Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Во-вторых, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении, будь то приближенный ангел или посланный пророк. А доказательством являются слова Всевышнего: ″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом″ Сура аль-Джинн, аят 18».
——————————————————————————————————————
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«Во-вторых, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении…».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Этот вопрос связан с предыдущим, ибо в предыдущем вопросе указывалось на необходимость поклонения Аллаху и следования за посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Это и есть смысл двух свидетельств – свидетельства о том, что нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и свидетельства о том, Мухаммад – посланник Аллаха.
В этой же главе указывается на то, что поклонение, смешанное с многобожием, не будет принято, ибо поклонение должно совершаться только ради Лика Аллаха.
Поклонение того, кто поклоняется Аллаху и вместе с ним кому-то еще, является недействительным (батыль). Существование такого поклонения подобно его отсутствию. Поклонение принесет пользу только тогда, когда его будет сопровождать искренность и единобожие (таухид). Если же поклонение смешается с многобожием, оно придет в негодность.
Аллах Всевышний сказал: «Тебе (о, пророк) и твоим предшественникам уже было внушено: "Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток (как в этом мире, так и в Вечной жизни) "» Сура аз-Зумар, аят 65.
|
А также: «Но если бы они (пророки) приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» Сура аль-Ан’ам, аят 88.
Поклонение не называется поклонением, если его не сопровождает единобожие, подобно тому, как намаз не будет считаться намазом, если он не совершается в состоянии чистоты (омовения). Если поклонение смешивается с многобожием, то оно приходит в негодность. Также и состояние омовения нарушается, если случится то, что его портит.
Поэтому, Аллах Всевышний во многих аятах упомянул вместе приказ поклоняться Ему и запрет на совершение многобожия.
Аллах Всевышний сказал: «Поклоняйтесь (только Одному) Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» Сура ан-Ниса, аят 36.
А также: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники». Сура аль-Беййина, аят 5.
А также: «Мы не посылали до тебя (о, Мухаммад) ни одного посланника, которому не было внушено: "Нет (никакого) божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!"». Сура аль-Анбийа, аят 25.
В словах Всевышнего: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня", ― содержатся две вещи: запрет на совершение многобожия и утверждение необходимости поклонения Аллаху.
Также Аллах Всевышний сказал: «Твой Господь предписал вам (о, люди) не поклоняться никому, кроме Него». Сура аль-Исра, аят 23.
А также: «Мы отправили к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): "Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь тагута [это все, что обожествили и чему поклоняются, помимо Аллаха] !"». Сура ан-Нахль, аят 36.
|
В этом аяте Аллах Всевышний связал поклонение Ему с отстранением от тагута, ибо поклонение Аллаху не будет считаться поклонением без отстранения от тагута, то есть, от многобожия (ширка).
Аллах Всевышний сказал: «Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается». Сура аль-Бакара, аят 256.
Веры в Аллаха недостаточно, если нет неверия в тагута. Многобожники тоже верили в Аллаха, но вместе с этим придавали Ему сотоварищей.
Аллах Всевышний сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей». Сура Йусуф, аят 106.
Аллах Всевышний указал на наличие у этих людей веры в Него, однако они испортили эту веру своим многобожием.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, если же кто-то совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я откажусь и от него, и от его многобожия!"». Муслим, 2985.
Есть такие люди, которые совершают намаз, свидетельствуют о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник, они также соблюдают пост и совершают хадж. Но вместе с этим они взывают к могилам, поклоняются аль-Хасану, аль-Хусейну, аль-Бадауи* и многим другим. В трудных ситуациях они обращаются за помощью к мертвым. Поклонение (’ибада) таких людей недействительно, ибо они придают Аллаху сотоварищей. Они смешивают поклонение с многобожием. Их деяния являются недействительными и тщетными до тех пор, пока они не начнут поклоняться только Аллаху искренне и не оставят поклонение другим, помимо Него.
|
*[Ахмад ибн ‘Али аль-Бадауи. Родился в городе Фас (город в Марокко). Но известность и уважение получил в Египте. Скончался в 675 г/х. Захоронен в одном из городов Египта – Танте. Его могила считается самым большим идолом Египта, как поведал об этом шейх Мухаммад Хамид аль-Факый в своих комментариях к «Фатх уль-Мажид». В некоторых книгах приходит указание, что Бадауи был из тех, кто не совершал намаз!]
Необходимо обращать внимание на эти моменты. Поистине, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении, кем бы тот ни был.
Никто не имеет права сказать: ″Я хочу сделать своими заступниками праведных и благих людей. Я не поклоняюсь идолам, как это было во времена джахилии. Я просто хочу, чтобы праведники заступались за меня, а не поклоняюсь им″.
Это и есть слова джахилии*! Арабы во времена джахилии тоже считали праведников своими заступниками перед Аллахом. Поистине, Аллах недоволен этим.
*[ Джахилия – данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует].
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«(Во-вторых, Аллах недоволен тем, что Ему придают кого-то в сотоварищи в поклонении), будь то приближенный ангел или посланный пророк».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
«…будь то приближенный ангел…» ― например, Джибриль, или те ангелы, которые несут Трон, или находятся вокруг него. То есть, речь идет о самых лучших ангелах, имеющих близость к Аллаху. Но, несмотря на их близость к Аллаху, если кто-то начнет поклоняться им наряду с Аллахом, Аллах не будет доволен этим. Даже если человек будет поклоняться приближенному ангелу или посланному пророку, например, Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, или ’Исе (Иисусу), или Нуху (Ною), или Ибрахиму (Аврааму), Аллах Всевышний не будет доволен этим.
Следовательно, Аллах Всевышний недоволен тем, что Ему придают в сотоварищи ангелов и посланников. Что же тогда сказать о праведниках и ″аулия″*?! Если Аллах недоволен даже тем, что поклоняются ангелам и пророкам, то тем более Он не будет доволен, если станут поклоняться праведникам. В этом опровержение тем людям, которые считают, что берут праведников и ″аулия″ своими заступниками перед Аллахом, чтобы те приблизили их к Нему.
Именно так говорили люди джахилии: «Мы поклоняемся им (нашим божествам) только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Сура аз-Зумар, аят 3.
*[ Аулия – в основе это люди, отличающиеся крайним благочестием, неуклонно выполняющие все религиозные обязанности и добровольно совершающие много благих дел. Хотя представители суфийских тарикатов часто называют своих шейхов и предводителей «аулиями» (приближенными) Аллаха].
Они знали, что эти праведники не могут сотворить что-то, не могут дать средства к существованию, не владеют смертью и жизнью, не могут оживлять. Они всего лишь считали этих праведников посредниками между собой и между Аллахом. Именно поэтому, они посвящали им некоторые виды поклонения, желая приблизиться к ним. Они приносили в жертву животных ради могил, давали мертвым обеты, обращались к ним за помощью в тяжелых ситуациях, взывали к ним.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«А доказательством являются слова Всевышнего: ″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом″ Сура аль-Джинн, аят 18».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Аллах недоволен тем, когда Ему придают кого-то в сотоварищи, кем бы тот ни был. На это явно указывают Коран и Сунна, но видят это только обладающие разумом и размышляющие. Видят это только те, кто оставил слепое следование и ложные аргументации.
А доводом являются слова Всевышнего: ″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом″. Сура аль-Джинн, аят 18.
Мечети – это дома Аллаха и места, приготовленные для совершения намаза. Они являются самыми любимыми местами пред Аллахом. Мечети являются домами, которые Аллах позволил возвести, чтобы в них поминалось Его имя*. Эти мечети должны быть местами поклонения одному Аллаху Всевышнему. В них нельзя совершать что-либо не ради Аллаха, в них нельзя строить могилы или мавзолеи, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто совершает подобное. Он сообщил, что именно так поступали иудеи и христиане, и запретил нам совершать подобное.
Находясь уже в предсмертной агонии, он говорил: «Поистине, те, которые были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в места поклонения. Но вы не превращайте могилы в места поклонения, ибо я запрещаю вам это». Муслим, 532.
*[Аллах Всевышний сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета». Сура ан-Нур, аят 36-38].
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». аль-Бухари, 435, 436; Муслим, 531.
Из мечетей необходимо удалять следы многобожия и идолопоклонства. Нельзя возводить мечети на могилах и нельзя хоронить мертвых в мечетях. Мечети должны быть местами поклонения только одному Аллаху Всевышнему, в них необходимо совершать намаз, поминать имя Аллаха, читать Коран, проводить полезные уроки, оставаться ради поклонения. Это и есть функция мечетей.
Но если в них установлены идолы, которым поклоняются помимо Аллаха, то эти места уже не будет считаться мечетями. Это уже будет местом совершения многобожия (ширка) [ придание Аллаху сотоварищей] даже если люди, находящиеся в них, называют эти места мечетями.
Ведь, Аллах Всевышний сказал: ″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху″ Сура аль-Джинн, аят 18.
То есть, они не принадлежат кому-то другому, помимо Него. Мечети – это места, где собираются люди, встречаются друг с другом, и необходимо, чтобы эти места были очищены от многобожия, нововведений и суеверий, ибо люди должны получать в этих местах знание и поклоняться Аллаху. Если люди увидят в мечети какое-то проявление многобожия или суеверий, то это окажет на них влияние, после чего они начнут распространять увиденное по всей земле. Мечети должны быть очищены от многобожия.
Аллах Всевышний повелел очищать самую великую Запретную мечеть: «Вот Мы указали (пророку) Ибрахиму на место Дома (Каабы) (и заповедали ему): "Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) (от неверия, ереси и скверны многобожников) для тех, кто совершает обход, выстаивает молитвы, кланяется и падает ниц (предо Мной) "». Сура аль-Хадж, аят 26.
От чего ему было приказано очищать Каабу? Приказано было очищать ее от многобожия, нововведений и суеверий, подобно тому, как следует очищать ее от скверны и грязи.
″Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом″. Сура аль-Джинн, аят 18.
Аллах Всевышний сказал: «فَلا تَدْعُوا » ― ″Не взывайте…″. То есть: о люди, не взывайте ни к кому наряду с Аллахом, не просите ни у кого о помощи в тяжелых ситуациях наряду с Аллахом.
Например, некоторые говорят: ″О Аллах, о Мухаммад″, или: ″О Аллах, о ’Абд уль-Къадир*″, или: ″О Мухаммад, о ’Абд уль-Къадир″, и так далее. Поистине, Аллах недоволен этим и не принимает этого.
*[ ‘Абдулькадир ибн Аби Салих аль-Джийляни – провел жизнь в Багдаде. Один из ученых ханбалитского мазхаба, был известен своим аскетизмом и праведностью. Некоторые его убеждения были подвержены критике. После его смерти на него было возведено много лжи суфиями так, что ему были приписаны различные ложные убеждения и деяния, в то время как принято считать, что он непричастен к этому, а Аллаху это ведомо лучше. Скончался в 561 г/х.].
Аллах Всевышний сказал в этом аяте: «أَحَدًا» ― ″…ни к кому…″. Здесь слово «أَحَدًا» пришло в неопределенном состоянии (накира) в контексте запрета, что по правилам указывает на всеобщность. То есть, никого невозможно исключить из этого запрета: ни приближенного ангела, ни посланного пророка, ни идола, ни могилу, ни шейха, ни святого, ни живого, ни мертвого. Поэтому этот аят охватывает каждого, к кому взывают помимо Аллаха.
Этот аят указывает на то, что поклонение принесет пользу только тогда, когда оно будет сопровождаться единобожием. Если к поклонению примешается многобожие, то поклонение станет недействительным и принесет вред тому, кто его совершает.
«Мечети (или места поклонения) принадлежат Аллаху…» ― это указывает на то, что мечети должны строиться с искренним намерением. Нельзя строить мечети ради показухи и славы, нельзя строить их для того, чтобы сделать исламскими музеями. Все это будет ложным намерением. Мечети строятся для поклонения! Мечети должны строиться из дозволенного заработка, а не из денег, полученных запретным путем. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не принимает ничего, кроме благого!».
[Передают со слов Абу Хурайры, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что и посланникам, и Он сказал: "О посланники! Вкушайте благoe и совершайте праведные дела". (Сура аль-Мумминун, аят 51). Он (Аллах) также сказал: "О те, кто уверовал! Вкушайте то благое, чем Мы наделили вас". (Сура аль-Бакара, аят 172) ».
Абу Хурайра сказал: «А потом пророк упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, повторяя слова "О Господь мой!", и сказал: "Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и кормили его запретным, так может ли быть дан ответ на его мольбу?!" ». Муслим, 1015].
___________________________
3 Любовь и непричастность (аль-уаля уаль-бара).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В-третьих, тому, кто подчинился посланнику и исповедует единобожие, недозволенно любить тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются его ближайшими родственниками.
А доказательством являются слова Всевышнего: ″Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха - это преуспевшие″ Сура аль-Муджадаля, аят 22».
——————————————————————————————————
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«В-третьих, тому, кто подчинился посланнику и исповедует единобожие, недозволенно любить тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются его ближайшими родственниками».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Это вопрос любви (уаля) и непричастности (бара), и он связан с единобожием (таухидом). К правам единобожия относится то, что ты должен любить приближенных Аллаха и быть непричастным к врагам Аллаха.
Под словом ″аль-уаля″ имеется в виду любовь в сердце, помощь и поддержка, получение наследства и выплата штрафов за убитого. Все это относится к термину ″аль-уаля″. ″аль-Уаля″ не бывает между мусульманином и неверующим, другими словами, между ними нет ни любви, ни взаимопомощи, ни наследования, ни выплаты штрафов за убийство.
Также неверующий не может быть опекуном во время бракосочетания, и не может быть правителем мусульман, и так далее.
Вышеперечисленного не бывает между мусульманином и неверующим.
Всё это бывает только между мусульманами, ибо Аллах Всевышний сказал: «Аллах не откроет неверующим пути против верующих». Сура ан-Ниса, аят 141.
Таким образом, необходимо, чтобы верующие отличались от неверующих. Поэтому тому, кто исповедует единобожие и подчиняется посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя любить того, кто враждует с Аллахом.
«…даже если они являются его ближайшими родственниками…» ― если твой родственник враждует с Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, то тебе необходимо враждовать с ним и прервать отношения. Если же кто-то является приближенным Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то ты должен его любить, даже если он является для тебя чужим человеком, даже если он чужестранец и представитель другой расы. Аллах Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу». Сура ат-Тауба, аят 71.
То есть, между ними должна быть любовь, помощь, поддержка и связь.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:«А доказательством являются слова Всевышнего: ″Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха - это преуспевшие″ Сура аль-Муджадаля, аят 22».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
«…ты не найдешь…» ― это обращение к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. То есть: ни в коем случае не бывает такого, чтобы тот, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, любил неверующих. Если же человек полюбил их, то он уже не является верующим, даже если заявляет об обратном.
Ибн уль-Къаййим, да помилует его Аллах, сказал в книге ″аль-Кафийа аш-Шафийа″: «Ты любишь врагов своего Любимого и заявляешь. О своей любви к Нему? Такого не бывает!Также ты открыто питаешь вражду к Его любимцам.Где же твоя любовь, о брат шайтана?!»
Невозможно, чтобы тот, кто любит неверующих, любил Аллаха и Его посланника, ибо Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего [неверующих и многобожников] своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас (о, верующие) за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути. Если они (неверующие) случайно встретятся с вами, то они окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими (такими же, как и они сами). Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В День воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете. Прекрасным примером для вас (о, верующие) были (пророк) Ибрахим и те (верующие), кто был с ним. Они сказали своему народу (которые были неверующими): "Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха"». Сура аль-Мумтахана, аяты 1-4.
А также: «А молитва (пророка) Ибрахима о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал*. Когда же ему (пророку Ибрахиму) стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим был смиренным (пред Аллахом), выдержанным». Сура ат-Тауба, аят 114.
*[Речь идёт об обещании данном тогда, когда сказал Ибрахим, мир ему: «Мир тебе! Я буду просить прощения для тебя у моего Господа: (ведь) поистине Он ко мне снисходителен…». Сура Марьям, аят 47].
Это и есть религия Ибрахима! Он отрекся от своего самого близкого человека – от своего отца, когда ему стало ясно, что его отец – враг Аллаха.
Этот аят указывает на то, что любовь к неверующим разрушает либо основу веры в Аллаха и в Последний День, либо разрушает полноценность этой веры. Если любовь к ним сопровождается поддержкой их религии и их неверия, то это выводит человека из Ислама. Если же человек просто любит их, ничем не помогая их религии, то это является недостатком его веры и нечестием.
Говорят, что разбираемый нами аят был ниспослан по поводу Абу ’Убейды ибн аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах, когда он убил своего отца в битве при Бадре. Его отец был неверующим и хотел убить своего сына Абу ’Убейду. Абу ’Убейда опередил его и убил, ибо его отец был врагом Аллаха.
Поэтому, в этом аяте речь о тех людях, которые далеки от того, чтобы любить тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
«…Аллах начертал в их сердцах веру…» ― то есть: Аллах укрепил в их сердцах веру и сделал её прочной.
«…и укрепил их духом от Него…» ― слово ″дух″ имеет в Коране несколько значений. Например, иногда под словом ″дух″ имеется в виду душа, благодаря которой ты живешь. Иногда под словом ″дух″ имеется в виду откровение (Коран).
Например, Аллах сказал: «Таким же образом Мы внушили тебе (о, Мухаммад) в откровении дух (Коран) из Нашего повеления». Сура аш-Шура, аят 52.
Иногда под словом ″дух″ имеется в виду Джибриль [это один из приближенных, обладающих почетом ангелов], мир ему, ибо он – Святой и Верный Дух. Аллах Всевышний сказал: «Скажи (им о, Мухаммад), что Святой Дух (ангел Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство (для выхода из заблужедния) и благую весть для мусульман». Сура ан-Нахль, аят 102.
А также: «Верный Дух (ангел Джибриль) сошел с ним (с Кораном) на твое сердце». Сура аш-Шу’ара, аяты 193-194.
Но в нашем аяте под словом ″дух″ имеется в виду сила. То есть, Аллах укрепил верующих силой веры от Него как в этой жизни, так и в Последней.
«…Он введет их в Райские сады…» ― в Раю будут сады, тень, реки и дворцы, а потолком Рая является Трон Милостивого.
«…и они пребудут там вечно…» ― Аллах Всевышний сказал: «Они пребудут в них (в Райских Садах) вечно и не пожелают для себя перемен» Сура аль-Кахф, аят 108.
Они не будут бояться смерти, не будут бояться того, что придет кто-то и выведет их из Рая. Например, в мирской жизни человек может жить во дворцах, но это не обезопасит его от смерти, которая все равно выведет его из этих дворцов. Также он не находится в безопасности от своих врагов, которые могут захватить эти дворцы и выгнать его. В мирской жизни человек постоянно чего-то боится.
«…Аллах доволен ими, и они довольны Им…» ― они вызывали гнев у своих неверующих родственников, враждовали с ними, и за это Аллах даровал им Своё довольство в качестве воздаяния. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом!
«…Они являются партией Аллаха…» ― что же касается неверующих, то они являются партией шайтана, как сказал Аллах: «Они являются партией шайтана». Сура аль-Муджадаля, аят 19.
Этот вопрос связан с враждой к неверующим и отсутствием любви к ним. Но это не значит, что мы должны прервать с ними отношения в вопросах, связанных с мирской выгодой. Поэтому, из этого правила есть следующие исключения:
1 ― Хотя мы ненавидим их и враждуем с ними, мы все равно обязаны призывать их к Аллаху. Нельзя оставить их, говоря: ″Они – враги Аллаха и наши враги″. Мы обязаны призывать их к Аллаху, быть может, Он наставит их на прямой путь.
2 ― Нет запрета на заключение перемирия с неверующими при наличии необходимости, если мусульмане нуждаются в этом. Например, если мусульмане неспособны сражаться или опасаются зла от неверующих. Нет ничего страшного в том, чтобы заключить перемирие до тех пор, пока мусульмане не окрепнут. Аллах Всевышний сказал: «Если они (неверующие) склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру». Сура аль-Анфаль, аят 61.
Но этот договор не должен быть вечным. Он заключается на определенное время, пока правитель мусульман видит пользу в этом.
3 ― Не запрещается отплачивать им добром, если они хорошо относятся к мусульманам. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам (о, верующие) быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». Сура аль-Мумтахана, аят 8.
4 ― Мусульманин должен благочестиво относиться к своим неверующим родителям, однако нельзя повиноваться им в их неверии.
Аллах Всевышний сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. (Ведь) его мать носила его (в своём животе), испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они (твои родители) будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне (с покаянием) *» Сура Лукман, аяты 14-15.
*[Аллах заповедал человеку хорошо относиться к родителям и непременно спросит его о том, соблюдал он эту заповедь или нет? Человек обязан благодарить Аллаха, поклоняться Ему, выполнять свои обязанности перед Ним и не использовать Божьи милости для совершения грехов. А наряду с этим ему велено почтительно относиться к родителям, говорить с ними кротко и учтиво, делать им добро, смиренно вести себя перед ними, уважать их, оказывать им поддержку и всячески избегать любых поступков и речей, которые могут обидеть их.
Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: "Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию".
А говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка во чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве ж человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?
Но, почитая родителей, нельзя повиноваться им тогда, когда они призывают человека приобщать к Аллаху сотоварищей. Ослушание родителей в этом вопросе не является непочтительным отношением к ним, потому что обязанности человека перед Аллахом важнее, чем его обязанности перед любым творением. Нельзя повиноваться творениям, если при этом ты ослушаешься Творца.
Всевышний не велел человеку относиться к родителям с неуважением, если они станут побуждать его к язычеству и многобожию. Он велел не повиноваться им только тогда, когда они подталкивают его к совершению греха. Но даже в этом случае он должен быть добр к ним. И поэтому Аллах велел человеку сопровождать таких родителей в этом мире и делать им добро, но не повиноваться им, если они попытаются склонить его к неверию или ослушанию].
У родителей есть права на ребенка, даже если они неверующие. Однако мусульманин не должен любить неверующего родителя своим сердцем, но должен отплачивать родителям добром за то, что они воспитали тебя.
5 ― Разрешено вести с неверующими торговлю и покупать у них необходимые товары или оружие. У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тоже были торговые отношения с неверующими. У него были отношения с жителями Хайбара, которые были иудеями. Они обрабатывали землю и в качестве платы забирали часть урожая. Это не является любовью к неверующим. Это всего лишь отношения, приносящие пользу. Мы должны знать эти вещи, знать, что эти отношения не считаются любовью к ним и поэтому разрешены.
Также можно брать у неверующих деньги в долг. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды взял еду в долг у иудея, оставив ему в качестве залога свою кольчугу. Это не запрещено! Такие вещи относятся к мирским вопросам, приносящим пользу.
Они не указывают на любовь в сердце. Некоторые люди, услышав шариатские тексты о вражде к неверующим, думают, что нельзя иметь с ними никаких отношений. Но это не так, ибо у отношений с неверующими есть определенные правила, границы и условия, известные среди обладателей знания. Эти правила, границы и условия взяты из Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
6 ― Аллах Всевышний разрешил жениться на женщинах из числа людей Писания, если они являются целомудренными, оберегающими свою честь. Аллах Всевышний также разрешил нам есть мясо, зарезанное ими*.
*[Аллах Всевышний сказал: «Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги». (Сура аль-Маида, аят 5).
Аллах позволил мусульманам есть животных, которые были зарезаны людьми Писания. Это не относится к животным, зарезанным остальными неверующими, и мусульмане не имеют права употреблять их в пищу. Причина этого заключается в том, что люди Писания считают себя последователями пророков и приверженцами священных писаний, а известно, что все Божьи посланники запрещали совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, поскольку подобный поступок является проявлением многобожия. Иудеи и христиане признают, что совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, категорически запрещено, и поэтому мусульманам позволено есть мясо животных, которых они режут. Этим они отличаются от всех остальных неверующих.
После этого Аллах позволил мусульманам жениться на свободных и целомудренных верующих женщинах, а также на свободных и целомудренных женщинах из числа людей Писания, т.е. иудеев и христиан.
Если же женщина не является целомудренной и совершает прелюбодеяния, то мусульманам запрещается жениться на ней, независимо от того, является она мусульманкой или принадлежит к людям Писания, поскольку Всевышний сказал: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено». (Сура ан-Нур, аят 3).
Затем Аллах приказал мужьям заботиться о целомудрии своих жен, избегая половой близости с другими женщинами. Наряду с этим Аллах запретил распутствовать, совершая прелюбодеяния с любыми женщинами, и сожительствовать с любовницами.
Это объясняется тем, что среди невежественных людей есть распутники, которые готовы совершить прелюбодеяние с любой женщиной, и такие, которые совершают прелюбодеяния со своей подругой или возлюбленной. Всевышний Аллах сообщил, что все подобные поступки несовместимы с целомудрием и что вступающий в брак мужчина не должен быть прелюбодеем].
7 ― Разрешено отвечать на их приглашение, если они приглашают в гости, и есть пищу, предложенную ими, если она дозволена. Так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
8 ― Нужно хорошо относиться к соседям, даже если они неверующие, ибо у соседей есть права на тебя.
9 ― Нельзя притеснять их. Аллах Всевышний сказал: «И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности». Сура аль-Маида, аят 8.
___________________________