Программное содержание. Закреплять умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы для труда); называть предметы обобщенным словом. Учить находить по описанным признакам предмет; закреплять умение.
Материал. Картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда; алгоритм описания предмета.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям алгоритм описания предметов и предлагает рассмотреть символы, изображенные на нем. Затем обращает их внимание на картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда, разложенные на столе; просит внимательно рассмотреть их, вспомнить, для чего нужны человеку изображенные предметы, из чего они сделаны.
Педагог описывает какой-либо предмет, но не говорит, как он называется, а предлагает детям отгадать и показать этот предмет на картинках. Например: «Этот предмет сделан из ткани, он большой, синего цвета, относится к рукотворному миру, нужен человеку для того, чтобы надевать на себя» (Платье.) или «Этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшой, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу». (Ножницы.) После каждого правильного ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, и с помощью вопросов уточняет последовательность описания.
Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.
Варианты усложнения задания
1. Дети самостоятельно описывают предмет по алгоритму.
2. Ведущим вместо воспитателя становится ребенок.
3. Вводится элемент соревнования: кто отгадает больше предметов.
4. Дети по очереди описывают предметы.
|
Дидактическая игра «Группируй предметы»
Вариант 1
Программное содержание. Учить понимать назначение и функции предметов, необходимых для жизни человека, и выделять их общие признаки; группировать предметы по способу использования.
Материал. Предметные картинки (мебель, посуда, одежда, игрушки).
Ход занятия
На столе перед каждым ребенком лежат картинки с изображением предметов: например, шкаф – кровать – плюшевый мишка – кресло; майка – чашка – шорты – носки и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, назвать изображенные предметы, рассказать о том, что между ними общего, и есть ли среди них предмет, не подходящий к этой группе. Дети по очереди выполняют задание, называя признак, объединяющий предметы по назначению.
Задание считается выполненным, если дети определили назначение предметов и отобрали все лишние картинки.
Вариант 2
Программное содержание. Учить понимать назначение, функции предметов, необходимых для жизни человека; группировать предметы по способу использования. Дать понятие о том, что человек создает предметы для облегчения процесса жизнедеятельности.
Материал. Фланелеграф; предметные картинки (обувь, игрушки, посуда, предметы для уборки).
Ход занятия
Воспитатель просит детей вспомнить сказку К. И. Чуковского «Федорино горе» и напоминает, что в конце сказки Федора вымыла всю посуду, убралась в доме, разложила в шкафу на полках посуду, обувь, игрушки, предметы для уборки дома. Предлагает ребятам посмотреть, как Федора разложила предметы на полках. Для этого задания используется фланелеграф с картинками. На верхней полке должны лежать игрушки, на второй – посуда, на третьей – обувь, а на нижней – предметы для уборки. Дети перекладывают картинки на полках. Воспитатель напоминает им, что нужно взять картинку, назвать изображенный предмет, рассказать о его назначении, о том, как им пользуются, на какой полке он должен лежать.
|
Задание считается выполненным, если дети правильно разложили все предметы по полкам.
Занятие «Мастерская по ремонту»
Вариант 1
Программное содержание. Подвести детей к пониманию того, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать.
Материал. Картинки с изображением предметов с отсутствующей частью или деталью и картинки с изображением этой части или детали.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы; обращает внимание на то, что все предметы сломаны: у каждого из них не хватает какой-либо детали.
Воспитатель просит детей отремонтировать предметы – найти для каждого предмета недостающую деталь.
Задание считается выполненным, если дети «отремонтировали» все предметы.
Вариант 2
Программное содержание. Закреплять умение сопоставлять в предмете часть и целое; учить устанавливать причинно-следственные связи между функциями, назначением и строением предметов.
Материал. Разрезные картинки с изображением различных предметов.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть изображенный на картинке предмет, а затем предлагает какому-либо ребенку собрать такой же предмет (разрезную картинку), предварительно убрав одну из частей картинки. Спрашивает: «Какой части не хватает? Можно ли обойтись без нее? Почему?»
Если ребенок ответит на вопросы, он устанавливает на место недостающую часть.