Сравнительный анализ и классификации стереотипов восприятия





В данном параграфе будут рассмотрены классификации стереотипов. После того, как они будут рассмотрены, будет сделан их сравнительный анализ. Классификации будут идти по принципу количественного возрастания: от меньшего числа к большему.

Первая классификация принадлежит автору научной статьи «Стереотипы восприятия и реагирования» В. Чургееву. Он классифицирует стереотипы по трём направлениям.

1. Стереотипы реагирования

Этот раздел можно охарактеризовать как противопоставления двух явлений: раздражитель и ответная реакция на него. В данном контексте важен не, сколько сам стереотип, сколько реакция на него. В данном случае стереотип выступает инструментом для того, чтобы понять реакцию на ту или иную смоделированную ситуацию (как мы помним, стереотип – это некая программа, код, которые позволяют быстро среагировать на знакомую ситуацию и моментальные выводы по отношению к вышеперечисленному)

Если вернуться к первой мысли, про противопоставление, то ситуация может принять такие виды и формы, которые выражаются в таких коротких логических цепочках.

Чувство вины – оправдание Победа – радость Поражение – уныние Вопрос – ответ Авторитет – уважение (или послушание)

Порой в эту цепочку могут войти умозаключения и выводы, как ответ на конкретные ситуации. Так, например, у Чугреева, где он берёт такую логическую цепочку как «Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя – я должен оправдать доверие и надежды»[25] как реагирование на надежду и чаяние людей в сторону индивида, на которого была направлена эта мысль. Т.е человек ожидает, что в ответ на его действие последует санкция от общества или окружающих.

2. Стереотипы восприятия и оценки

Если сравнивать с предыдущим пунктом классификации, где центральный интерес представляет реагирование, то в данном случае, реагирование является одним из главных фактором наряду с оценочной стороной, где важно понять, как среагировал индивид и общество, а также к какой оценке действий пришёл субъект данных манипуляций.

3. Стереотипы мышления

Данный пункт классификации в отличие от двух предыдущих рассматривает не сам механизм, не эмоциональную составляющую, а «послевкусие», выводы и мыслительные заключения к которым пришли субъекты. В некотором роде, это модель поведения, при которой индивид или общество будет вести себя в этой ситуации при повторном действии. Собственно это линия поведения, стратегия последовательных действий, при котором создаётся механизм действий на стереотипы.

В качестве вывода, применимо к этой классификации, можно отметить, что классификация рассматривает процесс возникновения, адаптации, развития стереотипа и того, как общество в целом, и индивид, в частности будут на это реагировать (точнее какая линия «правильного» поведения будет доминировать в последствии) на те или иные действия и события, с которыми, так или иначе, сталкивается данное общество.

У Варламова в своей статье «Стереотипы: примеры, функции, виды» выделяет четыре классификации.

1. Функция восприятия.

Если брать конкретно эту классификацию, то этот пункт можно охарактеризовать как «общий». В отличие от последующих, он не принадлежит к какой-нибудь возрастной или гендерной категории. Этот пункт классификации Варламов в своей статье характеризует как «Восприятие людей относительно друг друга»[26] когда люди пытаются с одной стороны, упорядочить окружающее их пространство, с другой стороны – противопоставить себя и своё окружение как особую группу, обладающую отличительными чертами перед представителями другой. Причём это противопоставление, старается идентифицировать себя с наиболее выгодной и положительной стороны.

Идёт не, сколько противопоставление, сколько демонстрация собственных сил и возможностей. Это происходит в небольших группах. Если взять в качестве примера (это можно отнести к группе «возрастной стереотип», но как было замечено раннее эта часть классификации общая) взаимоотношения родителей (взрослых) и ребёнка, (дети/маленькие) то именно первая подгруппа будет невольно пытаться выглядеть, с точки зрения детского восприятия, в наиболее выгодном контексте. Как правило, это идёт через разговорную составляющую.

2. Межполовые стереотипы

Межполовые (или гендерные) стереотипы с одной стороны ставят рамки между мужчиной и женщиной, разделяя круг их прав и обязанностей, но с другой – чётко, строго и без каких-либо возможных исключений жёстко регулируют границы «дозволенного».

Если делаются попытки изменить устоявшийся порядок, то это встречает как минимум непонимание со стороны общества, как максимум –

агрессивное противостояние. Если вспомнить свойства стереотипов, то несколько доминирующих свойств – неизменность и медленное изменение, даже если общество коренным образом меняется (например, техническая или научная революция или государственно-политическая революция против старого режима). Особенно ярко это выражается, если со стороны «женской половины» начинаются действия, при которых представительницы женской половины стремятся к копированию или подражанию мужской половины. Так, например, стремление женщин носить брюки встретило резкий протест среди общества, или желание носить короткие стрижки.

Но особо агрессию вызывает стремление «женского» иметь равные права с «мужским». Ярким примером является борьба женщин за возможность голосовать. Им пошли на встречу, но это было продиктовано не с тем, что оппозиция была согласна с доводами просящей стороны, а тем, что это была вынужденная мера. Ведь первым женщинам, кому было позволено голосовать, были женщины-англичанки военного периода 1914-1918 гг., когда шла самая кровопролитная, на тот отрезок времени, Первая мировая война, которая уносила много мужских жизней. Соответственно, страна теряла рабочие руки и голосующих. Эти причины сподвигли правительство пойти на частичные уступки. Женщины получили право голосовать, но при этом было множество ограничений. Голосовать могла дама старше 30 лет, замужняя и которой как минимум было 2 ребёнка. То есть, желание было исполнено, но причины здесь носили чисто прагматический и вынужденный характер.

В обратной ситуации, когда «мужской» гендер заходит в сторону женского, то особых волнений и возмущений нет. Если вспомнит Францию Галантного века, то там носили парики и чулки, душились (если вспомнит парадные портреты французских или даже английских королей того периода, то волосы на картине это парики, чулки там тоже хорошо просматриваются). Всё это считается атрибутами женского начала. И это считалось нормой.

Всё это связано с гендерными стереотипами, где у мужчины и женщины разные роли, а соответственно с этим – разные обязанности, а из всего этого позже и возникают стереотипы.

Мужчина – это «охотник» и «добытчик». Он отвечает за внешние отношения в социуме. Это «разрешает» представителю мужской «среды» быть грубым, агрессивным. Самые распространенные стереотипы, которые рождаются про мужскую среду: «Для мужчины главное карьера», «Мужчина всегда сильный» (имеется ввиду физически), «мужчины более рациональны».

Женщины с точки зрения, стереотипов выступают как слабые, хрупкие создания, которым не следует участвовать в «агрессивных» мероприятиях: спорт, война, политика. Главная задача прекрасного пола – быть женой и матерью. Но в тоже время интеллектуальные способности дам сильно принижают. Стереотипы «Женщины – слабые создания» «Место женщины на кухне» «…Баба не человек» подтверждают это

3. Возрастные стереотипы

Данный стереотип может идти совместно с традициями, которые закрепились в данном обществе. Если в обществе принято почитание старости, то и стереотипы будут «работать» на эту идею, побуждая людей к конкретным действиям. Так, в Спарте, было принято оказывать почтение старикам. Примечателен случай, когда на Олимпийских играх старик искал место среди зрителей. Все присутствующие на скамьях люди, игнорировали его. Когда же пожилой мужчина дошёл до мест, где сидели спартанские юноши, то все как один, встали и предложили старику своё место. Внимание стадиона переключилось на эту ситуацию, а все присутствующие рукоплескали «Только в Спарте стоит жить до старости» – заметил один из гостей древнегреческой Олимпиады.

В средневековой Персии, наоборот, старость считалась позором, поскольку от старика нет никакой пользы, а сами такие люди требуют ухода, а значит – трат. Поэтому родился обычай, по которому, мужчину, когда ему исполнялось 60 лет, старший из сыновей отправлял в лес и оставлял там. Не считалось зазорным убить отца в лесу, более того, считалось, что, таким образом, сын оказывает почтение старику-отцу, избавив его от мучений. Отражение этого поступка было даже в персидской сказке, только главный герой пошёл против традиции, оставив отца в живых, поэтому, вместо того, чтобы убить отца в лесу, он его там спрятал.

Не только по отношению к пожилому возрасту присутствуют стереотипы. Они охватывают и остальные возрастные отрезки в жизни человека.

Что касается детства, то особой популярностью, вернее главным стереотипом является стереотип под названием «все дети хорошие». Чтобы не совершил ребёнок, даже пойманный «на месте преступления», виноватым окажется кто угодно, но не он сам. Вариантов и примеров может несколько, наиболее распространённые среди них «его испортила улица», «он связался с плохой кампанией», «его так разбаловали родители/дедушки-бабушки».

На первый взгляд, ничего плохого в подобном стереотипе, с точки зрения блага ребёнка нет. Однако есть несколько факторов «против». Во-первых, с точки зрения поведения и морали ребёнок может вырасти с потребительскими наклонностями и мнением, что «ему все должны». Вторая причина кроется уже в другом стереотипе, название которому «Все дети глупые» или, если взять продолжение этому, то стереотип будет звучать как «Все дети глупые, поэтому взрослые лучше знают, как будет лучше для ребёнка (в скобках заметим, не интересуясь его мнением и не спрашивая его согласия)»

Следующей возрастной группой являются подростки. Наиболее распространённый стереотип «подростки трудны в воспитании и контролировании», «подростки грубы и невоспитанны».

Что касается первого стереотипа, («подростки трудны в воспитании и контролировании») то это можно оправдать двумя причинами биологической и социальной. Что касается, биологической, то это период, когда организм подвергается наиболее сильным изменением, как физического свойства, так и гормонального характера. Для любого организма, в независимости от характера и развития, это стресс. Поэтому подросток, уязвим, тут в силу вступает уже другой стереотип «лучшая защита – это нападение», при которой акцент с подростка смещается на его окружение. Кроме этого, переходя на новую, более высокую возрастную группу, подросток получает не только права, но и обязанности, которые должен выполнять. В отличие от предыдущего своего состояния, (ребёнок) где у ребёнка эти обязанности отсутствуют или наличествует чисто номинально, не являясь серьезными и ответственными (полить цветы, сходить за хлебом, покормить кота/собаку/рыбок). Исключаются случаи, где ребёнок вынужден заниматься серьёзными делами и работать, как например, в бедных странах.

Вторая причина, как было названо раннее – социальная. Подросток, это уже не ребёнок, к которому автоматически хорошее настроение. От подростка ждут действий и решений, которые, как правило, возлагаются на взрослых. Для подростка, это стресс. Кроме того, именно в подростковом возрасте, тинэйджер начинает задумываться о том, кто он и каково его место в данном мире, в данном обществе, данной нише. Не менее остро стоит вопрос как он воспринимается окружающими, в частности ровесниками. Это тоже морально давит, и единственный способ выплеснуть напряжение – словесно.

Второй стереотип про подростков – «подростки грубы и невоспитанны» связан с юношеским максимализмом, при котором подросток «сторонник крайностей, полутонов не признает…маниакальное стремление судить других … и развешивать ярлыки»[27], при котором он стремиться к Правде и Справедливости (точнее к тому, что он под этими понятиями имеют ввиду). Не осознавая пока, что мир не длится только на две категории, («хорошее» и «плохое», «доброе» и «злое», «белое» и «чёрное») подросток вступает в конфликт с обществом и окружением.

Само «подростковое буйство» тоже может быть отчасти стереотипом, поскольку не все подростки являются бунтарями и радетелями свободы.

После подросткового идёт «взрослость», в котором господствуют свои стереотипы, например, такой как «Взрослые люди умные». Этот стереотип, по логике является верным, если идти по другому стереотипу «чем старше становишься, тем умнее будешь». Однако в первом стереотипе есть много сложностей. Например, биологическая. Не все из людей рождаются способными, можно быть интеллектуально не развитым. кроме того, кка правило, в понятие «ум» вкладываются успехи в учебной деятельности, (школа, колледж, университет) успехи в котором, автоматически делают человека «умным». В случае, если человек учился «средне», наоборот, он считается человеком, «не блещущим умом». При этом «умный» с точки зрения профессиональной деятельности может занимать невысокую должность или работать не на «престижной» профессии (тут можно увидеть стереотипы про «хорошие и правильные» профессии, или, наоборот, про «плохие») а «двоечник» достичь успеха.

Другая причина «против» стереотипа, социально-психологическая. Далеко не все умственно или духовно переходят по-настоящему во взрослую жизнь. Можно остаться на подростковой стадии, причём полностью отдавая в этом отчёт (исключаем из всего этому психические расстройства) поскольку со «слабого» меньше спросу, у нег меньше обязанностей, он несёт меньшую ответственность. Про таких людей говорят, что у них инфантильное поведение.

Но в случаях, когда такие люди пытаются доказать детям и подросткам свою значимость и показать власть, они «резко» вспоминают, что «зврослый человек умный», а значит – «взрослый всегда прав», потому что «Все дети глупые, поэтому взрослые лучше знают, как будет лучше для ребёнка».

4. Этнические стереотипы

Этнические стереотипы формируются, для того чтобы, во-первых, охарактеризовать представителей другой национальной группы по каким-либо специфичным чертам, свойственных именно этой нации. Во-вторых, национальные стереотипы экономят время, давая уже готовый вариант определяющих характеристик представителей тех или иных национальностей, по которым именно их будут идентифицировать.

С одной стороны национальный стереотип несёт в себе частичную истинность, с другой – идёт гипертрофированность или частичное искажение, причём в отрицательном ключе. Это связано с тем, что индивид, общество или государство оценивает другую нацию со своей точки зрения и своего базисного восприятия и мировоззрения.

А.В. Дуаз, психолог Женевской школы и представитель социальной психологии тоже выделил четыре пункта в своей классификации:

 

1. Индивидуально-психологическая

Если охарактеризовать этот пункт, то является наиболее «узким» по количеству субъектов, которые воспринимают стереотипы восприятия. В данном пункте рассматривается, как личность рассматривает и воспринимает окружающее её общество. Сюда входят автостереотипы, национальные стереотипы, гендерные стереотипы и многие другие.

2. Межличностная

Этот пункт является переходным между индивидуальным и коллективным. Тут стереотипы возникают между общающимися. Объектом стереотипов могут стать любые внешние факторы: одежда, украшения, внешность, поведенческие аспекты, профессиональная сфера.

По одежде люди судят, какой человек с точки зрения материального положения и статуса. Эта точка зрения может быть неверной по ряду причин. По настоящему обеспеченные люди, у которых несколько предшествующих поколений тоже были обеспеченными, как правило, не будут одеваться кричаще богато. Как раз, наоборот, тех, кто пытается продемонстрировать в повседневной жизни дорогие туалеты и кричаще богатые украшения, это те, кто стремятся к богатству, но сами таковыми не являются. На Западе работает концепция, при которой миллионеры и очень богатые люди одеваются скромно и неприметно.

Что касается внешних факторов, то невольно работает стереотип, что «красивый человек – добрый/хороший человек», а люди, имеющие неприметную или не симпатичную внешность, являются обладателями не самого приятного характера. Можно предположить, что истоками и предпосылками для появления подобных стереотипов являются детские сказки и мультфильмы. Как правило, положительные герои – изображены красиво и выглядят симпатично, злодеи же наоборот – являются непривлекательными. «Красная Шапочка» например. Вспомним, с чего начинается сказка: «Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было». А волк всегда характеризуется прилагательным «страшный». Даже цветовая гамма, подчинена стереотипам «светлые тона – положительные персонажи», темные – отрицательные. В диснеевском мультфильме «Русалочка» главная героиня очаровательна, Урсула, герой-антагонист (а точнее злодей) выглядит отталкивающее. Даже цветовая гамма подсказывает расстановку сил, красный и зелёный цвета, против чёрного. Другой такой мультик «Спящая красавица» тоже диснеевского производства. Красавца Аврора в нежных красной и голубой гамме, против малопривлекательной Малефисенты, которая тоже, как и Урсула, облачена в чёрный. Увидев и запомнив подобные модели в детстве, ребёнок, позже подросток и более взрослый человек, неосознанно будут переносить это в уже в реальную жизнь

Что касается поведения, то работают нехитрые стереотипы «если человек нагрубил – то он невоспитанный» или «человек, который вам улыбается – хороший». Здесь отрицательным моментом выступает одно из свойств стереотипа – поверхностность.

Услышать колкость в свой адрес малоприятно, но нужно разобраться, с чем связана данная модель поведения, есть ли в ней «уважительная» или «смягчающая» причины. Например, такие как, сложность в семье, болезнь человека, усталость. В этом случае, нельзя сразу же вешать ярлык «плохой» на человека.

Профессиональный фактор тоже может стать прицелом для стереотипов. Например, стереотип, который сейчас называется «Ты же доктор»/ Ты же программист», при котором считается что человек определённой профессии, не просто блестяще знает своё ремесло, но и может справиться с самыми безнадёжными случаями.

3. Функция коллективного представления

Именно на этой ступени, по мнению Дуаза, «зарождается социальный стереотип и функционирует именно на этом уровне»[28], поскольку стереотипы создаются (как сказано, было в предыдущем параграфе) либо «сверху» (государство), либо «снизу», (общество) как в данном случае. Коллективное представление является логическим продолжение предыдущих двух пунктов, которые вместе являют собой, цепочку, по которой появляются и развиваются стереотипы, закрепляясь в коллективном представлении или в идеологическом уровне.

Например, что касается России, страны, в которой всегда преобладало крестьянское население, у которого было мировоззрение «коллективного» характера, при котором все члены общины («мира») должны выполнять чётко определённые обязанности. При этом общинник не должен выделяться, поскольку это мешает установленному порядку.

Советское наследие не далеко ушло от своих предшественников. Идею равенства, что была провозглашена ещё задолго до создания СССР, воплощалась весьма специфично. Это не сколько имущественное равенство, сколько равенство по отношению к одинаковости мышления, образа жизни. Андре Жид, французский писатель, посетил в 30-е годы советскую Москву, писал про советских людей: «Все друг на друга похожи. Нигде результаты социального нивели­рования не заметны до такой степени, как на московских улицах... В одежде исключи­тельное однообразие. Несомненно, то же самое обнаружилось бы и в умах, если бы это можно было увидеть»[29].

Всё это результаты социального стереотипа, который называется «не выделяйся, будь как все», является наследием двух прошедших эпох, где это ещё было более-менее актуально, позволяло выжить и строить общественные отношения. Но теперь, когда ориентация идёт наличное, частное, когда актуальны лозунги «Я у себя одни», «Это не вас много, а Я один (одна)», «Живу (Я) только один раз», «я один такой (-ая) на свете» (против расхожей фразы «Я одна, а вас много») явно не коллективные, стереотип по инерции, продолжает существовать и функционировать. При этом достаточной степени мирно существует с «эгоцентристкой» идеологией, не входя с ней в конфликт.

4. Идеологическая.

Если все предыдущие стереотипы, как правило, идут «снизу», рождаются и появляются в обществе, имея, в большинстве своём, стихийный характер, то идеологические стереотипы создаются намерено, продуманно, под влиянием конкретных ситуаций (например, внешнеполитических, когда выстраиваются отношения одного государства с представителями другого), и распространяются они «сверху».

В отличие от всех других стереотипов, идеологический является самым мобильным, он в большинстве случаях перестраивается под воздействием внешних факторов. Более того, в сознании людей может одновременно жить несколько пластов идеологического стереотипа, которые по существу, могут, различаться, но при этом не вступают друг с другом в логический конфликт.

Так, например, люди большую часть жизни, прожившие в советском Союзе, окружающий мир, в той или иной степени рассматривают с точки зрения советских идеалов. Частично это сравнение, поскольку перед индивидом стоят две модели развития общества. Причём сравнение делается по принципу, лучше или хуже стало, по сравнению с прошедшей эпохой. Если стало, по мнению индивида, стало хуже, то звучит, в особенности от представителей пожилого поколения стереотип-фраза «Сталина на вас нет». Если что-то, опять же, по мнению индивида, стало лучше, то в адрес бывшего СССР звучит слово «Совок», как символ всего самого худшего. При этом в людях живёт две идеологии, которые редко вступают в конфликт друг с другом.

Кроме того, идеологический стереотип служит как скрепление между народом и властью, народом и государством. Как правило, это национальная идея, которая подчёркивает особенность, порой даже «избранность» представителей данной страны.

В качестве подобного примера может выступить Россия, которая отождествляет себя и «народ» как носителей особой «миссии», а государство – как последний и единственно достойный для «Высший Цели». «Документом», в котором прописаны или заметны подобные мысли является концепция монаха Филофея, которая получила название «Москва – третий Рим», в которой Россия – оплот праведности и защитник «веры православной»

Другой «доктриной», где явно прослеживается идеологический стереотип, является концепция С.С. Уварова «Православие, Самодержавие Народность». В ней министр народного просвещения пытался (на фоне европейских революций, где страны из монархических превратились в буржуазные) сохранить консервативные элементы российского общества, скрепляя, по мнению правительства, наиболее актуальными элементами. Это была идеология, через которую формировалось «Мы», чтобы противопоставить потенциально опасным «Им». В тоже время этот идеологический стереотип преследовал цель укрепления власти, поскольку в этой концепции значимую роль, исходя из названия, играет самодержавие в лице правящего монарха – русского царя и императора, который знает, как правильно нужно поступить в той или иной ситуации. Из-за того, что была опасность повторение европейского «сценария» в России, при котором монарха оставляли в качестве дани традиции и символа нации, который не имел политической, государственной и международной силы.

Цель же проекта Уварова не только сохранить, но и укрепить престиж монархии и императорской династии в целом. Император Николай I строго следил за тем, чтобы сохранить Российскую империю в уже имеющемся государственном строе. Это было продиктовано тем, что попытка построить республику, была сделана во время воцарения самого Николая на престол в декабре 1825 года. Декабристы (в зависимости от общества, в котором они состояли) хотели либо уничтожить монархию, либо оставить, но с ограниченными правами и обязанностями.

Поэтому, исходя из вышеперечисленного, идеологические стереотипы стоят на страже уже имеющегося государственного слоя. Кроме того, подобные стереотипы несут сближающую идею между народом, между народом и властью (государством) при которой в стране обеспечивается мир и порядок, без каких-либо народных волнений и внутригосударственной нестабильности.

Большее количество пунктов, по сравнению с предыдущими классификациями стереотипов, отмечают в своей книге «Социальная педагогическая психология» исследователи А.А. Реан и Я.Л. Коломенский. выделили уже шесть пунктов в классификации.

1. Антропологический

Частично этот вид классификации дублирует классификацию Дуаза, ( подпункт «межличностый») в которой успех индивида зависит от внешних факторов. Только, если там физиологическая привлекательность была одним из факторов, то в данном подпункте классификации Реана и Коломенского – главным.

В большей мере понятие «красота» зависит не от национальных или общественных стандартов красоты, а от того, считает ли конкретный индивид симпатичным данного индивида.

В случае положительного восприятия, человеку предписывают все возможные добродетели. Такой человек, с точки зрения характера, является добрым, сострадательным, весёлым. По интеллектуальным способностям «красивый» человек оценивается как умный, чисто автоматически, без доказательств, причём в любой сфере знаний.

В случае отрицательного восприятия, «некрасивому» человеку предписываются средние или низкие способности. С точки зрения характера, такого человека также оценят ниже, невольно приписывая ему недостатки: равнодушие, злобу, он не будет считаться «душой компании».

2. Этнонациональный

Как и предыдущий подпункт, данный тоже частично, является сходным с пунктом предыдущих классификаций, а именно – Варламова. Но если там описывались этносы, то тут главным аспектом будут являться национальности.

Стереотипы про национальности имеют как естественные, так и искусственные причины.

К естественным причинам можно отнести то, представители одной национальности поверхностно знакомы с нравом и бытом другой. Причём чем дальше территориально находится страна, где проживают «дальние» национальности, тем больше про них появляется стереотипов. Про ближайших соседей известно больше, вследствие того, что государство вынуждено налаживать, как минимум, приграничные и торговые отношения. То же касается и тех государств, с которыми складываются дипломатические отношения. Немалую роль в успехе дипломатической миссии, помимо умелых действий руководителя государства и команды дипломатов, играет знание культуры другой страны, её обычаев и особенностей человеческих отношений. Те страны, с которыми идёт международный диалог, про них известно больше, чем про те страны, где в силу обстоятельств отсутствует надобность поддерживать дипломатические отношения.

То же можно сказать про страны, которые потенциально входят в зону интересов другой страны. Чтобы наладить международный диалог, тоже нужно иметь хоть какие-то достоверные знания.

К искусственным причинам можно отнести текущие отношения одной страны с другими государствами. В случае, если страны являются союзниками, образ этого государства будет пропагандироваться в положительном ключе, чтобы убедить людей в правильности решение власти. И наоборот, когда отношения между государствами охлаждаются и являются напряжёнными, не говоря про явное военное или политическое противостояние, образ враждующего государства будет пропагандироваться как образ «врага» и «агрессора».

Описанное выше является созданием стереотипов «сверху», через господствующие классы: политическую элиту, первых лиц государств. Но стереотипы могут появиться «снизу», через общество. Это могут быть путешествия, причём это может носить обоюдный характер: когда человек путешествует за границу, и наоборот, когда носитель другой страны приезжает в другую. На фоне взаимного общения, когда люди смотрят и оценивают происходящее со своего мировоззрения, в особенности, когда плохо или недостаточно хорошо знаком с культурой «гостя» и появляются стереотипы. Причём в появлении национального стереотипа истоком случит коллективный стереотип, когда по одному иностранцу или группе судят по всей стране, не оставляя место для альтернативы.

Следуя из вышеперечисленного, будут приведены типичные стереотипы про несколько наций. Следует помнить, что не все носителя того или иного этноса подвержены стереотипной характеристике или черте характера, они встречаются чаще всего.

Японцы

«Трудоголики»

В Этом стереотипе звучит идея того, что жители Страны восходящего солнца не просто трудолюбивы, а являются хроническими трудоголиками, чуть ли не всю жизнь проживающие на работе, без которой не представляют своей жизни.

На самом деле, дело обстоит несколько иначе. Японские фирмы строго регламентируют время, до которого нужно находиться в офисе. Даже если сотрудник-японец переделал все возможную работу, а новой не предвидится, он будет проводить в здании до конца рабочего времени.

Другой распространенный стереотип – японцы кланяются собеседнику, потому что уважают его. Это частично верно, поскольку поклон – это универсальный знак внимания. От силы и времени поклона зависит, насколько важным японец считает своего собеседника. Но через поклон можно подчеркнуть своё негативное отношение. Это связано с тем, что в японской культуре и этикете нельзя говорит слово «нет». Это приводит к тому, что уже через язык жестов и тела показывают недовольство.

Китайцы

«Трудолюбивые и едят всё подряд»

Частично этот стереотип связан с тем, что весь мир пользуется китайской продукцией, приписывая китайцем высокую работоспособность и трудолюбие. Однако, более точная причина – количественный состав китайцев – более миллиарда человек, которых нужно прокормить. Тем более высокое число людей создаёт конкуренцию, при которой запросто можно оказаться «за бортом» в экономической и торговой сферах. Для китайцев очень актуально известное высказывание «Кто не работает– тот не ест».

Англичане

«Консерваторы»

Наиболее распространённый стереотип про жителей туманного Альбиона звучит следующим образом «англичане строго следуют традициям предков, им чуждо всё новое». Этот стереотип имеет лишь частичное подтверждение, англичане соблюдают традиции и предков и страны (самый известная традиция – чаепитие строго в 5 часов вечера, невзирая на дела и занятость).

Дело в том, что географически, англичане отделены от европейского континента проливом Ла Маншем, а от Америки – Атлантическим океаном. Это привело к тому, что предки англичан были отрезаны от Европы, как географически, там и культурно. Эта изоляция (временная) породила то, что у англичан «своя» культура. Чтобы не потерять своё «Я», в условиях глобализации, англичане решили сохранить быт предков «милой старины».

В тоже время англичане вопреки стереотипам, приветствуют технические и культурные новинки, органично вплетая в свою культуру. Этот стереотип появился из-за того, что консерватизм путают с ретроградством. Отличием служит то, что при консерватизме, к нововведениям относятся аккуратно, если прогресс не мешает обществу, не наносит вред, то его принимают, если нет – оставляют до тех времён, когда это можно будет использовать. При ретроградстве наоборот, любое нововведение, в не зависимости от характеристик, объявляются «пагубными» и «вредными»

Поэтому рождается стереотип про англичан, которые гордятся предками, не взирая ни на что на свете.

Немцы

«Педантичные и пунктуальные»

Немцев, с точки зрения крылатых выражений, можно охарактиризовать так: «Шаг вправо, шаг влево – (равняется) расстрел». Немцы, как считает стереотип, «никогда не будет нарушать правила», даже если это никто не увидит, и даже, если в этом даже есть смысл. Немец никогда не перейдёт дорогу на красный цвет, даже если машин нет, времени много, на улице поздний вечер. Строго «по линеечке» и без отходов от буквы Закона.

Это стереотип имеет следующее объяснение: в случае нарушения правил и законов, нарушитель, как в любой другой западной стране, будет платить штраф или будет работать на принудительных работах. Что касается штрафов, то размер их не символический, а хорошо бьющий по финансам. Так как с деньгами немцев учат обращаться аккуратно с самого детства, то проще будет соблюдать правила и законы.

Особо развитый стереотип про немцев

3. Социально-ролевая

Прежде характеризовать данный пункт классификации, следует обратиться к определению «социальная роль». Социолог П. Бергер трактует термин «социальная роль» как «система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами»[30].

Один и тот же человек может играть сразу несколько социальных ролей. Рождаясь на свет, индивид принимает на себя социальные роли: новорожденный и «сын/дочь», и «брат/сестра», и «внук/внучка». Это только социальная роль в семейных отношениях.

Во взаимоотношениях человек тоже окружён социальными ролями –

«лучший друг», «друг», «приятель», «знакомый», «прохожий». Социальная роль может быть и не положительной «враг» и «недоброжелатель/соперник» тоже являются частью социальных ролей.

Каждая из социальных ролей предписывает определённый набор качеств и поведения. Предполагается, что носитель социального статуса «ученик» буде вести себя уважительно с учителем: здороваться, вставать во время появления, называть учителя по имени-отчеству. Соблюдая эти правила, «ученик» будет мирно и без проблем жить в данной социальной нише. В случае же нарушений базисных правил, его ждут санкции либо от своей же социальной ниши, («одноклассники») либо от непосредственного начальствующей ниши, например «учитель».

Тем не менее, в социальной роли допускается некоторое отхождение от правил. Так «учитель», на своё усмотрение, может быть строгим, а может и добрым, от его выбора зависит, будет ли он держать дистанцию или попытается настроить отношения в классе на дружеские.

4. Социально-статусный

общее положение личности или социаль­ной группы в обществе, связанное с определённой сово­купностью прав и обязанностей.

5. Вербально-поведенческая

Название этого подпункта классификации говорит о том, что главную роль здесь играют две составляющие: речь и поведение.

Что касается вербального аспекта, то тут упор делается не на внешний, или национальный факторы, а на манеру речи. Важно и то, что человек говорит, но и как. Индивид, который говорит на приятные для собеседника темы, автоматически рассматривается как «хороший». И, наоборот, при разговоре на волнующие и неприятные для собеседника темы, будет восприниматься прохладно.

При вербальном общении важную роль играет то, совпадает ли мнение одного человека с мнением другого. При совпадении мнения, человек становится «идейным единомышленником», который положительно воспринимается индивидом. При несовпадении мнения возможны варианты. С одной стороны, если не дошло до полемики, это не вызывает особо неприятных чувств, с другой – тот, кто высказывает прямо противоположную точку зрения, может невольно стать «чужим», особенно если из-за этого возник спор.

При вербальном общении немаловажно, как говорит человек. Если его речь тихая, то он не воспринимается в серьёз, потому что «если тихо говорит, значит человек не уверен в себе». Этот же стереотип работает в случае сбивчивой или неуверенной речи.





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.063 с.