«Детский сад № 9 «Золотой ключик».
«Найди правильно»
Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Девочка Мальчик
Вышивает Строит
Плачет Копает
Шьет Пилит
Варит Режет
Прыгает через скакалку Носит тяжести
Описание игры: на столе разложены картинки,
детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.
«Поймай - скажи»
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч.
Описание игры: дети становятся в крут, ведущий,
бросая мяч детям, называет профессию.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя,
что делает человек этой профессии.
Образец: врач - лечит, художник - рисует,
повар - варит, пожарный - тушит, плотник - строгает.
«Про Олю и Колю»
Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».
Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать
начало предложения, они должны закончить его.
Потом дети сами придумывают начало предложения.
Образец: Коля уступил место Оле, потому что. он мальчик.
Оля любит шить, потому что. она девочка.
«Скажи, где правильно»
Оборудование: набор карточек.
Образец:
1 карточка - мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;
2 карточка - девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит.
Где правильно?
«Кто работает в детском саду»
Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников
детского сада
(заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатель,
логопед, кастелянша-швея, кладовщик, повар, младший воспитатель).
Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников
детского сада во время работы (кастелянша шьет,
|
музыкальный руководитель играет на пианино,
повар готовит, воспитатель гуляет с детьми).
«Рассеянный художник»
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах.
Оборудование: набор картинок.
Описание игры: на карточках изображены люди разных профессий,
в руках у них перепутаны инструменты. Необходимо исправить
ошибку художника.
Описание карточек: у врача - молоток, у плотника - градусник.
«Кому что нужно для игры»
Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику,
а какие - девочке.
«Кому что нужно для работы»
Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин.
Называть инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.
Оборудование: большие карточки (30x12 см) с изображением женских и
мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик);
несколько маленьких карточек (10x12 см) с изображением градусника, шприца,
глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос, фена,
огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т. п.
Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки,
маленькие перемешивает, предлагает детям найти необходимые инструменты
и оборудование для каждого работника, изображенного на больших игровых полях,
соотнести изображенные предметы с профессией.
«Кто что носит»
Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона;
|
предметы одежды.Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли.
Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат
либо девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по
ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Воспитатель
специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать бант, вызывая у детей смех.
Дети вместе с воспитателем одевают кукол. Дополнительно можно предложить детям
выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик.
Коле — машинку, удочку, лошадку.
«Кто что делает? »
Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях,
развитие ценностного отношения к людям труда.
Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение
к данной профессии.
Например, строитель строит дома, л гниет..(что делает);
писатель -; парикмахер -.; милиционер -, архитектор -.; стюардесса-.
«Наши прически»
Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа.
Развивать фантазию, воображение.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за
волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.
Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки,
на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос.
Воспитатель рассказывает о разной длине и цвете волос, деталях и особенностях
причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика,
|
на каких - девочку. Короткая стрижка. Длинная стрижка. Но кто здесь девчонка?
И кто здесь мальчишка?
После небольшой беседы и чтения стихотворения воспитатель приглашает мальчика
и девочку выступить в роли парикмахеров. Остальные дети садятся вокруг маленьких
парикмахеров и помогают им сделать прическу мальчику.
В конце игры все дети вместе обсуждают результаты работы каждого.
«Сундучок русской хозяйки».
Цель: расширение представлений дошкольников о быте русского
народа, развитие ценностного отношения к труду женщины,
желание во всем ей помогать, развитие интереса
к истории и культуре своего народа.
«Мама».
Цель - развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе,
воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление
значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.
Игровой материал: набор открыток с изображением букетов цветов, сувениров,
предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры, педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на
работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации:
«Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры) », «Поищем и найдем
«волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых
внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они
сделали именно такой выбор.
«Настроение».
Цель - формирование у детей умений определять настроение близких людей по
внешнему виду. Игровой материал: набор иллюстраций с изображением людей,
находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить
настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию,
описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение,
сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры
день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.
Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий
или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных
состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке
(фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и
выкладывается в различной последовательности в процессе раз-вертывания сюжетной
линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель
может использовать графические модели различных эмоций.
«Кем я буду и каким? ».
Цель - осмысление ребенком планов на будущее, формирование. умения делать выбор
в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой
профессии. Игровой материал - картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может
освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия?
Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими,
какие мужскими? »
Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии»
А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;
Самолетом правит. (летчик,
Трактор водит. (тракторист,
Электричку —. (машинист,
Стены выкрасил. (маляр,
Доску выстрогал. (столяр,
В доме свет провел. (монтер,
В шахте трудится. (шахтер,
В жаркой кузнице -. (кузнец,
За прилавком —. (продавец).
Кто все знает —. (молодец!.
После прочтения стихотворения воспитатель продолжает:
«Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией,
а мужчина - женской? » Педагог подводит детей к выводу, что главное - любить
и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть,
когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.
Методы, способствующие овладению дошкольниками способами
полоролевого поведения
Символические игры
«Предмет - мужчина, предмет - женщина».
Педагог предлагает рассмотреть предмет
(кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.)
и представить, каким бы он был, если бы был человеком
(мужчиной или женщиной).
Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие,
посредством жестов или речью.
Символические игры
«Кто живет в твоем сердце».
Дети рассматривают карточки символы: солнышко - доброта,
травинка - чуткость, нотка - нежность, рука - самостоятельность и т. д.,
отбирают те, которые, на их взгляд, обозначают ценности,
определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.
Символические игры
«Мой любимый герой ».
Дети рисуют любимый мужской или женский персонаж
(выдуманный или уже существующий). Рассказывают, какой
он - этот персонаж. Прикосновение «волшебной палочки»,
и каждый превращается в того героя, которого нарисовал.
Игра предусматривает символические действия и творческое
взаимодействие с другими членами группы. Используются мимические и
пантомимические способности для предельно естественного
воплощения в заданный образ.
Символические игры
«Сбор чемодана».
Дети «собирают в чемодан» те черты характера
(овеществленные в знаках и символах - см. приложение,
которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют
умению видеть и понимать другого.