Терпение перед трудностями на этом пути.




 

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В-четвертых, терпение перед трудностями на этом пути».

 

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

 

Известно, что тот, кто призывает людей, повелевает одобряемое и удерживает от порицаемого, столкнется с неприятностями, которые ему будут причинять плохие люди. Ведь, большинство людей не желают добра. Они стремятся к страсти и к запретному. Если придет тот, кто начнет призывать их к Аллаху и запрещать им следовать за страстью, они обязательно начнут бороться с ним: либо словом, либо делом.

 

Тот, кто призывает к Аллаху и желает Его Лика, обязательно должен проявлять терпение перед трудностями и продолжать свой призыв, а примером для него в этом являются посланники Аллаха.

 

Избранный и последний из пророков – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Какой прием он получил от людей? Сколько его обижали словами и делами? Люди говорили, что он колдун, лжец, сумасшедший, и так далее. Люди наносили ему обиды и даже забрасывали его камнями, когда он призывал их к Аллаху. Они бросили оболочку верблюжьего плода на его спину, когда он совершал земной поклон у Каабы. Ему угрожали убийством. В битве при Ухуде с ним, да благословит его Аллах и приветствует, и с его сподвижниками произошло то, что произошло. Ему сломали зуб, ранили голову и он упал в яму. А, ведь, он – пророк Аллаха!

 

Все эти неприятности случились на пути призыва к Аллаху Всевышнему, однако он проявлял терпение и перенёс всё. Он был лучшим из творений. Тот, кто встал призывать людей, обязательно столкнется с трудностями в зависимости от его веры и его призыва. Призывающий обязан терпеть, ибо он на пути Аллаха. Все, что случилось с ним из неприятностей, будет на чаше его благих деяний в Судный День и он получит награду.

 

——————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Доказательством являются слова Аллаха Всевышнего: ″Клянусь временем. Воистину человек в убытке. Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!″». Сура аль-’Аср, аяты 1-3.

——————————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

 

Четыре вышеперечисленных вопроса следует изучить в подробностях. Есть ли доказательство относительно этого? Шейх сказал, что каждый из нас обязан изучить эти четыре вопроса. Где же доказательство?!

 

Шейх сказал: «Доказательством являются слова Аллаха Всевышнего: ″Клянусь временем. Поистине, человек непременно (окажется) в (величайшем) убытке. Кроме тех, которые уверовали (в Аллаха), совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!″ ».

 

«… кроме тех, которые уверовали…» ― в этом доказательство на первую вещь, упомянутую шейхом – знание (’ильм). Ведь, вера (иман) невозможна без знания (’ильм). А знание – это познание Аллаха Всевышнего, познание Его пророка и познание религии Ислам с доказательствами.

 

«… совершали праведные деяния…» ― в этом доказательство на вторую вещь, упомянутую шейхом – деяние в соответствии со знанием.

 

«… заповедали друг другу истину…» ― в этом доказательство на третью вещь, упомянутую шейхом – призыв к знанию и к деяниям.

 

«… заповедали друг другу терпение» ― в этом доказательство на четвертую вещь, упомянутую шейхом – терпение перед трудностями на пути призыва.

 

Аллах Всевышний сказал в этой суре: «Клянусь временем». Аллах Всевышний поклялся временем, а время является Его творением. Аллах Всевышний может клясться тем, чем пожелает из творений, а творения Аллаха могут клясться только Им. Аллах Всевышний клянется только той вещью, которая имеет важность и является знамением из Его знамений. Это время содержит в себе назидание и имеет важность, поэтому Аллах Всевышний поклялся им. Например, в других сурах Аллах Всевышний поклялся ночью и утром.

 

Что касается творений, то они могут клясться только Аллахом. Нам запрещено клясться кем-либо, кроме Него. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или многобожие». Абу Дауд, 3251; ат-Тирмизи, 1535.

 

А также: «Кто захочет поклясться, пусть клянется Аллахом или молчит». аль-Бухари, 6108; Муслим, 1646.

 

Но Аллах Всевышний клянется тем, чем пожелает. Если Он поклялся чем-то, значит, эта вещь имеет важность и содержит в себе назидание. Какое назидание содержит в себе время? Оно содержит в себе великое назидание – смену дня и ночи. Смена дня и ночи происходит по удивительному порядку, который не запаздывает и не меняется. В этом указание на могущество Аллаха Всевышнего.

 

А затем в течение этого времени случаются разные события, разные бедствия, разное благо и милости. Всё, что происходит в течение этого времени, также содержит в себе назидание.

Также день и ночь являются временными промежутками для совершения праведных деяний. Аллах Всевышний сказал: « (Только) Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить (Аллаха) (за все данные Им блага) *». Сура аль-Фуркан, аят 62.

 

*[Заканчивается день, и наступает ночь. Затем заканчивается ночь, и наступает день. Они последовательно сменяют друг друга и никогда не опережают свой срок. Это – знамения для тех, кто желает сделать для себя полезные выводы, познать некоторые из божественных качеств Аллаха и возблагодарить своего Создателя. Всякий, кто желает помнить и благодарить, читает молитвы и обращается с мольбой к Аллаху утром и вечером. Если ему не удалось прочесть мольбы перед восходом солнца, то он восполняет упущенное и делает это вечером на закате. Воистину, настроение человека в течение дня и ночи часто меняется. Иногда человек проявляет активность, а иногда им овладевает леность. Иногда он помнит о своих обязанностях, а иногда предает их забвению. Иногда он принимает добрый совет или наставление, а иногда отворачивается от них. Господь прекрасно осведомлен об этом, и поэтому Он сотворил ночь и день, которые один за другим последовательно господствуют на земле. Они сменяют друг друга и помогают людям собраться с силами для того, чтобы лучше благодарить Всевышнего Господа. По прошествии даже короткого промежутка времени многие рабы Аллаха теряют былое рвение, и ими овладевает леность, но пробивает час, когда мусульмане обязаны помянуть своего Благодетеля, и тогда в них вновь пробуждается желание помнить и благодарить. Человеческая вера нуждается в обрядах поклонения, как дерево нуждается в воде, и если человек не будет поливать дерево своей веры, то оно высохнет и зачахнет. Посему воздадим хвалу Аллаху, Который Своими мудрыми постановлениями помогает правоверным сохранить веру и благочестие].

 

Ночь и день – это великое приобретение для того, кто использует их для покорности Аллаху, ибо в течение ночи и дня он совершает праведные деяния. Ночь и день содержат в себе назидание и пользу, поэтому Аллах Всевышний поклялся временем.

 

«Поистине, человек непременно (окажется) в (величайшем) убытке…» ― под словом ″человек″ здесь имеется в виду все человечество: цари и президенты, богачи и бедняки, свободные и рабы, мужчины и женщины. То есть: поистине, каждый человек в убытке и в погибели, если он губит это ценное время, используя его для того, чтобы ослушаться Аллаха и нанести себе вред.

Многие люди считают время чем-то дешевым. Они скучают и говорят: ″Мы хотим убить время″. Они развлекаются, гуляют по улицам, смеются и шутят, чтобы убить время. Эти люди, убивающие и губящие свое время, окажутся в убытке и станут сожалеть в День Воскресения. Время стало бы источником их счастья, если бы они берегли его*.

 

*[Аллах Всевышний сказал: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: "Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил"». (Сура аль-Мумминун, аяты 99-100). Всевышний поведал о состоянии человека, который допускал упущения и совершал несправедливые поступки, перед смертью. Когда такой человек увидит ожидающий его конец и воочию убедится в порочности своих поступков, он станет горько сожалеть о содеянном и просить Аллаха вернуть его в мирскую жизнь. Он не захочет вернуться для того, чтобы наслаждаться мирскими удовольствиями и потакать своим низменным желаниям. Он захочет возместить упущенные благодеяния и выполнить свои обязанности перед Аллахом. Однако возвращение в мирскую жизнь будет уже невозможно, и ему не предоставят отсрочки, потому что Аллах сказал, что людям не суждено вернуться в земной мир после смерти].

 

Поэтому, всё человечество в убытке и погибели, кроме тех людей, которые описаны четырьмя качествами: знание, совершение деяний, призыв к Аллаху и терпение перед трудностями. Тот, кто описан этими качествами, спасся от этого убытка.

 

«… кроме тех, которые уверовали…» ― невозможно верить в Аллаха без знания о Нем.

 

«… совершали праведные деяния…» ― то есть: совершали праведные деяния как обязательные, так и желательные. Они использовали своё время для совершения праведных деяний, которые принесут им пользу и в религии, и в мирской жизни. Даже в мирских деяниях есть благо и вознаграждение, если посредством них человек желает получить возможность для покорности Аллаху*. Что же тогда сказать о деяниях, совершаемых только для Последней жизни?! Важно то, что ты не должен губить своё время, посему используй его в том, что принесет тебе пользу.

 

*[Например, человек работает, чтобы уехать требовать знания, или же, человек принимает пищу, чтобы получить силы для совершения поклонения, и так далее].

 

«… заповедали друг другу истину…» ― то есть: повелевали совершать одобряемое, удерживали от порицаемого, призывали к Аллаху, изучали полезное знание и распространяли его среди людей. Иначе говоря, были призывающими к Аллаху!

 

«… заповедали друг другу терпение» ― то есть: терпеливо сносили то, что их постигает. Терпение (сабр) – это удержание своей души в покорности Аллаху.

Терпение бывает трех видов:

 

1 ― Терпение в покорности Аллаху.

 

Поистине, душа является ленивой и всегда хочет отдыхать. Поэтому, человек должен удерживать свою душу в покорности Аллаху: совершать намаз, поститься, усердствовать на пути Аллаха, если даже душа не любит эти виды поклонения. Человек должен проявлять терпение и удерживать свою душу в покорности Аллаху.

 

 

2 ― Терпение в отстранении от запрещенного Аллахом.

 

Поистине, душа желает совершать запретные поступки и следовать за страстью. Душа склоняется к запретным поступкам и желает их совершать. Человек должен привязать свою душу и удерживать её от всего запрещенного, а это нуждается в терпении. Удержать свою душу от запретного не так легко, если у человека нет терпения. Душа победит такого человека, и он склонится к запретному.

 

 

3 ― Терпение во время несчастий, предопределенных Аллахом.

 

Речь идет о несчастьях, постигающих человека. Например, смерть близкого, потеря имущества, болезнь, и так далее. Человек должен проявлять терпение перед предопределением Аллаха. Он не должен быть нетерпеливым и разгневанным. Человек должен удерживать свой язык от причитаний и гнева, удерживать свою душу от беспокойства, не бить себя по лицу, не рвать на себе одежды. Это и есть терпение во время несчастий. Что же касается прегрешений, то их не терпят, а за них каются перед Аллахом и убегают от них.

 

Что касается несчастий, то они не в твоей власти, ибо это Аллах предопределил их тебе либо в качестве испытания, либо в качестве наказания за прежние грехи. Аллах Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас (о, люди) лишь за то, что приобрели ваши руки, и (при этом) Он (ещё) прощает (вам) многое». Сура аш-Шура, аят 30.

 

Если мусульманина постигает несчастье, касающееся его самого, его имущества, его детей, его родственников, его братьев-мусульман, то он должен проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает (какая-нибудь) беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем». Сура аль-Бакара, аяты 155-157.

 

В том числе, следует проявлять терпение перед трудностями на пути призыва к Аллаху. Ведь, эти трудности также являются несчастьем. Ты должен проявлять терпение перед теми трудностями, которые повстречаются на пути блага. Не отказывайся от совершения благого! Некоторые люди хотят совершать благие поступки, но, повстречав что-то неприятное на этом пути, начинают говорить: ″Я не обязан лезть в эти дела″. Затем учитель оставляет обучение, призывающий к Аллаху оставляет призыв, проповедник оставляет проповеди в мечети, имам оставляет свою должность в мечети, и так далее. Такие люди не проявили терпение перед теми трудностями, которые их.

 

 

——————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: ″Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для Своих творений, то этого было бы достаточно″».

——————————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

 

Это слова имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и. Он был одним из четырёх имамов* и умер в 204 году по хиджре. Он сказал такие слова, ибо Аллах Всевышний разъяснил в этой суре причины несчастья и причины счастья.

 

*[Имеется в виду четыре известных имама – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‛и и Ахмад, да помилует их Аллах].

 

Счастье заключается в том, что человек описан четырьмя качествами: знание, совершение деяний, призыв и терпение перед трудностями на пути Аллаха. Посредством этой суры Аллах Всевышний предоставил довод Своим творениям. Аллах Всевышний как будто бы говорит им: ″Поистине, Я разъяснил вам причины счастья в этой краткой суре″.

 

Весь Коран и вся сунна разъясняют эти четыре вопроса более подробно, но в этой суре содержится общее указание на них. Поэтому, посредством этой суры до творений доведен довод. А остальные тексты Корана и Сунны разъясняют эти четыре вещи более подробно.

 

Имам аш-Шафи’и не имеет в виду, что этой суры достаточно, а остальные суры уже не нужны. Однако он имеет в виду, что эта сура установила довод перед творениями, и в День Воскресения никто не сможет сказать: ″Я не знал причины счастья и несчастья″, ибо каждый читал эту краткую суру.

 

——————————————————————————————————

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: « Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Глава о том, что знание прежде слов и дел. И доказательством являются слова Всевышнего: ″Знай же, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех″ Сура Мухаммад, аят 19 ». Аллах Всевышний начал со знания прежде слов и дел».

——————————————————————————————————

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

 

Это слова имама Мухаммада ибн Исма’иля ибн Ибрахима аль-Бухари. Он был имамом последователей хадиса и горой в заучивании наизусть. Он автор книги ″ас-Сахих″, которая является самой достоверной книгой после Книги Аллаха.

 

Он сказал: «Знание прежде слов и дел», ибо дела не принесут пользы до тех пор, пока не будут основываться на знании. Деяния, основанные на невежестве, не принесут пользы тому, кто их совершал. Поэтому, следует приобретать знание прежде совершения деяний.

 

А доводом являются слова Всевышнего: «Знай же, что нет (никакого) божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех». Сура Мухаммад, аят 19.

 

Аллах Всевышний начал со знания, а затем упомянул деяние, сказав: «… и проси прощения…».

___________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: