Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 16 глава




7. Подберите стихотворения, рассказы ипрочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не ранее чем через полтора-два часа после.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом).

Упражнения для развития нижней челюсти

Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются следующие упражнения.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

(расстояние между зубами в два пальца) (расстояние между зубами в один палец) (рот слегка открыт)

3. Произнесите гласные звуки (а, я, о, ё, и) с голосом:

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5.Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены
гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога — пара.

4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Мал язык, да всем телом владеет.

Рыбак рыбака видит издалека.

Щи да каша — пища наша.

Лес рубят — щепки летят.

У маленькой Сани сани едут сами.

Король - орел, орел — король.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

6.Подберите и прочтите стихотворения, четко произнося звуки а, я.

7.Подберите и прочтите прозаический текст, насыщенный звуками а, я. В процессе выполнения вышеуказанных упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у (ю), требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о (ё) — округлить губы, для с (з) — растянуть губы в улыбке и т. д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом).

7. Поднимите верхнюю, губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

8. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией), затем с голосом.

10.При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11.Закрепить четкость и ясность произношения звуков в словах. Слова для чтения: ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ежик, елка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, замок, колесо, зубы, шапка, школа, жук,
живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следить за положением губ (перед зеркалом).

12.Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки (следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз).

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Один в поле не воин.

Век живи, век учись.

Что с возу упало, то пропало.

Палец слаб, а кулак силен.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь.

Волки рыщут, пищу ищут.

У елки иголки колки.

Клади в угол уголь.

13.Подберите для чтения стихи я рассказы. Прочтите их вслух и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Упражнения для развития мышц языка

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит ее отчетливость. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте его следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем, наоборот, справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые части слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны (в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот).

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах

Прочтите слоги:

По такому же принципу отрабатываются и остальные согласные звуки. Слоги должны произноситься энергично, отчетливо.

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, Нарта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Подберите для произнесения слова со стечением других согласный звуков с учетом их позиционных условий (в начале, середине и в конце слова).

При чтении слов добивайтесь четкости и ясности их произнесения.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово икаждый звук. Постепенно ускоряйте темп, во следите за тем, чтобы четкость иясность произнесения не снижались.

Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была туга.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на трапе дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения (не допускайте послогового их чтения).

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжить следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением согласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией, как и над другими разделами по развитию речи, необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания, голоса и т. д. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10—15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предшествующее.

Орфоэпия

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием» Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молъдъстъ — слабый, неясный звук, произносимый как средний звук менаду а и ы, условно обозначается знаком ъ), договор (произносится: дъгавор), сороконожка (съръканожкъ).

2. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно (окно), мълакд (молоко), почтъ (почта), облъкъ (облако).

Гласные звуки у, ю, ы, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаком е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/гушка (лягушка).

4. Звонкий согласный в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш, с.

Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддать (отдать), сгоретъ (сгореть), здатъ (сдать).

5. Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоенный) звук ш: бешшумный (бесшумный), замершший (замерзший), бешшапки (без шапки).

6. Сочетания согласных сж ш зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигатъ сжигать), ражжигать (разжигать), жжиром (с жиром), бежжира (без жира).

7. Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик), щетчик (счетчик).

8. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц — как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццатъ (двадцать).

9. В словах, имеющих окончания -ого и -его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), балъшова (большого), третьива (третьего) и т. п.

10.Окончания глаголов на -тся и -тъся произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обучацца (обучаться), кусацца (кусаться).

11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на -кий, -гий, -хий звук и произносится как средний звук между аиы (ъ): маленъкъй (маленький), стро-гъй (строгий), тихъй (тихий).

12.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл, здн выпадают звуки т и д: леснща (лестница), счасливый (счастливый), празник (праздник);

наблюдается выпадение и других звуков: так, ъ слове солнце не произносится звук л (сонце), в слове здравствуй — звук в (здраст-вуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).

13.В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов (слогов), произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения

1.Прочтите фраза, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой (играет девочка, а не мальчик). Девочка играет в саду с куклой (а не просто унесла ее туда). Девочка играет в саду с куклой (а не в парке, в лесу). Девочка играет в саду с куклой (а не с другой игрушкой). Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу. Дети совершили прогулку на теплоходе. На нашей улице открылся кинотеатр. Матькупила сыну новый велосипед.

Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) а выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистыйТемный лес что шапкой

В воздухе кружится Принакрылся чудной

И на землю тихо И заснул под нею

Падает, ложится. Крепко, непробудно...

И под утро снегом Стали дни коротки, Поле забелело, Солнце светит мало,

Точно пеленою Вот пришли морозцы —

Все его «дело. И зима настала.

(И. Суриков.)

2.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

Больше землю удобряй — выше будет урожай.

Прочтите вслух текст, выделяя в нужных местах паузы.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял ее, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?»

Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

(Н. Носов).

При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

3.Прочтите фразы, в зависимости от текста повышая и понижая голос (е восходящей или с нисходящей мелодией).

Книга издана в Ленинграде? (Восходящая мелодия.)

Книга издана в Ленинграде. (Нисходящая мелодия.)

К концу года завод перевыполнил план.

К вечеру погода изменилась: подул сильный ветер, пошел дождь.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе? — Нет, в Севастополе я не был.

Прочтите отрывок из басни И. Крылова «Любопытный», учитывая мелодическую сторону речи.

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг? Часа там три ходил; Все видел, высмотрел, от удивленья. Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил...»

Подберите и прочтите вслух прозаический текст, учитывая мелодическую сторону речи.

4.Прочтите скороговорки меняя темп речи при их произнесения.

Около кола — колокола. (Произнесите по 3 раза медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе.)

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Расскажите про покупки.— Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

5.Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

По бревну бобры бредут.

Без дела жить — только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Прочтите известное вам стихотворение с различной громкостью голоса, так, как бы вы прочитали его для одного человека, для небольшой группы людей, для большой аудитории.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки; меняйте темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом ж в медленном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т. д.).

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Языком не торопись, а делом не ленись. И волки сыты, и овцы целы. Слухом земля полнится.

Пошел спозаранку Назар На базар. Купил там Козу и корзину Назар следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.). В книге О. И. Соловьевой «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» (Изд. 3-е, М., 1966) воспитатель найдет ряд русских пословиц и поговорок, выражающих ласку и шутку, поучение или наставление и т. д.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, четкость и ясность произнесения звуков и слов.

Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С. И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм, указаны нормы литературного произношения. В тех случаях, когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций,

Планирование работы воспитателя

Известно, что работа воспитателя по развитию речи детей многообразна, трудоемка и очень ответственна. Совершенная речь воспитанников детского сада — залог успешного учения в школе. Поэтому такая работа воспитателя должна очень тщательно планироваться и учитываться.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития речи.

План работы воспитателя определяет содержание, методы и сроки процесса формирования речи детей. Известно, что составляется план на основе «Программы воспитания в детском саду», но обязательно с учетом характеристики уровня развития речи детей группы.

План не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

С какими документами по планированию, отражающими работу по развитию речи, приходится иметь дело воспитателю? Это годовой план работы детского сада, календарный план — дневник воспитателя, который заполняется в году постепенно, на две недели вперед, планы-конспекты отдельных занятий.

Необязательным, но желательным документом является перспективный план работы по развитию речи (перечни мероприятий по отдельным разделам).

Основные задачи по развитию речи детей, наиболее важные для данного детского сада в текущем учебном году, отражаются в годовом плане. Обычно первый вариант плана составляется коллективно — администрацией, партийной и профсоюзной организациями детского сада на основе и с учетом предложений и пожеланий всех сотрудников, а также очередных задач, выдвинутых районным, городским отделом народного образования. Хорошо, если затем воспитатель выпишет в свой план-дневник наиболее важные для себя положения из утвержденного годового плана, чтобы заблаговременно готовиться к предстоящему методическому мероприятию — докладу, консультации, открытому занятию.

Знакомясь с годовым планом, педагог должен обратить внимание на то, как будет обновляться оборудование для, речевых занятий, какой наглядный материал предстоит за год сделать для своей группы, для методкабинета детского сада (особенно полезно запланировать подбор раздаточного материала — натуральных предметов, игрушек-самоделок, картинок, поскольку его в детских садах мало и он не систематизирован).

Воспитателю следует поинтересоваться, кто из педагогов и,где будет повышать квалификацию, учиться. К ним можно будет обратиться за новинками по методике развития речи, выяснить какие-либо трудные вопросы. Если воспитатель впервые пришел в этот детский сад, ему полезно познакомиться не только с текущим, но и с предыдущими годовыми планами, протоколами педагогических совещаний, отметить для себя речевые проблемы, которые интересуют данный коллектив. С помощью заведующей или воспитателя-методиста новому воспитателю полезно наметить на год ряд взаимопосещений, в том числе и занятий по развитию речи, чтобы успешнее перенять имеющийся передовой опыт, познакомиться со стилем работы учреждения, подобрать индивидуальную тему для самостоятельной методической работы.

Можно посоветовать, чтобы в детских садах-новостройках и там, где мало занимались развитием речи, в центре внимания были наиболее важные и трудные разделы программы, например: система работы над звукопроизношением (младшие группы), обучение рассказыванию (старшее группы), методика наблюдений за общественно-бытовыми явлениями на занятиях (все группы) и некоторые другие. В последующие годы следует предусмотреть очередность решения других ведущих задач по методике развития речи.

Конкретное содержание работы с детьми по развитию их речи воспитатель отражает в своем календарном плане.

Календарный план воспитательной работы на две недели — один из видов обязательной документации педагога'.

В плане рекомендуется указывать содержание и организацию речевой деятельности детей в течение следующих моментов режима дня: утренних часов, занятий, утренней прогулки, времена после дневного сна, вечерней прогулки и игр вечером.

Существуют общие требования к календарному плану и учету, которые применимы ко всем возрастным группам. Напомним, что основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и др.).

Составление плана на две недели облегчает смену методов работы, а также усложнение и повторение материала во второй неделе по сравнению с первой.

Ведущим средством развития речи детей в детском саду является обучение. Поэтому воспитателям лучше всего начинать составлять план с подбора занятий по развитию речи последовательно на две недели.

Очень важное требование — систематичность работы над всеми разделами программы развития речи. Задачи развития речи, как и многие воспитательные задачи, нельзя решать в короткие сроки, их нельзя брать в порядке очередности; они осуществляются одновременно и постоянно.

Желательно, чтобы в течение каждой недели воспитатель доработал на занятиях, то есть со всеми детьми, над решением всех основных задач развития речи.

Для тех воспитателей, которые хотят глубже разобраться в вопросе планирования, можно предложить на первых порах использовать предлагаемую схему-рамку, в которой слева по вертикали перечислены все основные задачи, а в следующей вертикали — ведущие методы(виды занятий) для решения каждой задачи (см. с. 197—198).

Справа оставлено место для подбора содержания занятий на одну неделю (два для второй младшей и средней групп, три дня старшей и четыре для подготовительной). Для примера подобраны три комплексных занятия в старшей группе (1, 2, 3).

Что же надо иметь в виду, подбирая занятия на неделю?

Воспитатели отбирают программный материал с учетом дидактических положений. В начале года предлагается, как известно, наиболее легкий, эмоциональный материал, с учетом первоочередных воспитательных задач работы в группе (например, ознакомление с помещением группы и бытовыми принадлежностями, нужными детям в обиходе, связанное с выработкой норм повседневного поведения). Время изучения материала в других случаях бывает связано с сезонностью (ознакомление с природой, трудом людей, одеждой, с традиционными календарными датами).

Воспитатели учитывают особенности местного окружения, навыки и знания детей, результаты предшествующих занятий. Поскольку задач развития речи больше числа занятий, то некоторые занятия состоят из нескольких частей, посвященных разным задачам (количестве частей занятий может быть различным).

Смена задач в методов работы в течение одного занятия не ухудшает восприятие детей, наоборот, это активизирует их внимание, облегчает учение.

При этом нужно следить, чтобы содержание занятия в целом было тематически единым.

Одно-два занятия в неделю посвящаются целиком природоведческому материалу.

Например, занятие во второй младшей группе:

1-я часть. Рассматривание картинок из пособия О. И. Соловьевой «Говори правильно», изображающих детенышей животных; игровое упражнение с ними «Кто ушел?» (закрепление существительных Именительного падежа множественного числа) — 10 минут.

2-я часть. Повторение детьми стихов и потешек о животных (с использованием игрушек) — 5 минут.

3-я часть. Дидактическая играх «Угадай, кто это» — называние животных по звукоподражаниям — 5 минут.

В какие дни недели проводить намеченные занятия? Если воспитатель считает удобным закрепление определенных дней за занятиями по развитию речи и основными задачами, которые на них решаются, то по содержанию ведущей части занятия он может расположить занятия согласно своему расписанию. Например, указанные в схеме занятия могут быть втечение недели проведены в такой последовательности: понедельник — занятие 1, среда — занятие 3, четверг — занятие 2.

Подобное расписание, конечно, не обязательно. Но оно помогает упорядочить подбор занятий, помогает последующей проверке и анализу плана воспитателя.

Итак, при подборе занятий по развитию речи на неделю главное внимание педагог должен обращать на содержание занятий, на охват ими всех основных задач развития речи,

Сначала можно составлять (набрасывать) перечень занятий на неделю, прикладывая листок к заголовкам приведенной выше схемы, разлинованной на две — четыре части (по числу занятий),обдумывать содержание предстоящего занятия, сочетаемость, очередность его частей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: