченность дисциплин УМК. В этой связи сразу возникает вопрос о том, что составные части УМК должны быть действительно необходимыми для организации учебного процесса и в своей совокупности способствовать его высокому качеству. Учитывая, что задача разработки комплексов поставлена Рособрнадзором перед всеми вузами, Совет Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента для оказания методической помощи своим вузам, выработки стратегии в этом вопросе создал специальную межрегиональную рабочую группу. Изучив накопленный вузами опыт, группа на основе рекомендаций Рособрнадзора определила позицию по этому вопросу и предложила Совету УМО свое видение состава учебной дисциплины (УМКД): квалифицированная характеристика специалиста; примерная учебная программа, утвержденная учебно-методическим отделом (УМО).
Обязательными элементами УМК являются также базовый учебник, авторский курс лекций ведущего преподавателя, практикум, учебно-методические указания и другие методические мак риалы для студентов по дисциплине.
Проведение итогового контроля по дисциплине требует включения в состав УМК и таких позиций: вопросы, выносимые на лабораторные, практические, семинарские занятия; контрольно - измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний; вопросы к зачету; экзаменационные билеты; единые требования к проведению экзаменов и зачетов.
Кроме того, в УМКД должны быть включены компьютерные программы обучения, электронные учебники, мультимедийное обеспечение, сведения об обеспеченности студентов вуза учебной литературой.
Следует учитывать, что проверкам Рособрнадзора подвергаются все-таки не отдельные дисциплины, а направления и специальности целиком, поэтому мы видим необходимость системного методического обеспечения не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра). Речь идет о том, что на качество подготовки студентов существенно влияет также методическое обеспечение:
• учебных и производственных практик;
• итоговой государственной аттестации;
• дипломного проектирования;
• системы содействия трудоустройству выпускников. Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского образования может стать разработка УМК в целом на направление или специальность. Основная цель такого комплекса — увязать в единый методический блок всю систему методического обеспечения специальности, а не только ее отдельных дисциплин, существенно повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров).
УМК специальности в целом должен, на наш взгляд, включать четыре базовые составляющие (рис. 6.1):
I. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности.
II. Рабочий учебный план специальности.
III. Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) данной специальности.
IV. Учебно-методические комплексы процессов (УМКП) этой специальности.
Таблица 6.1