Цель. Закреплять представления детей о материалах, из которых сделаны предметы.
Материал. Кубик, на гранях которого изображены разные материалы (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса, ткань).
Ход игры
Дети по очереди подбрасывают кубик и ловят его.
Ребенок должен рассказать о материале, изображенном на выпавшей в результате его хода грани. Остальные дети контролируют правильность определения свойств и качеств материала.
Игра «Что лишнее?»
Цель. Учить детей вычленять общие признаки предметов; закреплять знания о видах материалов. Развивать внимание.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один – из другого (например, платье, шорты, пальто, ваза).
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с изображением четырех предметов, три из которых изготовляются из одного и того же материала, а один – из другого. Ребята по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняют свой выбор.
Усложнение игры: после того как ребенок определит лишний предмет, ему задают вопрос, например: «Что будет, если вазу сделать из ткани?»
Игра «Отгадай материал»
Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях.
Ход игры
В гости к ребятам приходит Незнайка и сообщает, что он забыл названия материалов, и помнит только их свойства. Просит детей помочь ему вспомнить названия. Например, Незнайка говорит: «Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?»
Усложнение игры: Незнайка показывает детям полный алгоритм описания свойств и качеств материалов. Дети определяют по нему название материала.
|
Игра «Где твое место?»
Цель. Закреплять знания о свойствах и качествах материалов. Развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры
Каждый ребенок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, – похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т. д.
Игра «Кого покатаем на машине?»
Цель. Побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны. Развивать внимание, наблюдательность.
Материал. Грузовик (игрушка); игрушки из резины, дерева, металла.
Ход игры
Воспитатель показывает игрушечный грузовик и предлагает детям покатать на нем игрушки, но только те, которые сделаны из металла (резины, дерева). Дети находят в групповой комнате и по очереди катают соответствующие игрушки.
Игра «Что я видел?»
Цель. Упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. Развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть и задает вопрос: «Какие предметы из металла… (ткани, пластмассы, стекла и т. д.) вы видели по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
Игра «Наоборот»
Цель. Закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов. Расширять речевой словарь.
Материал. Мяч.
Ход игры
Дети встают в круг. Воспитатель стоит в центре круга с мячом. Педагог называет материал и одно из его свойств или качеств и бросает мяч ребенку. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство. Например, воспитатель говорит: «Пластмасса – непрозрачная», ребенок: «Стекло – прозрачное» и т. д.
|
Игра-забава с карандашом
Цель. Углублять представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие предметы.
Материал. Перфокарты, в центре которых изображен образец какого-либо материала, а по периметру вырезаны окошки.
Ход игры
Воспитатель раздает детям перфокарты и предлагает вспомнить, какие предметы могут быть сделаны из изображенных на них материалов. Ребенок рисует в окошечках перфокарты предметы. Например, получив перфокарту, в центре которой изображено дерево, ребенок должен нарисовать в окошечках деревянные предметы.
Игра «Что из чего будет»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, из которых сделаны предметы.
Ход игры
Вариант 1
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга. Он кидает мяч ребенку и называет предмет, например: «Стакан». Ребенок ловит мяч и называет материал, из которого сделан данный предмет: «Стекло».
Вариант 2
Дети встают в круг. Воспитатель кидает ребенку мяч и называет материал, например: «Из дерева». Ребенок ловит мяч и называет предмет из этого материала: «Стол».
Игра «Будь внимателен!»
Цель. Побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, ткань).
Материал. Предметные картинки.
|
Ход игры
Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов, изготовленных из металла, резины, стекла, дерева, ткани. Обращает внимание на то, что у всех ребят одинаковое количество предметных картинок. Поясняет, что победит тот, кто по сигналу педагога: «Положи предметы, сделанные из металла!» или «Положи предметы, сделанные из резины!» и т. д. быстро и безошибочно выложит картинку на стол.
Игра «Собери пару»
Цель. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы.
Материал. Предметные картинки: лист, тарелка, шкура, платье, пень, кресло, палочки, ложка, лошадь, машина, иголка, швейная машинка.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на волшебный сундучок, в котором лежат картинки с изображением предметов прошлого. Предлагает детям по очереди доставать предметную картинку, называть изображение и находить в групповой комнате предмет, составляющий его пару по функциям (например, «пень – кресло»).
Каждый ребенок, найдя пару для своей предметной картинки, обосновывает свой выбор.
Игра «Найди предметы»
Цель. Побуждать детей группировать предметы по какому-либо признаку (величина, материал и т. д.).
Материал. Предметные картинки.
Ход игры
В гости к детям приходит Буратино и приносит сундучок, в котором лежат различные предметы. Он просит ребят помочь ему найти среди всех предметов, только:
– металлические;
– съедобные;
– тяжелые;
– круглые;
– длинные;
– маленькие;
– резиновые и т. д.
Игра «Необычные цветы»
Цель. Побуждать детей группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении обобщающих слов (посуда, одежда, мебель, игрушки, обувь и др.).
Материал. Предметные картинки, вырезанные в виде лепестков цветка (мебель, посуда, одежда, музыкальные инструменты). «Серединки» цветков с наклеенной картинкой: шкаф, кастрюля, барабан, туфля и т. д.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на полянку, где растут необычные цветы: «Сердцевиной такого цветка может быть любой предмет, например, шкаф, тогда лепестки – предметы, в которые можно что-либо складывать. Подул сильный ветер и разбросал лепестки цветов по всей полянке. Помогите соединить лепестки с серединками цветов».
Дети группируют лепестки (предметные картинки, вырезанные в виде лепестков) по способу использования.
Игра «Лото»
Цель. Уточнять представления о труде взрослого, орудиях труда.
Материал. Шесть больших карт с изображениями представителей разных профессий; 24 маленькие карточки с орудиями труда.
Ход игры
Взрослый обращает внимание детей на Шесть больших карт с изображениями представителей разных профессий, лежащие на столе. Раздает детям 24 маленькие карточки с орудиями труда. Раздает детям маленькие карточки и предлагает по сигналу педагога: «Начинай!» закрыть большие карты предметными картинками с изображением орудий труда, нужных для данной профессии. Выигрывает тот, кто быстро и безошибочно закроет свою карту.
Игра «Не ошибись!»
Цель. Побуждать детей запоминать названия детских музыкальных инструментов; закреплять понятие о том, что без недостающей части предмет трудно использовать.
Материал. Разрезные картинки с изображение детских музыкальных инструментов.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель просит детей помочь ему собрать разрезные картинки, а затем назвать предметы, изображенные на собранных картинках (детские музыкальные инструменты).
Вариант 2
Взрослый дает каждому ребенку половинку разрезной картинки с изображением музыкального инструмента. По сигналу каждый ребенок ищет половинку своей картинки. Дети объединяются в пары и называют получившиеся музыкальные инструменты.