А доказательством являются слова Всевышнего: ″Нет принуждения в религии. Прямой путь [Ислам] уже отличился от заблуждения [неверия]. Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий″ Сура аль-Бакара, аят 256.
—————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Тагутов много, так как каждый, кому поклоняются, каждый, за кем следуют и кому подчиняются, является тагутом. Но самыми главными тагутами являются пятеро.
1 ― Иблис, проклятый Аллахом ― иблис, которого Аллах прогнал и отдалил от Своей милости по причине того, что он отказался пасть ниц пред Адамом, ослушался Аллаха и проявил высокомерие. Иблис сказал: «Я лучше него [Адама]. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» Сура Сод, аят 76.
Он ослушался приказа Аллаха и возгордился, поэтому Аллах проклял его, прогнал и отдалил [от Своей милости]. После этого он был назван «иблисом» (отчаявшимся в милости Аллаха) от глагола «абляса» (отчаиваться в чём-то).
Иблис, проклятый Аллахом – это главный тагут. Ведь, именно он велит людям поклоняться кому-то, помимо Аллаха, следовать за кем-то, кроме посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и подчиняться кому-то из людей, а не Аллаху, в дозволении или запрещении чего-то. Иблис – это источник всякого зла и главный тагут.
2 ― Тот, кто доволен тем, что ему поклоняются люди ― он является тагутом. Если же кому-то поклоняются люди, но он недоволен этим, то такого человека не называют тагутом.
Например, люди поклоняются ‘Исе [Иисусу], мир ему, однако он недоволен этим. Также его мать недовольна тем, что ей поклоняются люди, также этим недоволен ‘Узейр*, также этим недовольны праведные рабы Аллаха. Наоборот, они порицают это явление и воюют с теми, кто поклоняется им. Поэтому тагутом не называют того, кто недоволен тем, что люди поклоняются ему.
|
*[Известно, что ‘Узайр, мир ему, был одним из пророков израильтян. Он жил после Давуда и Сулеймана, но до Закарийи и ‘Исы, в то время, когда среди израильтян не осталось никого, кто помнил бы Тору наизусть. Аллах внушил ему, что он должен запомнить её, и он читал её своим соплеменникам].
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, вы (о, неверующие) и то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны [Ада], в которую вы войдете» Сура аль-Анбийа, аят 98.
Услышав эти слова, многобожники обрадовались и сказали: «Мы поклоняемся ‘Исе, мы поклоняемся такому-то и такому-то, значит, они окажутся с нами в Огне».
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от нее [от Геенны]. Они [обитатели Рая] не услышат даже малейшего ее звука и вечно пребудут среди того, что возжелали их души» Сура аль-Анбийа, аяты 101-102.
В другом аяте сказано: «Они [многобожники] говорят: "Наши божества лучше или он [‘Иса сын Марьям] ?" Они приводят его [пророка ‘Ису] тебе (о, Мухаммад) в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися! Он [пророк ‘Иса] - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраила» Сура аз-Зухруф, аяты 58-59.
|
‘Иса [Иисус] – это раб Аллаха. Он недоволен тем, что люди поклоняются ему наряду с Аллахом. Наоборот, Аллах Всевышний послал его для порицания этого явления. ‘Иса [Иисус] скажет: «Я не говорил им [людям] ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь (только) Аллаху, моему Господу и вашему Господу”» Сура аль-Маида, аят 117.
Если человеку поклоняются другие люди, но он недоволен этим, то он не является тагутом. Ведь, он отвергает это поклонение людей.
Тагутом же называют того, кто доволен тем, что люди поклоняются ему наряду с Аллахом.
3 ― Тот, кто призывает людей к поклонению ему ― например, главы многобожников, которые призывают людей поклоняться им. В частности, Фараон, который сказал: «Я – Господь ваш высочайший» Сура ан-Нази‘ат, аят 24.
Также в пример можно привести Намруда и крайних суфиев, которые призывают людей поклоняться им. Дошло даже до того, что они оставляют предсмертное завещание, требуя от людей поклоняться им. Один из них говорит: «Если ваше дело станет тяжелым, то приходите к моей могиле». Они завещают людям приходить к их могилам и обещают помочь этим людям в исполнении их нужд.
Если человек призывает людей поклоняться ему при его жизни или после смерти, то он является одним из самых главных тагутов. То же самое касается тех, кто призывает людей поклоняться каким-либо тагутам. Эти призывающие к многобожию также являются тагутами.
Они приукрашивают многобожие для людей и называют многобожие другими именами, говоря: «Это – не многобожие! Это – тауассуль (поиск близости к Аллаху) или шафа‘а (поиск заступничества у мертвых)». Таких людей много.
|
Поистине, они являются тагутами, ибо они призывают людей к многобожию (ширку), к поклонению кому-то, помимо Аллаха, называя это многобожие красивыми именами. Они приукрашивают многобожие в глазах людей посредством сомнительных аргументов и красивых слов. Эти люди являются тагутами. Призывающие к многобожию являются тагутами.
Каждый, кто доволен тем, что ему поклоняются наряду с Аллахом, является тагутом. Каждый, кто призывает людей к поклонению ему, является тагутом. Каждый, кто призывает людей к поклонению кому-либо, кроме Аллаха, является тагутом. Эти люди – одни из главных тагутов. Просим у Аллаха избавления от них!
4 ― Тот, кто заявляет о знании чего-нибудь из сокровенного знания ― речь идёт о колдунах, астрологах, прорицателях и тех, кто занимается гаданием. Речь идёт вообще о каждом, кто заявляет о том, что знает сокровенное. Такой человек говорит людям: «С вами произойдет то-то и то-то! Ты приобретешь счастье, тебя постигнут трудности, а тебя ждет женитьба». Эти люди заявляют о знании сокровенного, а сокровенное неизвестно никому, кроме Аллаха Всевышнего.
Аллах Всевышний сказал: «Скажи (им) (о, пророк): "Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха"» Сура ан-Намль, аят 65.
А также: «Он [Аллах] - Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен» Сура аль-Джинн, аяты 26-27.
А также: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно (всё) то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни (одного) зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании [в Хранимой Скрижали] » Сура аль-Ан‘ам, аят 59.
Никто не знает сокровенного, кроме Аллаха Всевышнего. Иногда Аллах Всевышний извещает Своих посланников о чём-то из сокровенного знания, для того чтобы принести пользу человечеству и указать на правдивость посланников. Но даже посланники не узнают о сокровенном самостоятельно. Это только Аллах Всевышний дарует им такое знание, ибо никто, кроме Аллаха, не знает сокровенного.
Кто заявляет о знании чего-то из сокровенного знания, тот как будто бы равняет себя Аллаху, поэтому он является многобожником и неверующим тагутом. Это является одним из самых великих проявлений вероотступничества (ридды).
5 ― Тот, кто выносит решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах ― а доказательством являются слова Всевышнего: «Разве ты (о, пророк) не видел тех [лицемеров], которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе [в Коран] и в ниспосланное до тебя [в Писания, которые были ниспосланы прежним пророкам], но (в это же время) хотят обращаться на суд к тагуту?» Сура ан-Ниса, аят 60.
Если человек принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, считая это дозволенным поступком, то он является тагутом. Этот человек говорит: «Дозволено обращаться за судом к законам, придуманным людьми, к обычаям времён невежества, к обычаям племён, оставляя шари‘ат». Этот человек говорит: «Эти законы подобны (равны) тому, что ниспослал Аллах». Или же он говорит: «Эти законы лучше, чем то, что ниспослал Аллах». И даже если человек не считает эти законы более прекрасными, чем шари‘ат, и не счиает их подобными шари‘ату, а просто считает, что дозволено принимать решения в соответствии с ними, он всё равно является тагутом в соответствии с ясными аятами Корана.
Если же человек принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, при этом считая, что обязательно следовать за тем, что ниспослал Аллах, и ниспосланное Аллахом является истиной, а всё остальное – ложь, то такой человек впал в малое неверие (куфр асгар), которое не выводит человека из Ислама. Этот человек находится в великой опасности. Эта дорога может привести его к неверию, которое выводит из Ислама, если он небрежно отнесется к своему поступку.
Если же человек принимает решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, ненамеренно, а просто допустив ошибку [речь идёт об ученых, которые проявляют усердие в поиске истины, но ненамеренно допускают ошибку], то такому будет прощена его ошибка.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие [То есть: использует в процессе поисков решения все свои знания], и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда». аль-Бухари, 7352; Муслим, 1716.
Ведь, этот человек ошибся ненамеренно, он желал найти истину, желал, чтобы его решение соответствовало решению Аллаха, но ему не было оказано содействие. Он имеет оправдание и получит награду за своё усердие. Однако нам запрещено следовать за его ошибочным постановлением.
А в заключении этого разъяснения автор книги, да помилует его Аллах, привёл слова Всевышнего: «Нет принуждения в религии. Прямой путь [Ислам] уже отличился от заблуждения [неверия]. Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий» Сура аль-Бакара, аяты 256-257.
«Нет принуждения в религии…» ― никого не принуждают войти в Ислам. Принятие ислама обязательно должно сопровождаться довольством человека и наличием веры в сердце. Поэтому никого не принуждают войти в Ислам. Невозможно заставить человека принять Ислам, ибо сердцем этого человека владеет и распоряжается только Аллах Всевышний. Мы всего лишь призываем людей принять Ислам и побуждаем их к этому. Мы усердствуем на пути Аллаха против тех, кто не уверовал, дабы распространить Ислам, предоставить шанс тем, кто желает принять Ислам, и подавить врагов Аллаха. Что касается наставления на прямой путь, то это только в Руках Аллаха Всевышнего. Никого не принуждают принять Ислам.
«Прямой путь [Ислам] уже отличился от заблуждения [неверия] …» ― к Исламу никого не принуждают, наоборот, ислам – это религия, которую люди любят, и которой стремятся. Хвала Аллаху за это! Что же касается неверия и многобожия, то это является чистым злом, которое неприятно людям. Ислам уже отличился от заблуждения, истина уже отличилась ото лжи.
У человека есть разум и способность сравнивать между истиной и ложью. Поэтому если его разум здоров и человек спасся от страстей и препятствующих обстоятельств, то он примет истину добровольно.
Именно так объясняли этот аят некоторые толкователи Корана.
Другие толкователи Корана сказали, что этот аят был ниспослан по причине обладателей Писания [иудеев и христиан]. Следовательно, обладателей Писания не заставляют принимать Ислам. Если они хотят оставаться на своей религии, то им предоставляется такая возможность, при условии, что они выплачивают ″джизью″* мусульманам, будучи униженными.
*[Джизья — подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях].
Что же касается других неверующих, то они либо принимают Ислам, либо с ними ведут сражение. Ведь, у них нет религии, а поклонение идолам – это абсолютно ложное вероисповедание.
Третье мнение заключается в том, что этот аят отменен аятами о джихаде. Этот аят имел силу в начале Исламе, пока не был узаконен джихад.
Но более правильным является именно первое разъяснение. Этот аят не является отмененным и повествует о том, что религия не входит в сердца через принуждение, и человек должен сделать свой выбор добровольно. Но если человек не принимают эту религию, то с ним обращаются соответствующим образом: либо ведут сражение, либо берут ″джизью″.
«Кто не верует в тагута и верует в Аллаха…» ― имеются в виду все виды тагутов: тагуты в поклонении, тагуты в следовании, тагуты в подчинении.
В аяте сначало упомянуто неверие в тагута, а только потом вера в Аллаха, ибо вера в Аллаха не принесёт пользы, если человек не проявил неверие в тагута. Если человек уверовал в Аллаха, но не проявил неверие в тагута, то эта вера не поможет ему.
Если человек называет себя верующим, совершает молитву, выплачивает закят, совершает хадж и другие деяния покорности, но не проявляет свою непричастность к многобожию и многобожникам, говоря: «Мне вообще нет до них дела», то этот человек не считается мусульманином, ибо он не проявил неверие в тагута.
Человек непременно должен проявить неверие в тагута, считать его ложным и отдаляться от него и от его приверженцев. Это обязательно должно присутствовать. Вера человека будет действительной только после неверия в тагута.
Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника (повелев ему, чтобы он сказал им): "Поклоняйтесь (только одному) Аллаху и сторонитесь тагута!"». Сура ан-Нахль, аят 36.
Поклонение Аллаху не будет действительным, если человек не сторонится тагута. Две противоположные вещи не могут объединиться – вера и неверие не могут сойтись в одном сердце. Вера и большое неверие (куфр акбар) не могут объединиться в одном сердце. Что же касается малого неверия (куфр асгар), [которое не выводит из Ислама], то оно может объединиться с верой в сердце.
_________
Заключение.
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «В этом и заключается смысл свидетельства ″Ля иляха илля Ллах″. А в хадисе сказано: ″Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его горба - джихад на пути Аллаха″ ат-Тирмизи, 2616, и многие другие. А Аллах знает лучше!
————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Автор книги, да помилует его Аллах, еще раз подчеркнул, что смысл свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха [Ля иляха илля Ллах] – это неверие в тагута и вера в Аллаха.
″Главным в этом деле является ислам…″ ― ислам – это предание себя Аллаху через единобожие (таухид), покорность Ему путём подчинения и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам. Это и есть основа религии!
Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, - это самая главная основа религии. Человек не может принять Ислам без произнесения этих двух свидетельств, без знания их смысла, без совершения деяний в соответствии с ними, без убежденности в них сердцем. Человек не может стать мусульманином без этого.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил религию с телом, у которого есть голова, столп и горб. Если голова будет отрублена, то и тело не будет жить. Точно также религия не может жить без единобожия (таухида).
″...столпом его служит молитва…″ ― ислам не будет стоять без своего столпа. Ведь, ни шатёр, ни дом не будут держаться без опор. Поэтому если молитва исчезнет, то ислам человека не выстоит.
Поэтому учёные сказали, что человек, оставивший молитву из-за лени, становится неверующим по более правильному мнению, даже если он признает её обязательность. Ведь, нет никакой пользы от этого признания, если он не совершает это деяние. В этом признании нет никакой пользы! Поэтому обладатели глубокого знания вынесли постановление о неверии того, кто намеренно оставил молитву, даже если он при этом признает её обязательность.
Если же человек вообще отрицает обязательность молитвы, то он является неверующим по единогласному мнению мусульман.
″...а вершина его горба - джихад на пути Аллаха…″ ― речь идёт о вершине религии. Джихад – это указание на силу ислама, ибо джихад не может вестись, если у мусульман нет сильной веры и сильного вооружения.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на три вещи, связанные с религией: голова, столп и горб. Если нет головы, то нет и религии. Человек, который не претворил в жизнь единобожие, не имеет отношения к этой религии. Человек, который не совершает молитву, не возвел свою религию на опоры, даже если при этом он свидетельствует о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха. Человек нуждается в опоре, на которой будет держаться его религия, а этой опорой является именно молитва.
Если исчезает джихад, то исчезает и сила, после чего ислам и мусульмане становятся слабыми. Ислам и мусульмане не могут обрести силу без джихада на пути Аллаха. Это – признак силы, а его отсутствие – это признак слабости.
Это подобно тому, как горб указывает на силу верблюда. Если у верблюда нет горба, то это указывает на то, что он – истощенный и слабый.
Сегодня мусульмане слабы на этой земле. А, ведь, в хадисе сказано: «Когда вы займетесь ростовщической торговлей и ухватитесь за хвосты коров, и оставите сражение на пути Аллаха, то Аллах дарует власть над вами унижению, которое Он не снимет с вас до тех пор, пока вы не вернетесь к вашей религии» Абу Дауд, 3462.
Оставление джихада – это унижение и причина слабости мусульман, а его присутствие - указание на силу.
А Аллах знает лучше! Пусть Аллах благословит нашего пророка Мухаммада!
На этом завершено разъяснение этого благословенного послания под названием «Три основы».