Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на:
• кафедру — разработчика УМК;
• факультетские комиссии по качеству образования;
• научно-методический совет института;
• отдел менеджмента качества образования.
Кафедра — разработчик УМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК. С этой целью на кафедре:
на этапе подготовки УМК:
• разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку структурных элементов УМК;
• план подготовки УМК на текущий учебный год отражается в плане работы кафедры (в учебно-методической части) и в индивидуальном плане работы преподавателя. Выполнение планов контролирует УМО;
• рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;
• обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по каждой дисциплине специальности (направления) для библиотеки
БТИ;
• регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК. на этапе апробации и корректировки материалов УМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль соответствия материалов УМК современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.
Научно-методический совет института (НМС) осуществляет периодический (один раз в три месяца) контроль содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы по специальностям (направлениям). С этой целью в повестку дня заседаний НМС вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе.
|
Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины
Разработанный кафедрой УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение факультетской комиссии по качеству образования.
Факультетская комиссия по качеству образования рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу на соответствие требованиям ГОС ВПО, стандартов предприятия).
После утверждения электронная версия УМК передается и электронный читальный зал библиотеки вуза.
Твердые копии материалов УМК в специальных папках должны храниться на кафедре-разработчике.
Контроль
Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой.
Деканаты факультетов совместно с кафедрами контролируют наличие и обеспеченность УМК студентов, обучающихся на соответствующем факультете.
УМО осуществляет общий контроль за наличием и разработкой УМК дисциплин кафедрами института.
Резюме
Эффективность учебной работы преподавательского состава факультета непосредственно зависит от уровня методического мастерства конкретного преподавателя, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью организации учебного процесса.
Учебно-методические комплексы состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
|
Составные части УМК должны быть необходимыми для организации учебного процесса и в совокупности способствовать его высокому качеству.
Необходимо системное методическое обеспечение не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра):
• итоговой государственной аттестации;
• дипломного проектирования;
• системы содействия трудоустройству выпускников.
При разработке УМК, рабочих учебных программ, контрольно-измерительных материалов (КИМ) по дисциплинам учебного плана обязательно должны быть учтены требования Государственного образовательного стандарта по образовательной программе подготовки специалиста (бакалавра, магистра).
Основу системы контроля и оценки знаний студентов состав-лист определение видов контроля, к ключевым из которых относится:
• входной;
• текущий;
• промежуточный;
• итоговый.
Выбор форм контроля зависит от методов обучения и форм организации учебного процесса.
При подготовке аттестационных педагогических КИМ необходимо провести анализ государственного образовательного стандарта по дисциплине; выделить основные дидактические единицы учебного материала, подлежащие контролю; разработать тест, соответствующей выделенной дидактической единице.
Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.