Тематика контрольных работ по курсу «Социология»




Учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Социология»

Основная литература

1. Волков, Ю.Г., Социология: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова, Ю.Г. Волков, И.В.Мостовая. – М.: Изд-во МГУ, 1999 – 432с.

2. Гидденс, Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

3. Кравченко, А.И. Введение в социологию: Учебное пособие / А.И. Кравченко.– М: Новая школа, 1995. – 144с.

4. Кравченко, А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 536 с.

5. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998 - 384с.

6. Кравченко, А.И. Социология для экономистов: Учебн. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – 336 с.

7. Радугин, А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, А.К. Радугин. - М.: Владос, 1995. – 192с.

8. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер.- М: Феникс, 1994. - 688 с.

9. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. –331с.

 

Дополнительная литература

1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – 560 с.

2. Баскакова, М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование: гендерный аспект / М.Е. Баскакова. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 288 с.

3. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие / С.А. Белановский. – М.: Никкола-Медиа, 2001. – 320 с.

4. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / П.Л. Бергер.- М.: Аспект Пресс, 1996. – 168с.

5. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С.147-156

6. Гидденс, Э. Социология / Э.Гидденс // Социологические исследования. – 1994. – № 2. – С.129-138

7. Дюркгейм, Э. Ценностные и реальные суждения / Дюркгейм Э. // Социологические исследования. – 1991. – № 2. – С.106-114

8. Девятко, И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования (Библиотека серии «Специализированные курсы в социологическом образовании») / И.Ф. Девятко. – М.: Институт социологии РАН, 1996. – 174с.

9. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX. Проект «Таганрог»/ Под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Издательство ИСЭПН, 2001. – 320с.

10. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям переходной экономики России / Под ред. В. Кабалиной и С. Кларка. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1999. – 311с.

11. Ионин, Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие / Л.Г. Ионин.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 280с.

12. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1989. – 479с.

13. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1/ Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 232 с.

14. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990. – 224 с.

15. Социологический ежегодник КемГУ (2004-2005 учебный год): Сб. отчетов по результатам внутривузовских социологических исследований /ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет»; Социологический центр. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 286 с.

16. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Мысль, 1998. - 458 с.

17. Шпак, Л.Л. Социология: Учебное пособие. 2-е изд.. перераб. и доп. / Кемеровский госуниверситет / Л.Л. Шпак. – Кемерово, 2002 – 213с.

18. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Наука, 2001 – 596с.

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на лекциях и семинарских занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения тематических заданий. Промежуточная форма контроля для заочной формы обучения – защита контрольной работы, посвященной написанию программы прикладного социологического исследования. Итоговая форма контроля – экзамен по всему курсу для студентов второго высшего образования и ускоренной подготовки; зачет по всему курсу – для студентов заочного отделения (6 лет обучения).

Контрольные вопросы для сдачи экзамена (зачета) приведены ниже.

Вопросы к экзамену по курсу «Социология»

 

1. Объект, предмет социологии. Макро- и микросоциология о предмете познания. Социология и смежные науки об обществе.

2. История становления социологии: О. Конт и Чикагская школа.

3. Познавательная и социальные функции социологии.

4. Позитивизм - основное направление социологической мысли XIX века. Понятия социальной статики и динамики. Концепция социального факта.

5. Понимающая социология и ее основные течения.

6. Подготовительный этап социологического исследования. Теоретическая подготовка исследования. Проблемная ситуация, объект, предмет, логический анализ предмета, цель, задачи, гипотезы. Классификация задач и гипотез исследования.

7. Виды используемых документов. Качественный и количественный анализ документов.

8. Познавательные возможности и виды наблюдения: включенное и невключенное.

9. Познавательные возможности интервью и анкетного опроса. Составные части анкеты. Виды вопросов.

10. Понятие общества. Типология обществ в зависимости от наличия письменности, системы власти и способа производства.

11. Функционализм и конфликтология о социальном устройстве и развитии общества.

12. Понятие социального статуса. Виды статусов. Проблема несовпадения статусов.

13. Социализация личности. Основные этапы социализации. Особенности социализации детей и взрослых.

14. Агенты, виды и механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация. Первичные и вторичные агенты социализации.

15. Понятие социальной общности и их классификация. Этнические общности, условия их возникновения.

16. Массовые и групповые общности, их основные свойства.

17. Социальные институты общества. Классификация, основные свойства и функции институтов.

18. Семья как социальный институт. Основные типы семей. Условия возникновения полигамных семей.

19. Социальные функции семьи. Устойчивость и изменчивость социальных функций семьи.

20. Система образования как социальный институт. Социальные функции системы образования. Концепция «человеческого капитала» о системе образования. Устойчивость и изменчивость системы образования в современном обществе.

21. Понятия и виды бедности: абсолютная и относительная, социальная и экономическая, застойная и ситуативная.

22. Абсолютные и относительные показатели бедности. Оценка масштабов бедности.

 

 

Тематика контрольных работ по курсу «Социология»

Контрольная работа по «Социологии» посвящена написанию программы прикладного социологического исследования. Программа разрабатывается каждым студентом по одной из следующих тем. Выбор темы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента (см. таблицу вариантов). Следует придерживаться порядка распределения тем, так как в случае его нарушения работа может быть не принята к рецензированию.

 

Буква алфавита Номера тем
А, Р, Ц 1, 11, 21
Б, П, Х 2, 12, 22
В,М, Ф 3, 13, 23
Г, Т, У 4, 14, 24
Д, Э, Я 5, 15, 16
Ж, Н, Щ 6, 16, 26
З, О, Ш 7, 17, 22
И, Ч, Е 8, 18, 28
К, Ю 9, 19, 25
Л, С 10, 20, 27

 

 

1. Социальный состав населения города (региона)

2. Увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях

3. Проблемы жизнедеятельности приемных (опекунских) семей, в которых воспитываются дети

4. Причины увеличения числа социальных сирот

5. Увеличения числа гражданских браков

6. Причины увеличения числа безработных в современной России

7. Структура занятости населения какого-либо города (или области в целом).

8. Причины снижения продолжительности жизни, высокий уровень смертности (особенно мужчин) в трудоспособном возрасте

9. Мотивы и обстоятельства приобщения молодежи к наркотикам

10. Причины увеличение числа людей, получающих высшее образование на платной основе

11. Высокие масштабы бедности в современной России

12. Снижение возможностей для выезда семей на летний отдых

13. Увеличение числа людей, имеющих дополнительную работу

14. Низкие темпы социального жилищного строительства в Кузбассе (в России)

15. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

16. Асоциальное поведение среди молодежи (можно рассматривать одну какую-то форму асоциального поведения на примере других категорий населения)

17. Проблемы трудоустройства молодежи после окончания вуза (или можно рассматривать после окончания техникума)

18. Изучение бюджета времени различных групп населения

19. Относительно низкий удельный вес людей, имеющих высшее образование в Кемеровской области

20. Высокий уровень преступности

21. Интернет - потребности различных категорий населения

22. Доступность высшего образования для различных категорий населения

23. Самообеспечение населения продуктами питания (дачники, огородники)

24. Читательские потребности различных категорий населения

25. Основные тенденции изменения уровня жизни населения России (или Кемеровской области)

26. Урбанизация как социальное явление и ее особенности в Кемеровской области

27. Причины бедности в современной России

28. Социально-психологический климат коллектива (на примере любого трудового или учебного коллектива)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: